План-конспект интегрированного занятия по правовому воспитанию "Каждый должен знать свои права"
Автор: Баталова Марина Хамзаевна, воспитатель ОГБУ СО "Иркутский детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей"
Возраст воспитанников: 14-16 лет
Круглый стол. Правовая культура детей с ОВЗ.
Цель: формирование правовой культуры воспитанников через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
1. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
2. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
3. Воспитывать уважение к другим людям.
4. Развивать умения вести дискуссию, высказывать своё мнение.
5. Создать памятки: «Права и обязанности воспитанника 8 группы».
Ход занятия
I. Орг. Момент.
1. Создание проблемной ситуации.
- Добрый день, ребята. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи! Начнём нашу беседу с небольшого эксперимента. Приглашаю одного воспитанника. Из двух предметов нужно выбрать один. (два карандаша разного цвета, две точилки, два воздушных шара и т.д.)
- Почему ты выбрал эти предметы? Что выбирает для себя человек?
Вывод: человек выбирает то, что ему нравится. Человек имеет право выбора.
2. Формулирование темы круглого стола.
- Тема нашего круглого стола: «Права и обязанности»
- Сегодня мы собрались за круглым столом, чтобы поговорить о правах и обязанностях детей. А кто же о том, что любое право несет за собой обязанность. И составить памятку воспитанника 8 гр. На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
И хотелось бы начать строками из стихотворения:
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим
Он на свете не один!
- Приглашаю вас послушать сказку
3. Обсуждение определения права
Погружение в ситуацию.
Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
Так что же такое права человека? (ответы)
Права человека — такие правила, которые обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. Они охраняются государством и разрешено законами.
А что такое закон?
Закон - установленное государством общеобязательное правило, которое нужно соблюдать.
Законы, по которым мы живем:
• Конституция – основной закон Российского государства.
• «Конвенция о правах ребенка» - документ, закрепляющий права детей.
Физминутка.
4. Выполнение продуктивного задания
- Но я хочу вам сказать, что каждое право несет за собой обязанность. Это мы с вами сейчас обсудим и создадим памятку воспитанника 8 группы.
- Перед вами карточки с правами и обязанностями, а также белый лист бумаги. Сейчас мы с вами будем угадывать права и выяснять, какие обязанности из этого вытекают. Затем с одной стороны листа мы наклеим права, а напротив обязанности и у нас получится памятка, которую мы обязаны знать и соблюдать.
Составление и изготовление памятки (инструкция)
1. При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)
«Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).
(Право на образование.)
- Находим это право среди наших карточек и приклеиваем. Теперь давайте выясним, какие обязанности несет это право? (ответы)
- каждый обязан прилежно учиться и бережно относиться к имуществу школы. (приклеиваем)
2. Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности. Уважение личного достоинства и защита своих прав)
- Обязанность - Уважать достоинства других людей и их права.
- Здесь так же нарушено право на свободу выражения своих мыслей
- Обязанность - Уважать и прислушиваться к мнению других
3. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг и право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуата¬ции и насилия).
- обязанность – Не применять насилие в отношении других людей
4. Какое право нарушено в произведении «Доктор Айболит»?
- Право на оказание медицинской помощи.
-Обязанность? Соблюдать правила техники безопасности, быть чистоплотным.
5. Какое право нарушено в сказке «Заюшкина избушка»?
- Право на жилье. Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки.
- Обязанность – содержать свое жилище в чистоте. Не ломать и не портить имущество.
6. «Песенка мамонтенка» – Право жить и воспитываться в семье.
Сказка «Гуси-лебеди», Гуси – Лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес.
- Обязанность -Уважать родителей других детей. Соблюдать общепринятые нормы.
7. Какое право нарушено в сказке «Красная шапочка»?
(Право на имя)
- Обязанность – не обзывать других людей, не придумывать им клички.
5. Обобщение
- Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за столами?
Дети: Право на образование.
- Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
6. Вывод
Вы ознакомились с правами, которые предоставлены ребенку. Знаем, что государство и граждане страны обязаны защищать права детей и заботиться о них. Но прав без обязанностей не бывает. По мере вашего взросления будет меняться соотношение ваших прав и обязанностей. Знаем, что наши права заканчиваются там, где начинаются права других людей. Сегодня, за этим круглым столом вы реализовали свое права знать о своих правах.
7. Рефлексия деятельности
- Наш сегодняшний разговор был коротким, но в ходе этого разговора у каждого из вас возникли свои мысли. Положите руки на столы, опустите голову на руки, закройте глазки. Я дам вам минутку, чтобы вы вспомнили самое хорошее, доброе, что было сегодня во время круглого стола.
- Откройте глазки.
Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.
Надеюсь, что наша встреча была полезной! Желаю всем соблюдать права! Всего доброго!
Всем спасибо.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Сценарий праздника. Фестиваль "Обучение без ограничений". Открытие фестиваля
Занятие педагога психолога со школьниками 5-7 класса
Занятия с презентацией для детей с нарушением слуха, 8 класс «Спорт для глухих»