Автор: Бестик Ирина Викторовна, воспитатель, КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск. Описание. Данный конспект внеклассного занятия будет полезен учителям и воспитателям коррекционных школ-интернатов для детей с нарушениями слуха. Внеклассное занятие познакомит учащихся старшего звена с тяжелой страницей истории Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. Способствует формированию интереса подрастающего поколения к истории ВОВ. Цель: ознакомление учащихся со значением кошек для защитников и жителей блокадного Ленинграда. Задачи:
- рассказать учащимся о том, как кошки помогли пережить блокаду;
- воспитывать уважение к героическому подвигу защитников и жителей блокадного Ленинграда, к исторической памяти ВОВ;
- развивать познавательные способности учащихся, память, связную речь;
- развивать слуховое восприятие во время внеклассного занятия. Оборудование: презентация, таблички, карточки, пазлы «Кот-боец». Речевой материал: блокада, воспоминание, мобилизация, батарея.
Позитивный настрой на занятие.
На занятии будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
- Молодцы! Наденьте наушники и включите аппаратуру.
- Что ты сделал(а)?
- Надел (а) наушники и включил (а) аппаратуру.
- Как ты слышишь?
- Я слышу хорошо (плохо).
- Будем говорить, отвечать на вопросы. Слушайте внимательно.
Работа за экраном.
[Какой сейчас месяц?]
[Какое сегодня число?]
[Какой сегодня день недели?]
[Сколько было уроков сегодня?]
[Какой урок был первым?]
- Молодцы! Сейчас будем выполнять фонетическую зарядку.
Фонетическая зарядка.
Дежурный звук «Л»
ЛА ЛО ЛЕ ЛИ ЛУ ЛЮ ЛЭ ЛЯ
ЛЕ-НИНГРАД
ЛЕНИН-ГРАД
ЛЕ-НИН-ГРАД
БЛО-КАДА
БЛОКА-ДА
БЛО-КА-ДА
БЛОКА_ДА ЛЕНИНГРА_ДА
2. Вводная беседа. Метод «Мозговой штурм». Задание: ответить на вопросы.
- Что такое блокада?
- Какой город оказался в блокаде?
- Почему Гитлер захотел устроить блокаду именно городу Ленинграду?
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
- По какому озеру проходила дорога жизни?
- Какая самая низкая норма выдачи хлеба в блокадном Ленинграде?
- Когда немцы обещали взять Ленинград?
- Какое имя сейчас носит город Ленинград?
Работа с речевым материалом.
- Вы уже ответили на вопрос, что такое блокада. Давайте сейчас обратимся к словарю русского языка. Прочитайте значение слова «блокада» и запишите в тетрадь.
Блокада — окружение города, крепости, армий войском неприятеля с целью отрезать их от внешнего мира и этим принудить к сдаче или парализовать их деятельность.
- Составьте словосочетание со словом «блокада».
- Военная блокада, экономическая блокада, блокада Ленинграда.
- Давайте сейчас, используя ваши ответы, составим синквейн «Блокада Ленинграда»
Метод «Синквейн». Задание: составить синквейн «Блокада Ленинграда».
1 группа учащихся составляют самостоятельно.
2 группа учащихся составляют с помощью воспитателя.
Блокада Ленинграда.
Длительная, изматывающая.
Изнуряет, ослабляет, напрягает.
Важное историческое событие.
Окружение.
- Молодцы! Как вы думаете, о чем мы будем сегодня беседовать? Ответы детей.
- Правильно, мы будем беседовать про блокаду Ленинграда. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как кошки спасли блокадный Ленинград от полчища крыс и страшных эпидемий. Тема нашего устного познавательного журнала: «Как кошки спасли Ленинград».
3. Основная часть. 1 СТРАНИЦА «ГОЛОД В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ» Рассказ воспитателя.
- Кошек любят многие. А вот жители Санкт-Петербурга относятся к ним с наибольшим трепетом. Эти милые пушистые создания сыграли немаловажную роль в спасении жителей блокадного Ленинграда.
Трудно себе представить, как жители Ленинграда смогли пережить эти страшные 872 дня (с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года). Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года. Какие трудности испытывали жители блокадного Ленинграда? Ответы детей.
- Изнурительные бомбежки и артобстрелы; громадные очереди за крошечными пайками хлеба; холод и ужесточающийся голод; смерти близких, знакомых и маленьких детей; трупы людей на улицах; походы с бидончиками на замерзшую Неву за водой в лютый мороз. Зима какого года была самой сложной для ленинградцев? Ответы детей.
- Зима 1941 – 1942 года для жителей Ленинграда была особенно тяжелой. Похоронные команды не успевали убирать с улиц трупы умерших от голода, холода и болезней людей. В эту зиму ленинградцы съели всех домашних животных, в том числе собак и кошек. Переловили и съели всех уток в парках и голубей на улицах. Ели крыс и мышей. Мальчишки с рогатками охотились на птиц и ловили в Неве мелкую и колючую рыбку колюшку. Лишь единицы домашних животных, которых прятали, смогли пережить то страшное время. Как вы думаете, люди осуждали тех, кто ел диких птиц и домашних животных? Ответы детей.
- Поначалу люди осуждали тех, кто ел кошек. Потом перестали, потому что обед из кошки часто был единственной возможностью сохранить жизнь. Вот воспоминания самих блокадников.
Работа с речевым материалом.
- Обратимся к словарю русского языка. Прочитайте значение слова «воспоминание» и запишите в тетрадь. Воспоминание - то, что сохранилось в памяти; мысленное воспроизведение этого, возобновление представлений о ком-либо, чем-либо.
- Составьте словосочетание со словом «воспоминание».
- Воспоминание о детстве, теплые воспоминания.
Работа с текстом.
- Прочитаем по цепочке воспоминания жителей блокадного Ленинграда. Из воспоминаний:
Блокадник Шабунин В. Ф.: «Мне было 9 лет и 8 месяцев. В блокадном Ленинграде я провел 1 год и 15 дней. Мы были детьми, на долю которых выпало тяжкое испытание. Витаминов не хватало, хлеба было мало. Да и хлебом его назвать было трудно – прогорклая масса, для иждивенцев 125 грамм, для работающих – 250. Зима была холодной. Если мороз в Ленинграде стоял 30°, то в Сибири он приравнивался к 50°. Люди шли, обессилев от голода и холода, останавливались отдохнуть и засыпали навечно. Трупы людей подолгу лежали на улицах, их никто не убирал. Однажды мы поймали кошку, ободрали, сварили и съели. Жира в ней было мало, только тонкий слой на животе. В течение нескольких дней во рту стоял мышиный запах. Ветки смородины, стоящей под окном, тоже порубили и съели…»
«У нас был кот Васька. Любимец в семье. Зимой 41-го мама его унесла куда-то. Сказала, что в приют, мол, там его будут рыбкой кормить, а то мы не можем. Вечером мама приготовила что-то наподобие котлет. Тогда я удивилась, откуда у нас мясо? Ничего не поняла. Только потом. Получается, что благодаря Ваське мы выжили ту зиму…»
- Давайте порассуждаем. Какие тяготы блокады испытывали дети Ленинграда?
- Что стало самым тяжелым испытанием для маленьких жителей блокадного Ленинграда?
- Можно ли осуждать жителей блокадного Ленинграда за то, что они съели всех домашних животных? Почему? Обоснуй свой ответ.
Практическая работа. Задание: отрежьте кусок хлеба, который полагался детям в блокадном Ленинграде (125 г) Учащиеся выполняют задание.
2 СТРАНИЦА «КОШКА КАК СИМВОЛ ЖИЗНИ» Рассказ воспитателя.
- Время блокады Ленинграда было наполнено трагическими событиями, но мы знаем множество историй о подвигах жителей блокадного Ленинграда, совершивших подвиг милосердия к своим домашним питомцам.
- Некоторые горожане, несмотря на жестокий голод, пожалели своих любимцев. Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота на улицу погулять. К ней подходили люди, благодарили, что она его сохранила. Одна бывшая блокадница вспоминала, что в марте 1942 года вдруг увидела на городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер следил, чтобы никто не изловил зверька. 12-летняя девочка в апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. «Увидев ее, я поняла, что мы выжили», — вспоминала эта женщина много лет спустя.
Работа с текстом.
- Прочитаем по цепочке воспоминания жителей блокадного Ленинграда. Из воспоминаний:
Кот Васька.
«Моя бабушка всегда говорила, что тяжёлую блокаду они пережили только благодаря нашему коту Ваське. Если бы не этот рыжий хулиган, она с дочерью умерли бы с голоду как многие другие.
Каждый день Васька уходил на охоту и притаскивал мышек или жирную крысу. Мышек бабушка потрошила и варила из них похлебку. А из крыски получался неплохой гуляш.
При этом кот сидел всегда рядом и ждал еду, а ночью все трое лежали под одним одеялом и он согревал их своим теплом.
Бомбежку он чувствовал намного раньше, чем объявляли воздушную тревогу, начинал крутиться и жалобно мяукать, бабушка успевала собрать вещи, воду, маму, кота и выбежать из дома. Когда бежали в убежище, его как члена семьи тащили с собой и смотрели, как бы его не унесли и не съели.
Голод был страшный. Васька был голодный как все и тощий. Всю зиму до весны бабушка собирала крошки для птиц, а с весны выходили с котом на охоту. Бабушка сыпала крошки, и сидели с Васькой в засаде, его прыжок всегда был на удивление точным и быстрым. Васька голодал вместе с нами. И сил у него было недостаточно, чтобы удержать птицу. Он хватал птицу, а из кустов выбегала бабушка и помогала ему. Так что с весны до осени ели еще и птиц.
Когда сняли блокаду и появилось побольше еды, и даже потом после войны бабушка коту всегда отдавала самый лучший кусочек. Гладила его ласково, приговаривая - кормилец ты наш.
Умер Васька в 1949 году, бабушка его похоронила на кладбище, и, что бы, могилку не затоптали, поставила крестик и написала Василий Бугров. Потом рядом с котиком мама положила и бабушку, а потом там я похоронила и свою маму. Так и лежат все трое за одной оградкой, как когда-то в войну под одним одеялом».
- Ответьте на вопросы.
- Какие трудности выпали на долю домашних животных?
- Как кошки помогали своим хозяевам в блокаду?
- Почему к кошкам в блокадном Ленинграде относились, как к членам семьи?
- Послушайте стихотворение Т. Луговской «Кошки в блокадном Ленинграде».
- Почему люди были удивлены, увидев кошку на улице?
- Почему старый профессор снял шляпу перед кошкой?
- Какие чувства у вас вызывает это стихотворение? Почему?
Практическая работа. Задание: составить синквейн «Кошка блокадного Ленинграда».
Кошка
Худая, голодная
Кормить, согревать, выжить
Любимый домашний питомец
Жизнь
- Символом чего являлась кошка в блокадном Ленинграде?
- Символ жизни.
3 СТРАНИЦА «КОШАЧЬИ МОБИЛИЗАЦИИ» Рассказ воспитателя.
Город постигла новая беда — появились крысы. Крыс в городе было очень много. Они питались трупами на улицах. Крысы начали пожирать все: они нападали на больных и истощенных детей и стариков во сне, в городе нависла угроза эпидемий (в том числе чумы).
По рассказам очевидцев, полчища крыс переходили улицы, блокируя движение машин. Одна жительница блокадного Ленинграда вспоминала, как она ночью выглянула на улицу и увидела шевелящуюся реку бегущих грызунов. Отряды грызунов грозили уничтожить зерно на мельнице, где мололи муку для хлеба всему городу. Крысы губили полотна великих художников в Эрмитаже, которые пострадали также и от бомбардировок.
С крысами активно боролись, их травили, давили танками, расстреливали.
- Обратимся к воспоминаниям жителей блокадного Ленинграда.
Из воспоминаний: «Однажды кто-то, узнав, что мама беременна мною, подарил ей селёдку — ей так хотелось солёного… Дома мама положила подарок в укромный уголок, надеясь съесть после работы. Но вернувшись вечером, нашла от селёдки хвостик и жирные пятна на полу — крысы попировали».
«Весной 42-го мы с сестрой шли на огород, разбитый прямо на стадионе на Левашевской улице. И вдруг увидели, что прямо на нас движется какая-то серая масса. Крысы! Когда мы прибежали на огород – там все уже было съедено», – вспоминает блокадница Зоя Корнильева.
Сразу после прорыва блокады Ленинграда, в апреле 1943 года, вышло постановление доставить в Ленинград из Ярославской области четыре вагона простых дымчатых кошек. Они считались лучшими крысоловами. Была объявлена первая мобилизация кошек.
Работа с речевым материалом.
- Обратимся к словарю русского языка. Прочитайте значение слова «мобилизация» и запишите в тетрадь. Мобилизация - призыв, привлечение кого-либо для выполнения какого-либо массового мероприятия, каких-либо задач, имеющих существенное значение.
- Составьте предложение со словом «мобилизация».
- В 1943 году прошла первая мобилизация кошек в Ленинград. Рассказ воспитателя.
Ярославцы в короткие сроки наловили серых кошек, чтобы хоть как-то помочь жителям Ленинграда. Многие даже отдавали своих собственных животных. Чтобы кошек не разворовали, их везли под усиленной охраной, и наконец, эшелон с четырьмя вагонами кошек прибыл в полуразрушенный город. Их прозвали «мяукающая дивизия». Часть кошек была выпущена там же на вокзале, часть была роздана жителям.
Весть о том, что сегодня в город доставят кошек, мгновенно облетела всех. Люди огромными толпами собрались на вокзале, возникла ужасная давка. Многие на перрон пришли целыми группами. Рассчитывали на то, что, хотя бы одному из группы удастся взять кошку. И вот пришёл состав. Удивительно: четыре вагона кошек разошлись по рукам буквально за полчаса! Какие счастливые шли ленинградцы домой. Казалось, это приехали не обычные кошки, а бойцы нашей Красной Армии. Некое могучее подкрепление. И даже в тот день казалось, что Победа уже близка. Однако многим горожанам кошек не хватило.
Некоторых из кошек продавали на рынке по цене равной приблизительно десяти буханкам хлеба. Для справки: котёнок стоил 500 рублей, зарплата дворника составляла 120 рублей, а буханка хлеба стоила 50 руб.
Прибывшие в полуразрушенный город ярославские кошки ценой больших потерь со своей стороны сумели отогнать крыс от продовольственных складов.
После окончательного снятия блокады прошла еще одна «кошачья мобилизация». На этот раз самых умелых крысоловов отлавливали по всей Сибири специально для защиты бесценных произведений искусства Эрмитажа и других ленинградских дворцов и музеев. Зимой 1944 года милиция Тюмени начала отлов животных для Ленинграда. Многие сибиряки пожертвовали своих домашних животных, чтобы помочь ленинградцам. Первым добровольцем стал черно-белый кот Амур, которого хозяйка принесла со слезами на сборный пункт с пожеланием: «внести свой вклад в борьбу с ненавистным врагом».
За две недели жители Тюмени собрали 238 котов и кошек (возрастом до 5 лет), а дальше крысоловов доставляли из Иркутска, Омска, Ишима, Заводоуковска, Ялуторовска и других. В общей сложности из Сибири в Ленинград было привезено 5000 кошек. Вскоре сибирским котам удалось почти полностью очистить Ленинград от крыс.
- Сейчас выполним следующие задания по группам.
Практическая работа (Дифференцированная работа, работа по группам)
1 группа Задание: заполнить таблицу «Мобилизации кошек в Ленинград»
Дата мобилизации ........ Откуда привезены ........ Количество кошек
2 группа Задание: составить развернутую интеллект-карту «Кошачья мобилизация», используя бумагу А4 и разноцветные маркеры.
4 СТРАНИЦА «КОШКИ НА СТРАЖЕ ОТЕЧЕСТВА» Рассказ воспитателя.
Кошки не только ловили грызунов, но и воевали. Есть легенда о рыжем коте Ваське, который прижился при стоявшей под Ленинградом зенитной батарее.
Работа с речевым материалом.
- Обратимся к словарю русского языка. Прочитайте значение слова «батарея» и запишите в тетрадь. Батарея - артиллерийское подразделение, имеющее в своем составе несколько орудий.
- Составьте предложение со словом «батарея».
- Кот Васька служил в зенитной батарее. Рассказ воспитателя.
Солдаты прозвали его «слухачом», так как кот точно предсказывал своим мяуканьем приближение вражеских самолетов. Причем на звук советских самолетов животное не реагировало. Кота даже поставили на довольствие и выделили одного рядового за ним присматривать.
- Ребята, соберите пазл «Кот-боец».
5 СТРАНИЦА «КОШКА ЗНАЧИТ ПОБЕДА» Рассказ воспитателя.
Интересен тот факт, что после снятия блокады москвичи, вместе с продуктами питания, высылали в Петербург родственникам и друзьям кошек и маленьких котят. С тех пор кошки пользуются особым уважением и любовью в Ленинграде. Для жителей Ленинграда появление кошек означало победу.
В память о хвостатых героях в 2000 году на Малой Садовой улице установили скульптуры кота Елисея и кошки Василисы.
Фигурки кошек в натуральную величину были отлиты из металла известным скульптором-анималистом Владимиром Петровичевым, такой подарок сделал городу петербургский предприниматель. Эти скульптуры — дань памяти ярославским и сибирским кошкам, которые после блокады спасли измученный Ленинград от нашествия крыс.
В Выборгском районе Северной столицы на улице Композиторов, во дворе дома №4 поставили небольшой новый памятник кошке блокадного Ленинграда.
В Тюмени в день города 2008 года был открыт сквер «Сибирских кошек» c 12 бронзовыми фигурками кошек в разных позах, в память о тех 5000 животных, которые спасли блокадный Ленинград от крыс и эпидемий.
- Сейчас подведем итоги нашей беседы, выполнив практическое задание.
Практическая работа. Задание: вставить в предложения пропущенные слова.
1. Жители блокадного Ленинграда испытывали _______________,_____________,______________
2. Город постигла новая беда — появились ______________.
3. После прорыва блокады Ленинграда в апреле 1943 года в город доставили из Ярославской области четыре вагона ______________.
4. Дымчатых кошек прозвали в Ленинграде _____________.
5. Кошки не только ловили грызунов, но и ____________.
6. Крысоловов из Сибири привезли в Ленинград специально для защиты бесценных произведений искусства ____________.
7. С тех пор кошки пользуются особым уважением и любовью________________. Опорные слова: холод, «мяукающая дивизия», воевали, в Ленинграде, ужесточающийся голод, крысы, изнурительные бомбежки, дымчатых кошек, Эрмитажа.
4. Итоговая беседа. Работа за экраном.
[Что мы делали?]
[О чём мы беседовали?]
[Какую неоценимую помощь оказали кошки блокадному Ленинграду?]
[Из каких областей и городов привозили в Ленинград кошек?]
[В каких городах есть памятники кошкам?]
- История какого кота вас больше всего впечатлила и почему?
Рефлексия Прием «Лестница успеха».
- Ребята, у вас на столе лежат смайлики. Оцените вашу работу на занятии с помощью лестницы успеха.
Мне все удалось, я все понял.
Не совсем усвоил, сомневаюсь.
У меня ничего не получилось.
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали на занятии. Я надеюсь, что вам понравился наш устный познавательный журнал. Мы всегда должны помнить о тех героических днях, о мужестве и подвиге защитников и жителей блокадного Ленинграда, о неоценимой помощи «мяукающей дивизии». Чтобы снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!