Игры для детей старшего дошкольного возраста с ТНР с элементами музыкотерапии
Игра «В лесу»
(Методики «Пантомима», «Двигательное расслабление и слияние с ритмом музыки»)
Цель: развитие эмоциональной сферы и снятие мышечного и нервного напряжения
Ход
1 часть. Переживание эмоционального состояния.
(тревожная музыка)
Педагог. Мы с вами заблудились в густом лесу, вокруг высокие деревья, колючий кустарник, пни, покрытые мохом. Мы идем по лесу, высоко поднимая ноги, перешагиваем высокую траву и кочки, обходим колючие кусты, перепрыгиваем через пни.
2 часть. Выход из сложной ситуации, успокоение.
(радостная музыка)
Педагог. Но вот впереди видно солнечную полянку. На ней растёт зеленая мягкая трава, а посередине разлилось чистое голубое озеро. В траве виднеются разноцветные душистые цветы, на деревьях сидят и щебечут птицы, стрекочут кузнечики.
Дети садятся на мягкие подушки и смотрят вокруг.
3 часть. Эмоциональное расслабление.
(спокойная музыка для релаксации)
Педагог. В красивом озере тихо плещется прозрачная вода, слышно, как где-то негромко журчит ручеек, на все голоса поют птицы, жужжат трудолюбивые пчелки. Нас обдувает тёплый и ласковый ветерок.
Игра «Храбрец-удалец»
(Методика «Пантомима»)
Цель: развитие эмоциональной сферы и снятие нервного напряжения.
Ход.
(Ребёнок изображает с помощью пантомимы и жестов поведение зайца, волка)
Педагог. В лесу жил-был зайчишка-трусишка. И всего вокруг он боялся. Спрячется под кустиком и трясется от страха.
Педагог. Подует ветерок - зайчик задрожит, захрустит ветка дерева – заяц сильнее начинает дрожать.
(Р.Шуман «Дед Мороз»)
Педагог. Но вот однажды зайчишке надоело бояться и прятаться. Запрыгнул он на пенек да как закричит: «Я храбрец-удалец, не боюсь никого!»
(Л.В.Бетховен «Ода к радости»)
Педагог. Вдруг на лесную полянку вышел серый волк. (кукла би-ба-бо)
Да так неожиданно, что зайчик всю свою храбрость растерял. Прижал уши к голове и задрожал, как осиновый листочек, скатился с пенька, да так неудачно, что угодил волку прямо на серую спину. И зайчишка пустился наутек.
( Ш.К.Сен-Санс «Заяц»)
Педагог. А волк тоже очень сильно испугался зайца, который так внезапно на него упал, и навсегда убежал из этого леса, где жил зайчик.
(Л.В.Бетховена «Ода к радости»)
Педагог. Стали лесные звери зайца хвалить: «Какой ты молодец, Храбрец-удалец, прогнал злого волка, не испугался!» С тех самых пор заяц ничего не боится.
Игра «Снеговик»
(Методика «Пантомима»)
Цель: снятие стрессовых ситуаций
Музыкальное сопровождение: Ф.Шопен «Зимняя сказка»
Ход.
Педагог. Предлагаю тебе превратиться в Снеговика. Встань прямо, руки разведи в стороны, щёки надуй, замри в таком положении. (Замереть секунд на 10).
Педагог. Но вот на небе выглянуло тёплое солнышко, его ласковые лучики дотянулись до тебя и ты начал таять.
(Ребенок опускает вниз руки, приседает а потом ложится на ковёр и расслабляется).
Игра «Тонирование»
(Методика «Дыхательные упражнения под музыку»)
Цель: развитие речевого дыхания и снятие мышечного и нервного напряжения
Ход.
Педагог. Пропоём звук «а-а-а» столько, сколько сможем протянуть. (Помогает очень быстро расслабиться)
Пение звука «и-и-и» активизирует работоспособность мозга и стимулирует деятельность всего организма.
«Морское дно»
(Методики «Музыкорисование», «Двигательное расслабление и слияние с ритмом музыки»)
Цель: развитие эмоциональной сферы и снятие мышечного и нервного напряжения.
Музыкальное сопровождение: пьеса К.Дебюсси «Лунный свет».
Ход.
Дети произвольно сидят на ковре. Педагог сопровождает музыку текстом, согласуя с её движением.
Педагог. Дети, сегодня мы отправимся в путешествие в морскую глубину. Но сначала проверим работу нашего снаряжения для дыхания под морской водой: расправьте плечи и спокойно, без напряжения, вдохните носом и выдохните через рот. Снаряжение в порядке, начинаем погружение.
Спокойно и глубоко вдохнули и выдохнули – вот мы и на самом дне моря. Вокруг только голубая прозрачная вода. А теперь представьте себя морскими волнами, которые слегка покачиваются вместе с музыкой.
Вокруг плавают разные обитатели моря, рассмотрите внимательно и почувствуйте их присутствие.
Вдруг течение изменилось, волны начали раскачиваться всё сильнее и сильнее. Затем наступила ночь. В наступившей темноте морская вода начала сиять разноцветным переливанием светящихся водорослей, рачков, удивительных медуз. Постепенно волны начали успокаиваться, раскачиваться всё медленнее и медленнее, и наконец легли на дно. Давайте глубоко вдохнём и выдохнем – вот мы и в детском саду.
Затем детям предлагается под эту музыку нарисовать картинку, которую они представляют во время слушания данного произведения. Затем рисунки анализируются и выявляются дети, с которыми необходимо продолжить работу по преодолению тревожности.
Игра «Зёрнышко»
(Методики «Пение», «Дыхательные упражнения под музыку»)
Цель: выравнивание эмоционального состояния
Ход.
Педагог. Давайте «посадим» зёрнышко на ладошку.
Дети высаживают воображаемое зёрнышко, сопровождая «посадку» пением слова «Динь».
Педагог. Чтобы зёрнышко проросло, о нём необходимо заботиться.
Польём зёрнышко дождиком. (Имитация звуков капелек голосом).
Согреем зёрнышко солнышком. (Пение звука «а»).
Зёрнышко начинает расти. (Пение звука «а» на крещендо).
И наконец вырос красивый большой цветок и распустились его великолепные лепестки, которые имеют прекрасный аромат. (Медленный вдох через нос, выдох со словом «ха».
«Игра с воздушными шариками»
(Методика «Двигательное расслабление и слияние с ритмом музыки»)
Цель: снятие мышечных зажимов, напряжения
Музыкальное сопровождение: Ф. Шопен «Ноктюрн фа-мажор»
Ход.
Дети берут по воздушному шарику и начинают с ними играть под музыку. Затем игра повторяется с воображаемыми шарами.
Игра «Воздушные бабочки»
(Методика «Пантомима»)
Цель: снятие мышечных зажимов, напряжения
Музыкальное сопровождение: С. Майкапар «Мотылек»
Ход.
Педагог. В саду росли красивые цветы. Маленькие и легкие бабочки летали над ними и кружились, выбирая себе самый красочный и яркий и садились на него. Дети слушают музыку, представляют себя бабочками и передают движениями то, что они слышат в музыке.
Игра «Круги»
(Методика «Игра на детских музыкальных инструментах»)
Цель: развитие положительных эмоций.
Ход.
Дети садятся на стульчики полукругом, в центре – ведущий-дирижёр.
Дети сгруппированы в подгруппы для игры на музыкальных инструментах с контрастным, отличающимся друг от друга звучанием, например, группы: колокольчиков – ксилофонов – металлофонов – бубнов – барабанов и маракасов.
Педагог мелом рисует круги на полу и с детьми закрепляет, какой группе музыкальных инструментов будет соответствовать тот или иной круг. Детям необходимо ждать своей очереди, когда вступать в игру, то есть внимательно следить, в какой круг встанет ведущий «дирижер». Ведущий не просто перемещается с одного круга на другой, он внимательно воспринимает получающуюся «музыку» и создает игровой образ.
Рекомендуем посмотреть:
Станционная игра для детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста
Дидактические игры по экологии в детском саду для детей с нарушениями в развитии. Картотека
Игровые ситуации для детей с нарушениями в развитии
Игры для развития речи у детей с ТНР