План-конспект урока в художественной школе «Введение ленточного орнамента в декоративный натюрморт»
Тема урока: «Введение ленточного орнамента в декоративный натюрморт»
Тип урока: комбинированное.
План урока:
I. Организационный момент.
• Подготовка рабочего места.
• Приветствие.
• Психологический настрой.
• оповещение новой темы урока.
II. Актуализация знаний учащихся.
• Беседа по вопросам и обобщение ответов.
III. Объяснение нового материала.
• Объяснение методики рисования орнаментов в полосе.
• Просмотр мультимедийных материалов.
IV. Практическая работа.
• Рисование декоративного натюрморта с ленточным орнаментом.
V. Подведение итогов урока.
VI. Уборка рабочих мест.
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с правилами выполнения декоративного натюрморта, повторение техники выполнения мозаики; теплохолодности, развитие композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности, ввести ленточный орнамент в натюрморт.
• Занятия рассчитаны на 12 часов.
Оборудование: репродукции картин, наглядные пособия (детские работы, наглядность выполненная учителем), презентация, шаблоны.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Учебные задачи:
1. Научиться рисовать основные геометрические и растительные элементы орнамента.
2. Научиться создавать композиции по мотивам геометрического орнамента.
Обучающие: - обучение рисованию по воображению; обучение стилизации любой формы; обучение созданию цветовой гаммы картины.
Развивающие: – развитие зрительного представления; - развитие воображения и чувства вкуса; - развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности.
Воспитательные: - воспитание интереса к предмету; - развитие аккуратности в работе; - формирование эстетического вкуса.
• Познакомиться с декоративным натюрмортом, с типами орнаментов.
• особенностями.
• Научиться создавать композиции с геометрическими элементами.
•Получить представление о натюрморте, декоративном натюрморте, о художественных образах орнамента, её эстетических особенностях и о технологии создания и технике выполнения.
Ход урока
1. Организационный момент.
1) Приветствие, позитивная установка на урок.
2) Сообщение темы и цели урока.
3) Определение степени готовности к уроку.
Беседа.
Здравствуйте ребята!
Тема нашего урока сегодня « Ведение ленточного орнамента в декоративный натюрморт». Для начала мы вспомним, что такое натюрморт? ( ответы учащихся).
Натюрморт - (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально -тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.
Натюрмортом принято считать композицию из неодушевленных предметов, включая плоды и цветы. Правда, англичане и немцы используют для таких композиций более подходящее название – “тихая жизнь” (still life и stilleben), подчеркивая тем самым, что такого рода живопись имеет дело с обычными предметами окружающей нас повседневной жизни.
Натюрморт как самостоятельный жанр возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII в.
А что же такое декоративный натюрморт?
Слово «
декор» в переводе с лат. означает – украшать.
Декоративный натюрморт характерен условным изображением реальной постановки и исключает ряд постановочных задач реалистического изображения, таких, как: отображение воздушного пространства и материальности. Условностью так же является плановость изображения. В декоративном натюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета не столько отражают реальные взаимосвязи предметов постановки, сколько условную задачу заранее продуманного колорита, то есть колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём см ешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.
В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт.
В декоративном натюрморте важным является также композиционно построение линий, контуров, их движение и взаимодействие с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров, как аппликативной составляющей части декоративного натюрморта. Благодаря этим новым задачам появляется возможность развития композиционных навыков, цветового построения. Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура. Декоративный натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из пластилина (пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника аппликация) и т.д. Основной задачей в декоративном натюрморте является задача стилизации как предметов, их формы, характера, так и цвета, тонов. В зависимости от такой стилизации возможно применение различных декоративных материалов, например, аппликации.
Таким образом, мы видим, что в отличии от реального натюрморта по стилизации в декоративном натюрморте предметы могут принципиально изменять свой характер, цвет, перспективу.
Кроме стилизации и декора мы в натюрморт будем вводить линейный орнамент.
А что же такое орнамент?
Орнамент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска,татуировка).
Орнамент связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.
Виды орнамента:
По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.
По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус,пальметта, акант, гранат и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры — антропоморфный орнамент, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм — т. н. тератология, геометрических и растительных — арабески).
Мы с вами остановимся на ленточном орнаменте, который и будем применять в декоративном натюрморте. Мы сейчас познакомимся с новыми для вас понятиями – лен-точный орнамент; рассмотрим схемы построения ленточного орнамента; узнаем, что такое ритм в орнаменте. А пока давайте вспомним, что же такое орнамент. (Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Термин «орнамент» связан со словом «украшение». Орнамент может быть многоцветный (полихромный) и одноцветный (монохромный)).
Линейно-ленточный орнамент – один из видов орнаментов по композиционному построению.
Ленточным орнаментом называют узор, вписывающийся в ленту, полосу, ограниченную сверху и снизу. Орнамент окаймляет поверхность пред¬мета. Мотивы располагаются по прямой линии – полосной. Орнаментальная полоса развивается по длине. Полосу создают обычно из одной декоративной темы, например из квадратиков, звездочек, цветков, переплетающихся и вьющихся линий. В узких орнаментальных полосах нецелесообразно использовать фигуры сложного рисунка или вводить две-три орнаментальные темы. Их рисунок выходит запутанным, излишне сложным, плохо читается и, не¬смотря на большое количество вложенного в него труда, получается художественно неубедительным.
К ленточным орнаментам относятся кайма, бордюр, фриз.
Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.
Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах
Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Мотив – это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое.
Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до сосед¬него мотива (группы).
По характеру мотива орнамент делят на:
-
геометрический
-
растительный
-
зооморфный
-
антропологичский
-
пейзажный
Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними.
Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними. Ритмическая организация — это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть: 1) метрический (равномерный) 2) неравномерный.
В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.
Можно выделить
несколько видов построения ленточных орнаментов. Они будут отличаться разным расположением орнаментального мотива относительно линии его переноса, которая является линией симметрии. Линия переноса в ленточном орнаменте может быть расположена в поперечном и продольном направлениях.
1. Повторение элемента вдоль оси переноса. Расположение равномерное.
2. Вид характеризуется присутствием плоскости скользящего отражения
3. Движение основной фигуры вдоль оси переносов с изменением их направления по другую сторону оси переносов
4. Симметричная основа каждой фигуры: весь орнамент располагается с одной стороны оси переносов.
5. Движение основной фигуры вдоль оси переносов; расположение зеркальное
6. Попеременное чередование симметричных фигур относительно оси переносов.
7. Чередование симметричных элементов; по другую сторону оси переносов – зеркальное изображение.
Простые схемы ритмического построения линейного орнамента основаны на чередовании:
- элементов одной формы одинакового цвета, но разного размера
- чередование элементов разной формы, одинакового размера и цвета
- чередование элементов одинаковой формы и размера, но разного цвета
- чередование элементов одного размера, но разной формы и цвета.
Практическое задание:
Придумать и составить натюрморт, где должно присутствовать не менее 3-х предметов.
Обратите внимание на компоновку листа и характер предметов. Лист можно расположить как горизонтально, так и вертикально. Обязательно в натюрморте должен быть крупный предмет, средний и мелкие.
Также, вам нужно придать своему натюрморту эмоциональный настрой, чувства (например: нежность, ярость, любовь, ненависть, безразличие, радость, жадность и т.д.)
Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передачей объема, светотени можно пренебречь, отказаться от них, тогда изображение получится плоским, прозрачным. Для работы необходимо взять белую или цветную бумагу. После построения композиции, не забывайте, что начальный рисунок выполняем легким нажатием карандаша. Как вы думаете, достаточно ли изображения одних предметов быта для передачи эмоционального настроения работы? Значит нужно добавить в свои работы небольшие образы.
Например: Добавив в свой рисунок изображение поникшего цветка, характер натюрморта становится печальным.
Обязательно нужно подумать о цветовой гамме, она должна быть ограниченной, не стоит брать все цвета радуги.
С чего начнем?
- Замысел
- Композиция
- Построение
- Работа в цвете (палитра)
- Самоконтроль
Этапы выполнения декоративного натюрморт
Педагог:Сначала, давайте, обратим внимание на цветовое решение. Какие особенности вы можете отметить?
Ребята: В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов.
Педагог: Верно, ребята. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.
А теперь, ребята, внимательно посмотрите на реалистический и декоративный натюрморты. И назовите мне ещё одно отличие.
Ребята: Предметы на живописном натюрморте – реалистичные, а на декоративном – форма различных предметов самая разнообразная.
Педагог: Верно ребята! Молодцы! В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т.е. их форма упрощенная.
- А как вы думаете, в каких материалах можно выполнить декоративный натюрморт?
Ребята: при помощи красок, из природных материалов, аппликацией из бумаги и т.д.
Педагог: Верно. Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура.
Объяснение по цветовому кругу (нахождение контрастных, гармоничных, родственных, родственно-гармоничных цветов).
Ребята, сначала, вам необходимо определить цвет фона. И висящих драпировок. Исходя из правила «от большого к частному». И постепенно двигаясь к более мелким предметам.
Затем вам необходимо подбирать цвета предметов, смотрите на ваши эскизы и на цветовой круг.
Объяснение по цветовому кругу (нахождение контрастных, гармоничных, родственных, родственно-гармоничных цветов).
А далее вы можете придумать любой узор или орнамент на вех предметах вашего натюрморта.
Натюрморт, может быть холодным, теплым, контрастным. Повторяем все цвета.
Натюрморт будем выполнять гуашевыми красками.
На первом занятии нужно будет придумать несколько карандашных и цветовых эскизов, чтобы определится с более удачным вариантом, затем выбранный вариант перенесем на формат А-2 и будем 2,3,4 урок работать цветом и над мелкими деталями-узором.
Ребята приступают к выполнению эскизов.
Посуда и предметы натюрморта могут быть как придуманными, так и по памяти или срисованные с натуры (в кабинете).
Единственное условие – не нарушать единство эмоционального настроения, а так же формы и цвета.
Можно приступать к работе.
Практическая работа учащихся
Учащиеся выполняют декоративный натюрморт. Работа выполняется индивидуально.
После каждого этапа проводится анализ работ. Находятся, общие ошибки и учителем повторно проводится объяснение этапа рисунка для всего класса.
Учитель в течении практической работы, работает индивидуально с учащимися.
Итог урока. Опрос (закрепление полученного материала).
- Где был рожден жанр “натюрморт”?
- Что входит в понятие натюрморт?
- В чём же отличие между декоративным и живописным натюрмортом?
- Какие материалы можно использовать для выполнения декоративного натюрморта?
- Назовите несколько имен художников, работавших в жанре “натюрморт”?
- За наиболее подробные и интересные ответы учащимся выставляются оценки.
- Выставка и анализ работ. Законченные работы вывешиваются на доске.
- Производиться анализ работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные обучающимися на данном уроке.
Подведение итогов урока
(Учащиеся демонстрируют свои работы)
Орнаменты играют особую роль в нашей жизни – украшают предметы быта, позволяют окунуться в мир декоративности и красоты.
В результате работы над заданием были изучены история и особенности натюрморта; изучены виды натюрмортов, выяснено, что такое декоративность, рассмотрена технология выполнения декоративного натюрморта. На основе полученного материала был выполнен декоративный натюрморт, а так же виды орнаментов и на практике его применение, и применение его в декоративном натюрморте.
Нам представилась возможность выполнить творческую работу в технике декоративного натюрморта, которая как нельзя лучше помогла выразить замысел и передать настроение. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы, несомненно, пригодятся в дальнейшем. Осознавая, что существует много других не менее интересных видов и способов решения декоративного натюрморта, полагаем, что их изучение позволит сделать дальнейшую работу еще более содержательной и интересной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 176с.
2. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272с.
3. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. – М: АСТ: Аст¬рель, 2007. – 206с.
4. Лучшие орнаменты и декоративные мотивы / Пер. с англ. Т.М. Ко¬тельнико¬вой. – М: АСТ: Астрель, 2008. – 638с.
5. Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформитель¬ских работ: учебное пособие / С.В.Фиталева, Д.А. Барабошина. – М.: Акаде¬мия, 2010. – 216 с.
6. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Изд-во «Фе¬никс», 2000. – 96с.
7. Алпатов М В. «Композиция в живописи», М., Искусство, 1940.
8. Выготский Л.С. «Педагогическая психология», («Школьный возраст 8-12 лет»), М., Аст, 2008.
9. Выготский Л.С. «Психология развития человека», Лекция «Воображение и творчество в детском возрасте», М., Эксмо, 2005.
10. Свешников А.С. «Композиционное мышление» М., Логос, 2009.
Рекомендуем посмотреть:
Творческий проект по изобразительному искусству. Коллаж
Конспект урока в художественной школе. Живописные камни
Урок живописи в художественной школе. Конспект