Конспект НОД в детском саду в подготовительной группе. Валяние валенок
Конспект НОД с использованием ИКТ по теме «Как валенки, варежки и носки на лугу паслись» в подготовительной группе
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Задачи: Образовательные: Углубить знания детей о процессе обработки шерсти; познакомить с этапами валяния валенок; обогащать словарный запас. Развивающие: продолжать формировать умения детей правильно формулировать вопросы; развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитательные: воспитывать уважение к любому труду; побудить желание мастерить вещи из шерсти. Предварительная работа: Один воспитанник с родителями готовит презентацию о процессе обработки шерсти. Оборудование: телевизор, рисунок В. Мустаева, вытеребленная шерсть, веретено, прялка, клубок шерстяной пряжи, глубокие тарелки, салфетки, крючки для вязания, пряжа длиной 70 см по количеству детей, лоскутки шерстяной и других видов тканей, видеоролик о валянии валенок, презентация о процессе обработки шерсти.
Ход работы.
Воспитатель: У нас на стене висят картины Василия Мустаева. Давайте познакомимся с одной из них, внимательно рассмотрим её. Что вы видите на этой картине? (Воспитатель снимает со стены одну из картин и проводит с детьми беседу по ней.) Дети: На картине изображён валенок, у которого есть руки и ноги, на голове у него шапка. Валенок похож на овечку. Воспитатель: Правильно. Василий Мустаев изобразил валенок, шагающий по лугу в носках на ногах и варежках на руках. А варежки, носки и валенки могут пастись на лугу? Дети: Нет, не могут. Воспитатель: а я думаю, что могут. Давайте будем разбираться, кто прав, а кто ошибается. Из чего делают валенки, вяжут носки и варежки? Дети: Из шерсти. Воспитатель: Правильно, самые тёплые валенки, варежки и носки получаются из шерсти. Шерсть нам «дают» овцы, которые всё лето пасутся на лугу. (Воспитатель показывает слайд с изображением пасущегося на лугу стада овец.) Воспитатель: Мой рассказ продолжит Софья, она увидела процесс обработки шерсти и расскажет вам как появляются варежки, носки и другие вещи. А вы слушайте внимательно, готовьтесь задавать вопросы. Софья: Человек постригает шерсть с овец специальными ножницами. (Воспитатель открывает слайд с изображением того, как постригают овец.) Софья: Затем шерсть взбивают вручную или с помощью специальной шерстобитной машины - шерстобитки. (Воспитатель открывает слайд с изображением шерстобитки.) Софья: Взбитая шерсть готова к прядению. Из неё вручную или с помощью прялки получают пряжу. (Воспитатель открывает слайд с изображение современной электрической прялки и большого станка для прядения пряжи на фабриках.) Софья: Из пряжи вяжут разные вещи или ткут ткани, из которых шьют одежду. Из шерстяной пряжи вяжут носки, варежки и другие вещи. (Воспитатель открывает слайды с изображением вязального и ткацкого станков, стоящих на фабриках.) Воспитатель: Давайте вспомним, что нужно сделать со стриженой шерстью в первую очередь? Дети: Её нужно взбить. Воспитатель: Правильно. Давайте мы с вами сами вручную попробуем её взбить специальной щёткой с металлическими щетинками. (Воспитатель показывает, как взбивать, 2-3 ребёнка пробуют взбивать шерсть вручную.) Воспитатель: Из взбитой шерсти делают валенки, но говорят не «делают», а «валяют». Предлагаю посмотреть видео о том, как валяют валенки, и тогда вы поймёте, почему говорят «валяют». (Воспитатель показывает видеоролик о валянии валенок.) Воспитатель: Почему изготовление валенок называют валянием? Дети: Потому что шерсть постоянно нужно валять, катать. Воспитатель: Мы с вами валенки делать не будем, так как это очень сложно, у нас ещё валенки не получатся. А вот мячик скатать. Я думаю, мы сможем. (На столах приготовлены тарелки с мыльной водой, салфетки. Воспитатель показывает последовательность работы.) Возьмите кусочек шерсти величиной с кулак и макните его в мыльную воду и скатывайте шарик в ладонях. (Дети скатывают мячики.) Воспитатель: Оставьте мячики на столах, вытрите руки салфетками. Вспомните, что делают со взбитой шерстью? Дети: Шерсть прядут. Воспитатель: Правильно. Предлагаю вам вручную попробовать прясть, для этого нам понадобятся прялка и веретено. (Воспитатель показывает, как прясть с помощью веретена и прялки. 2-3 человека пробуют прясть.) Воспитатель: Полученную пряжу заматывают в клубок. Давайте поиграем с клубком. Передаём клубок одном из игроков и задаём ему вопрос по сегодняшней теме. Получивший клубок игрок, отвечает на вопрос и передаёт клубок другому игроку, задав ему свой вопрос и так далее. (Так игра продолжается до последнего игрока. После завершения игры, ребята снимают петельки с пальцев и последний игрок заматывает пряжу в клубок.) Воспитатель: Теперь из получившейся пряжи нужно что-то связать. Мы с вами свяжем пояски для кукол. Для этого нам понадобятся крючки для вязания. Пряжу, не доходя до конца на 3 пальца, сгибаем в петлю, длинный конец пряжи натянуть через петлю и так до конца. (Воспитатель раздаёт детям крючки для вязания и пряжу, показывает, как провязывать петли и помогает им связать пояски.) Воспитатель: Пояски готовы. Мы узнали что из шерстяных нитей ткут ткани. Потрогайте лоскутки шерстяной ткани. (Дети щупают лоскутки шерстяных тканей.) Теперь поиграем. В мешочке лежат лоскутки разных видов тканей. Вам нужно на ощупь определить лоскуток шерстяной ткани и достать его. (Проводится игра с детьми.) Воспитатель: Мы узнали, что из шерсти можно связать и сшить разные вещи. Что можно сделать из шерсти?
Дети: Валенки, варежки, носки, шапки, пояски, платки… Воспитатель: Можем ли мы сказать, что валенки, варежки и носки паслись на лугу? Почему? Дети: Можно, так как все эти вещи изготавливаются из шерсти, а шерсть нам «дают» овцы, которые пасутся на лугу. Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? (Несколько человек отвечают на вопросы.) Воспитатель. Спасибо за работу. Всё что вам понравилось на занятии, расскажите своим куклам и подарите им связанные пояски.
Презентация на тему: Как носки, валенки и варежки на лугу паслись