Классный час «Каков человек, такова его речь»
Пояснительная записка
Автор: Арбузова С.Р., учитель истории и обществознания ОГБПОУ ПЛ№7 Г.Фурманов Ивановская область
Данная разработка содержит:
1.Подробный конспект классного часа «Каков человек, такова его речь», выполненный в Word -2007
2.Пояснительную записку, выполненную в Word -2007
Методические рекомендации
Классный час занимает важное место в системе классных часов по теме «Здоровый образ жизни», имеет большой воспитательный эффект. Тема классного часа актуальна в современном обществе, поэтому на классном часе были созданы условия для формирования культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения, формирования негативного отношения к ненормативной лексике.Классный час «Каков человек, такова его речь» занимает важное место в системе классных часов, имеет большой воспитательный эффект. Данное занятие представляет собой час общения, которое происходит в аудитории без ученических столов, стулья расставлены кругом. В ходе занятия
обучающиеся должны:
1.Овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний
2.Развить аналитическую деятельность
3.Развить рефлексивную деятельность.
Образовательный процесс направлен на формирование универсальных учебных действий. Формирование умений выполнять различные социальные роли, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения. Регулятивные: определяют тему, планирование работы с учетом конечного результата, преодоление трудностей, рефлексия, подведение итогов.
Познавательные: осмысливают полученную информацию, задание, делают умозаключения, выводы. Личностные: освоение социального опыта, обогащение субьектного опыта, вызов интереса к теме. Коммуникативные: способность принимать решения и умение решать проблемы, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества. Мероприятие направлено на формирование компетенций. Коммуникативная: уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы; владеть правилами формального общения. Учебно-познавательная: осмысливать информацию.
Ценностно-смысловая: сформулировать личностно-значимые цели по отношению к изучаемой теме, рефлексировать.
Компетенции личностного самосовершенствования: уметь формулировать своё отношение к изучаемой теме с позитивных позиций.
Цели занятия:создание условий для формирования культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения, формирование негативного отношение к ненормативной лексике.
Задачи:
1. Расширить знания учащихся о грамотной русской речи
2. Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества
3. Побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Ожидаемые приращения ЗУН и качеств обучающихся:
1 Мотивация на людей, на установление с ними эффективных взаимоотношений, на получение более высоких результатов в учебе и исправление выявленных ошибок.
2.Выступление перед аудиторией. Знание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибок и их причин, путей их устранения.
3.Аналитическая деятельность. Мотивация на самореализацию через творческую учебную и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
4.Рефлексивная деятельность.
5. Формирование умений работать с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока: компьютер, проектор, видеофрагмент фильма «Вода», набор скороговорок, анкета «Твое отношение к сквернословию»,пословицы « Нет ничего заразнее слова»," От гнилого сердца и гнилые слова", "Речь - это показатель ума. " Сенека.
Конспект классного часа.
1.Вступительное слово преподавателя.
« Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину:
Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное, что есть на свете.
Хозяин велел позвать Эзопа.
Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.
Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык. Эзоп, ты же принес язык! А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».Через некоторое время кто-то подсказал хозяину: Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете.
Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык. Удивлению гостей нет предела.
Эзоп, ты же опять принес язык! А разве это не самое ужасное?
2. Работа по теме занятия.
-Вопросы и задания учащимся.
- Как мы используем силу слова? Всегда ли задумываемся над тем, что говорим и кому? Мы поднимем самый больной вопрос, волнующий не только нас, но и окружающее нас общество.
Правильная речь – одна из основ культуры современного человека.
К сожалению, сегодня приходится констатировать факт, что правильная речь постепенно теряет свое значение. Ей на смену приходит смесь иностранных слов, жаргонных выражений и нецензурной лексики. Результат весьма плачевный – мы утрачиваем исконную красоту русского языка. Одним из самых ярких признаков принадлежности к социальной группе является особенность речи.В 19 веке, например, свободно говорить по-французски было выражением аристократизма.
-Вопросы и задания учащимся.От чего зависит особенность речи говорящего? (От места проживания,возраста,профессии).В речи отражается уровень образованности говорящего.
3.Интерактивные упражнения.
Речь культурного человека отличается сдержанностью, ритмичностью, богатым словарным запасом.
На какие темы мы говорим с едва знакомыми людьми? (о погоде, телепередаче,международных событиях, спорте)
Важен выбор темы разговора или важно общение?
Такую беседу блестяще изобразил Н.В. Гоголь в своем произведении «Женитьба». Чиновник
Подколесин сватает купеческую дочь Агафью Тихоновну, и вот впервые, почти сразу
же после представления невесте, он остается с ней наедине. Происходит следующий замечательный разговор.
Технология проведения: 2 ученика в ролях читают отрывок из пьсы Н.В.Гоголя. Преподаватель проводит рефлексию: как дети чувствовали себя в образе героев 19 века, какие трудности испытали.
Представьте себе, что каждый из вас преподает русский язык иностранцу.
Ваша цель – научить его как можно большему количеству форм речевого
этикета. Тема: ПРОЩАНИЕ
Надо сказать, что грамматически правильная речь – это не талант, который дается с рождения. Приобрести умение
говорить правильно легко может каждый человек – главное иметь для этого желание и свободное время. Одно из упражнений –это скороговорки.
Технология проведения: преподаватель предлагает учащимся назвать как можно больше слов на тему прощание, проговорить скороговорки.
4. Подведение итогов.
Мы решили строить разговор не на голых фактах, а на примере нашей группы. Накануне классного часа мы провели анкетирование
- Познакомьтесь с результатами анкетирования.
Какой вывод можно сделать по проведенному анкетированию?
Технология проведения: преподаватель знакомит учащихся с результатами анкетирования.
Один учащийся озвучивает результаты анкетирования.Обсуждение.
Посмотрите видеофрагмент из фильма «Вода».
Технология метода: с помощью видеофрагмента преподаватель создает ситуацию нравственного выбора.
5. Рефлексия.
Вопросы к учащимся:
• Давайте скажем друг другу как можно больше добрых слов.
Технология: преподаватель предлагает учащимся сказать друг другу доброе слово, при этом передавая бумажное сердце друг другу.
Дидактические материалы
к уроку
«Каков человек, такова и его речь»
Приложение 1. Отрывок из пьесы Н.В. Гоголя
Приложение 2. Анкета"Твое отношение к сквернословию"
Приложение 3. Видеофрагмент «Вода»
Приложение 1
Н: Прошу покорнейше садиться.
Садятся и молчат.
А: Вы, сударыня, любите кататься?
Н: Как-с кататься?
А: На даче очень приятно летом кататься в лодке.
Н: Да-с, иногда с знакомыми прогуливаемся.
А: Какое-то лето будет – неизвестно.
Н: А желательно, чтобы было хорошее.
Оба молчат.
А: Вы, сударыня, какой цветок больше любите?
Н: Который покрепче пахнет-с, гвоздику-с.
А: Дамам очень идут цветы.
Н: Да. Приятное занятие.
Молчание… Подколесин барабанит пальцами по столу.
-: Вот скоро будет екатерингофское гулянье.
Н: Да, через месяц, кажется.
А: Даже и месяца не будет.
Н: Должно быть, веселое будет гулянье.
А: Сегодня восьмое число (считает по пальцам). Девятое, десятое,
одиннадцатое... Через двадцать два дня.
Н: Представьте, как скоро?
А: Я сегодняшнего дня даже не считаю. (Молчание). Какой это смелый
русский народ!
Н: Как?
А: А работники. Стоит на самой верхушке... Я проходил мимо дома, так
щекатурщик щекатурит и не боится ничего.
Н: Да-с. Так это, в каком месте?
А: А вот на дороге, по которой я хожу всякий раз в департамент. Я ведькаждое утро хожу в должность.
Приложение 2
Анкета "Твое отношение к сквернословию»"
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
а) стала привычкой – 10 человек
б) символ взрослости - 5
в) недостаточный словарный запас - 5
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?
а) от злости -14
б) из-за неуважения к людям - 8
в) стала привычкой - 0
3. Как часто ты произносишь эти слова?
а) почти каждый день -2
б) редко- 12
в) никогда не использую - 6
4. В каких ситуациях это происходит?
а) во - время ссоры - 12
б) когда плохое настроение - 4
в) вообще не использую - 4
5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?
а) неловкость -11
б) храбрость -1
в) мне иногда станет легче -8
6. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?
а) чувство отвращения - 6
б) невоспитанность - 8
в) низкая культура - 6
7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?
а) стыдно за него -16
б) ничего не чувствую -2
в) обычный повседневный разговор -2
8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?
а) от парней - 8
б) от девушек - 9
в) от взрослых -3
9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?
а) не хочу, потому что, это не культурно -5
б) если правильно воспитывать детей, они никогда не произносят эти слова -15
в) пусть используют, когда надо -0
Рекомендуем посмотреть:
Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство
Классный час для 7-8 класса по ЗОЖ
Классный час на тему: Воспитание волевых качеств, 7-8 класс
Классный час «Прежде чем сделать – подумай», 7-8 класс
Похожие статьи:
Классный час в 7, 8 классе на тему ПДД
Методическая разработка информационного классного часа по теме: Все самое интересное из истории денег
Классный час 8-9 класс по теме Искусство
Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды
Классный час на тему: Вредные привычки, 7-8 класс