План-конспект урока по живописи на тему: "Этюд чучела птицы"
Продолжительность: 3 академических часа Целевая аудитория: учащиеся II курса ДХШ Цель урока: выполнить живописный этюд чучела птицы гуашью Задачи урока:
- освоение и закрепление последовательности работы над живописным этюдом;
- развитие наблюдательности и остроты восприятия при рисовании с натуры;
- совершенствование навыков передачи характерных особенностей натуры красками;
- грамотная компоновка в листе, передача основных пропорций, выразительность формы, влияние окружающей среды на предмет. Тип урока: изучение нового материала Ведущие методы: беседа, рассказ, демонстрация наглядных пособий, практическая работа. Оснащение урока:
Для учителя: наглядное пособие, презентация с использованием ИКТ.
Для учащихся: карандаш, ластик, гуашь, кисти, лист Ф А-3. Литература к уроку:
1. Браун Д. Учитесь рисовать птиц. – Минск: Попурри, 2002.
2. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. - М.: ACADEMA,2004.
3. Беда Г. В. Живопись и её изобразительные средства. - М., 1977. Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся: включение обучающихся в активные виды учебной деятельности – наблюдение, сравнение, обсуждение в парах, оценивание собственных работ по критериям, формулировка выводов.
Вводно-мотивационный этап
Приветствие.
Организационный момент.
Сообщение темы урока, цели и задач.
Основная часть урока Этап изучения нового материала. Объяснение учителем новых понятий
Одна из задач нашего урока – разобраться, что же такое этюд. Для этого обратимся к словарю изобразительных терминов. Читаем: «Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры ради тщательного ее изучения». Посредством этюда художник совершенствует свое профессиональное мастерство. Основной целью этюдной работы всегда остается правдивое и живое воплощение живописного замысла, создание картины. Этюды, как и в живописи так и в скульптуре, часто используются как подготовительные этапы для анализа и выявления проблем в основном произведении. В этюде прорабатываются такие детали как цвет, свет, форма, перспектива и композиция. В реалистичном искусстве этюды выполняют самостоятельную роль.
Прежде чем подойти к изображению чучела птицы, давайте рассмотрим наглядный материал: основные формы, структуру строения птиц, пропорции и перспективу, как распределяется светотень на туловище птицы, как надо поработать над деталями, разобраться с узорами на оперении.
Живопись гуашью. Беседа с обучающимися
Гуашь представляет собой одну из разновидностей водных красок. Это кроющие клеевые краски с примесью белил, которые, так же как акварель, разводятся водой. Но в отличие от акварели гуашь не имеет прозрачности. По внешнему виду живопись гуашью похожа на живопись темперой, но имеет более рыхлый красочный слой. Из-за примеси белил краски получаются несколько белесыми, а после высыхания светлеют еще больше. Для живописи можно использовать специальные гуашевые краски. Гуашь хорошо и ровно густым слоем ложится на бумагу, картон, холст. Гуашью можно выполнять работы светлыми цветами по темному фону, и наоборот. Пастозное письмо в живописи гуашью не используется, так как краски в этом случае растрескиваются. Гуашевые краски нужно тщательно размешивать до получения однородной массы, не содержащей комков. Клеевое связующее вещество позволяет краске хорошо держаться на основании (бумаге, картоне) и не трескаться. После высыхания красочный слой не должен пачкаться и осыпаться. Использование большего, чем следует, количества воды для разведения краски изменяет состав связующего вещества. Это еще сильнее высветляет краску и разрыхляет ее так, что она может стираться с бумаги. Быстрое высыхание и сильное высветление краски создают сложность в подборе цвета, если работа выполняется не сразу. Для работы нужно иметь палитру. Работу следует вести мазками, учитывая форму предмета и меняя размер и форму в зависимости от фактуры поверхности.
Аналитическая работа обучающихся (Изучение наглядных материалов)
Закрепление новых знаний через алгоритмизацию действий обучающегося по выполнению этюда (демонстрация этапов ведения работы над этюдом)
Практическая работа (применение полученных знаний на практике)
Учитель объясняет задание на практическую работу и называет условия ее выполнения. Совместно с обучающимися формулирует критерии оценки работы. Учитель по ходу урока делает комментарии о построении чучела птицы, о размещении в листе, о величине, пропорциях, передаче световоздушной среды, колорите и т.д.
Контрольно-оценочный этап (Анализ и оценка творческих работ обучающихся, самооценка, взаимооценка)
По завершении работы, учащиеся выстраивают мольберты со своими этюдами в один ряд. Учитель анализирует каждую работу, отмечает их достоинства и недостатки, выставляет оценки.
Подведение итогов урока
Итак, сегодня вы познакомились с принципами написания этюда чучела птицы, закрепили навыки работы гуашью и узнали о новых технических приемах работы над этюдом. Несмотря на сложность задания, вы с ним успешно справились. Молодцы! Домашнее задание: зарисовки птиц.
Наш урок окончен, убираем рабочие места. Спасибо и до свидания!