Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Ознакомление дошкольников с защитниками Отечества

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с защитниками Отечества
В работе по ознакомлению детей с окружающим миром значительное место отводится формированию представлений о воинах Российской Армии- защитниках Отечества. Дети узнают о мужестве и героизме воинов, об их доброте, о красоте воинских ритуалов. Стремление к героическому, естественное желание подражать военным создаёт благоприятные условия для формирования у ребёнка мотива «Хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким».

Какие же представления о защитниках Отечества должны быть у детей каждой возрастной группы.
Младшая группа
В работе с детьми этого возраста педагог опирается на их эмоциональность и прежде всего стремится вызвать интерес и чувство симпатии к российскому солдату.
Формировать представления о защитниках Отечества можно как в совместной деятельности , так и на занятиях. Детям предлагается для рассматривания иллюстрации к книгам или репродукции с картин, где представлен выразительный образ защитника Отечества, например, репродукцию с картины художника А Кокорекина « Воину – освободителю- всенародная любовь ».
Слайд. Репродукция с картины художника А Кокорекина «Воину – освободителю- всенародная любовь»
При этом педагог просто и понятно рассказывает о солдате, задаёт наводящие вопросы, и они замечают выражение лица солдата (доброе и весёлое), его форму.
Отбирая материал, следует учитывать, что дети младшего возраста выделяют в первую внешние, яркие признаки, поэтому можно предложить для рассматривания иллюстрацию художника А. Иткина к книге С. Баруздина «Шёл по улице солдат » , изображающую воина в парадной форме.
Слайд. Иллюстрация художника А. Иткина к книге С. Баруздина «Шёл по улице солдат»
Воспитатель. Посмотрите, дети, как красиво идёт солдат. Он высокий, стройный, молодой. У него новая одежда, ремень с блестящей пряжкой. Куда он идёт, на праздник или на парад? Как и в предыдущих беседах воспитатель стремится вызвать у малышей чувство симпатии к воину ,восхищение его силой и ловкостью.
Далее можно познакомить детей с воинами различных родов войск: моряками, лётчиками, танкистами. Воспитатель обращает внимание детей на внешние особенности формы, отличающей воинов друг от друга, рассказывает о том, что моряки плавают на кораблях.
Слайд с изображением моряков.
Лётчики водят самолёты.
Слайд с изображением лётчиков.
Танкисты управляют танками.
Слайд с изображением танкистов.
При этом подчёркивается, что все они- люди сильные, смелые. Для закрепления представлений о воинах воспитатель организует сюжетно- ролевые игры «Моряки» , «Лётчики» и др..
Средняя группа
Воспитанники средней группы должны не только знать, что в Российской армии есть солдаты, моряки, лётчики, танкисты, но и иметь представление о том, что эти сильные, смелые люди защищают нашу Родину. Познавательный материал может быть объединён в две темы:
«Российские воины- защитники нашей Родины » и «Воины- пограничники».
Можно прочитать рассказ «Что могут солдаты? » (из книги Я. Длуголенского «Не потеряйте знамя» ), предложить рассмотреть иллюстрации , изображающие воинов на полосе препятствий. Задача воспитателя- подвести детей к обобщению : чтобы стать смелыми, сильными, быстрыми, быть готовыми к защите Родины, солдаты тренируются в беге, прыжках, лазанье.
Педагог предлагает детям поучиться быть такими же ловкими, быстрыми, как солдаты. На прогулке можно устроить «полосу препятствий» . В ходе игры следует поощрять детей, помогать им преодолевать неуверенность, будить воображение, напоминая, что они- будущие солдаты.
Можно почитать детям рассказ Л. Кассиля «Про нашу пехоту» . Так же провести беседы о воинах различных родов войск: лётчики, танкисты, моряки.
Для формирования представлений о воинах пограничниках, предлагается для рассматривания картина Б. Окорокова «Пограничники».
Слайд с изображением картины Б. Окорокова «Пограничники»
Суровая северная природа, мужественные лица воинов, настороженность в их взглядах, переданные художником, возбуждают у дошкольников интерес к образу пограничника. Обращается внимание детей на особенности пейзажа, одежды воинов, на выражение их лиц и позу собаки. Воспитатель подводит детей к выводу: пограничники с оружием и собакой охраняют границу, им не страшен сильный ветер и мороз, они закалённые, сильные.
Представления о пограничниках расширяются после чтения стихотворения З. Александровой «Дозор» . Так же с детьми можно рассматривать и другие иллюстрации о пограничниках .
Слайды с изображением пограничников
Закреплять знания об особенностях службы пограничников можно в ходе сюжетно – ролевых игр. Из строительного материала сооружается граница, дом (застава), устанавливается флаг, стоят на посту.
Старшая группа
Необходимо более полно и глубоко раскрыть понятие «Российская армия – защитница нашей Родины», сформировать у детей эмоционально- положительное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них.
Продолжается ознакомление дошкольников с особенностями военной службы в мирное время. Представления о пограничниках , полученные в предыдущей группе, и активный интерес к ним являются основой для более полного раскрытия образов воинов и подведения детей к понятию «граница» . С этой целью можно прочитать рассказ «На границе» из книги Ю.Коваля «Путешествие на границу» .
В старшей группе воспитатель вновь обращается к картине Б.Окорокова «Пограничники»
Слайд с изображением картины Б. Окорокова «Пограничники»
Однако теперь цель занятия усложняется: необходимо, чтобы дети поняли ту настороженность и тревогу, которые передаёт художник, и смогли ответить на вопрос, почему пограничники так зорко смотрят. Могу быть также использованы и другие картины и иллюстрации про пограничников. Дети должны прийти к выводу: воины – пограничники охраняют границу в любое время года, в любую погоду, днём и ночью. Границы нашей страны ни на минуту не остаются без охраны. Детям можно прочитать книгу З.Александровой «Дозор» , предварительно объяснив её название : «Дозор- это пограничный пост, дозорные- наблюдатели, т.е. пограничники, находящиеся на посту и наблюдающие за границей так, чтобы не обнаружить себя» . Проводится беседа по содержанию произведения. Накоплению ярких впечатлений о трудной и опасной службе пограничников, об их мужестве и находчивости способствует стихотворение А.Барто «На заставе». Это произведение привлекает динамичностью сюжета, дети сосредоточенно следят за событиями на пограничной заставе. После чтения проводится беседа. Постановкой вопроса «Почему врагу и чужой собаке не удалось перейти границу?» Детей подводят к выводу о том, что границы нашей страны надёжно охраняются и днём и ночью.
Закрепить знания о пограничниках можно на занятиях по изодеятельности, в сюжетно- ролевых играх (строительство разнообразных сооружений: границы, пограничная вышка; новые сюжетные линии: проверка пропусков, тренировки).
Дети продолжают знакомиться с особенностями военной службы моряков, лётчиков, танкистов. Основное внимание обращается на то, как готовятся воины к защите Родины, какие качества им для этого необходимы. Как и в средней группе можно прочитать книгу Я.Длуголенского «Не потеряйте знамя» (например, рассказ «Что могут солдаты?» , отрывки из книги Б.Никольского «Препятствие».
Слайды с изображением воинов на полосе препятствий
В ходе беседы детям задаются вопросы, которые помогают глубже осознать действия героев, обращается внимание на настойчивость, упорство, трудолюбие воинов: «Какие препятствия преодолевали солдаты? Почему солдату, не перепрыгнувшему канаву с водой, пришлось начинать всё сначала? Для чего нашим воинам надо уметь преодолевать полосу препятствий?» в результате такой работы у детей появляется желание подражать этим героям. Для лучшего осмысления полученных знаний организуются подвижные игры «Полоса препятствий» .
Знакомство с праздником День Победы
С детьми проводятся беседы об этом празднике: почему празднуют День Победы? Как он проходит в Москве? О чём говорят в этот день в семье? С детьми рассматриваются фотографии, иллюстрации, картины о войне, о наградах.
Слайды с фотографиями ПОБЕДЫ
У детей формируются конкретные представления о героических защитниках страны в годы ВОВ. Можно прочитать рассказ Л. Кассиля «Сестра» (из книги «Твои защитники»)
Слайд с иллюстрацией к книге Л. Кассиля «Сестра»
Стремясь к тому, чтобы дети лучше поняли смысл рассказа, педагог повторяет отрывок, в котором рассказывается, как бесстрашно действовала медсестра Надя Балашова: ползла под пулями, подползла, вынула бинт и осторожно начала перевязывать рану, чтобы не было больно; обхватила раненого рукой и потащила в безопасное место: «Фашисты по ней стреляют, а она, знай себе, ползёт да раненого тащит. Маленькая, а сильная. И ничего не боится».
Также детям предлагаются для рассматривания и другие картины и иллюстрации о героизме как медсестёр, так и солдат в годы ВОВ.
Презентация на тему: Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с защитниками Отечества

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника 23 февраля в старшей группе «Слава защитникам Отечества» Сценарий спортивного праздника с родителями и детьми подготовительных групп к 23 февраля День защитников Отечества. Сценарий утренника старшая группа Конкурсная программа, посвящённая празднику 23 февраля. Подготовительная группа

Похожие статьи:

23 февраля. Сценарий для старшей группы детского сада

Сценарий 23 февраля в подготовительной группе ДОУ

Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля

День защитника Отечества в детском саду. Сценарий

Сценарии 23 февраля в детском саду

Минутки здоровья в детском саду. Младшая группа | Игры для детей с ТНР 5-7 лет с элементами музыкотерапии
Опубликовано: 1727 дней назад (27 июля 2019)
Просмотров: 3677
+2
Голосов: 2
Ирина Викторовна Ауэр # 5 августа 2019 в 08:44 +1
Здравствуйте! Все доступно изложено. Материал является актуальным и полезным. Спасибо.