Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие произвольной регуляции деятельности у детей с ОВЗ с использованием музыкотерапии

Статья «Развитие произвольной регуляции деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием музыкотерапии»
Одно из важных достижений дошкольного возраста – развитие у детей умения самостоятельно регулировать поведение и мыслительные процессы. За умением сдерживать себя и не поддаваться преждевременному порыву или желанию, находится важное свойство – навык произвольной регуляции своей деятельности.

У детей дошкольного возраста в развитии произвольной регуляции деятельности происходят большие изменения, которые связаны с развитием системы Я, интеллекта, усвоением моральных и культурных норм.

Произвольная регуляция деятельности является одним из важных условий социальной адаптации детей с ОВЗ, их социально-эмоционального развития.

Группа детей дошкольного возраста с ОВЗ не однородна и в неё входят воспитанники с разными нарушениями развития, выраженность которых различна, в том числе и произвольная регуляция деятельности.

Типичные общие затруднения в развитии произвольной деятельности у детей с ОВЗ:
- Наблюдается низкая работоспособность в связи с повышенной
истощаемостью, вследствие возникновения у воспитанников явлений психомоторной расторможенности.
- Наблюдается несформированность произвольного поведения – по типу психической неустойчивости и расторможенности влечений, учебной мотивации.
- Возникают трудности формирования умений планирования предстоящей деятельности, определения путей, средств достижения цели; контроль своей деятельности и умение работать в определенном темпе.
- Повышенная тревожность ( многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью) – болезненно реагируют на тон голоса, отмечаются изменения в настроении.
Высокий уровень мышечного и эмоционального напряжения;
- Повышенная утомляемость – быстро становятся вялыми или раздражительными и плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на выполнении заданий. При неудачах очень быстро утрачивают интерес и отказываются от выполнения заданий. У отдельных детей в результате утомления появляется двигательное беспокойство.
- Повышенная возбудимость – беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности и упрямству.

Чтобы ребенок дошкольного возраста с ОВЗ научился самостоятельно осуществлять регуляцию различных сторон своей жизни, он должен научиться контролировать своё общение и поведение, двигательную и эмоциональную сферы.
Процесс формирования произвольной регуляции деятельности у таких воспитанников довольно сложный и длительный, так как каждая категория детей с ОВЗ имеет свои особенности и требует особого подхода.

Одним из таких подходов является арт-терапия, цель которой фокусируется на процессе, а не на результате.
К одним из эффективных методов арт-терапии, направленного на развитие произвольной регуляции деятельности у детей с ОВЗ, относится музыкальная терапия, которая помогает сделать это в мягкой форме, имея в своём инструментарии важный эмоциональный компонент.

Рекомендуемая структура занятий по развитию произвольной регуляции деятельности
Этапы:
1. Разминка, в ходе которой оценивается степень закрепления уже отработанных заданий.
2. Овладение новым «материалом».
3. Игровой этап, в ходе которого формируется произвольность,
как на двигательном уровне, так и произвольности внимания, памяти и т.п. (в
ходе удержания заданных игровых правил), с учетом, как ведущего типа мотивации каждого воспитанника, так и специфики межличностных коммуникаций в целом.
4. Завершающий, релаксационный этап, с использованием музыкотерапии.

Фрагменты классических произведений для проведения музыкотерапии:
Чайковский «Времена года»; Чайковский «Щелкунчик» – «Адажио», «Вальс цветов», «Па де де»; Дебюсси: «Лунный свет»; Шуман: «Грезы»; Бизе «Пастораль»; Леклер «Соната до мажор» (часть3); Сен-Санс: «Лебедь».

Релаксационное упражнение «Волшебное путешествие»
Музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Сентиментальный вальс.
Педагог. Закрываем глаза, дышим спокойно: вдох-выдох. Ты совершенно спокоен. Спокойствие распространяется по всему телу. Ты раскован, расслаблен, совершенно спокоен. Представьте себе, что мы отправляемся в волшебное путешествие. Перед тобой лежит тропинка. Она уходит вдаль. Идти по этой тропинке легко и приятно. Ты ощущаешь своими босыми ногами теплую, сухую землю. Легкий ветерок колышет твои волосы. Воздух прозрачен и свеж. Ты вдыхаешь запах удивительных цветов, которые растут на лугу. Рассмотри эти цветы. Что напоминают они тебе? Ты идешь по этому лугу, срываешь букет цветов. Ты чувствуешь себя спокойно и безопасно. Ты ложишься в зеленую травку, которая пахнет летом. Смотришь в синее небо, на облака, которые проплывают перед тобой. Ты совершенно спокоен. Приготовься к тому, чтобы потянуться. Потянулись, глубоко вдохнули и резко выдохнем, после этого откроем глаза.

Для снятия мышечного и нервного напряжения в конце занятий, требующих умственной нагрузки, музыкальных и физкультурных занятий воспитанникам предлагается несколько минут расслабиться, принять удобную позу и послушать классическую музыку, погружаясь в воображаемые ситуации.

При снижении сосредоточенности внимания во время НОД можно проводить небольшие музыкальные паузы с использованием классических произведений: Ж. М. Леклер «Соната до мажор (часть3)», В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Симфония №6, 3 и 4 часть», «Музыкальная шкатулка».

Можно отметить, что независимо от формы и вида музыкотерапии, она обязательно будет способствовать развитию произвольной регуляции деятельности.
Практическое приложение
Занятие с использованием музыкотерапии для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжёлыми нарушениями речи «Калейдоскоп настроений»
Цель: закрепление знаний об эмоциональных состояниях людей.
Задачи:
• закреплять умение узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики,
• развивать навыки произвольной регуляции деятельности средствами музыкотерапии,
• создать позитивный психологический микроклимат, радостное и бодрое настроение,
• формировать навыки здорового образа жизни через релаксацию,
• развивать коммуникативные навыки в отношениях с окружающими, сбалансированность эмоций,
• воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость.
Материал и оборудование: бубен, картинки с изображением людей с эмоциями веселье, грусть, удивление, злость, горе, упрямство, стихи про эти эмоции, комплект с карточками-облачками на каждого ребёнка с нарисованными схемами эмоций (веселье, грусть, удивление, злость, горе, упрямство), магнитофон, подушки для релаксации.
Ход
1. Разминка
Игра «Бубен настроений»
Цель. Закрепление умений показывать мимикой эмоциональное состояние.
Материал: бубен.
Педагог предлагает детям встать в круг и по нему пускает бубен.
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот настроение покажет нам.
Тот, у кого оказался бубен, показывает названное настроение, остальные дети также показывают названное настроение.
Игра продолжается, бубен называется грустным, удивлённым, задумчивым.
Рекомендации. В начале бубен назвать грустным, а в конце – весёлым для создания положительного эмоционального настроя.

2. Овладение новым «материалом»
Дидактическая игра «Узнай эмоцию»
Цель: закрепление знаний об эмоциональных состояниях людей
Материал: картинки с изображением людей с эмоциями веселье, грусть, удивление, злость, горе, упрямство, стихи про эти эмоции.
Ход игры
Педагог предлагает послушать стихи про настроение людей и найти соответствующую картинку.
Веселье
Я смеюсь, я хохочу,
улыбаюсь и шучу,
Мне так весело сегодня,
даже танцевать хочу!
Грусть
Яблоко стало невкусным.
Веселое сделалось грустным.
Сахар - не сладкий.
Соль - не соленая.
Дождик - не мокрый.
Трава - не зеленая.
Гром на кого-то с неба ворчит.
Мама не хочет со мной разговаривать.
Мама молчит...
(Николаенко Л.)
Горе
Вот закапали слезинки, кап – кап,
Словно, бусинки – росинки, кап – кап.
Долго сдерживал я их, кап – кап,
Они сами полились, кап – кап.
Удивление
Удивляюсь я всему:
Граду, снегу и дождю.
Капле маленькой росы.
Крыльям пчёлки и осы.
Удивляюсь красоте,
Пенью птичек по весне.
Злость
Поглядите, сегодня я злой.
Не играет никто со мной.
Я ногами стучу – стучу,
Во всё горло кричу – кричу.
Упрямство
Г.Ладонщиков
Взял альбом упрямый Миша, краски, кисточки, и вот,
Кое-что у Миши вышло, только лишь наоборот:
Поросёнок тащит волка, щука ловит рыбака,
Под грибком укрылась ёлка, лошадь лает на щенка….
Посмотрел на Мишу кот, замяукал жалостно:
Ты меня наоборот не рисуй, пожалуйста.
Хорошо – ответил Миша, только ты мне не мешай,
Нарисую, как от мыши удирал ты под сарай.
Фу! Упрямец! – фыркнул кот, и забрался под комод.

3. Игровой этап
Игра «Облачки настроений» (с использованием музыкотерапии)
Цель: закрепление умения определять настроение музыкального произведения и выражать его мимикой.
Материал: комплект с карточками-облачками на каждого ребёнка с нарисованными схемами эмоций (веселье, грусть, удивление, злость, горе, упрямство)
Музыкальное сопровождение: М.Глинка «Разлука» (грусть), И.С. Бах «Шутка» (оркестровая сюита си-минор) (веселье); П.И.Чайковский «Юмореска» (веселье), Д.Кабалевский «Злюка» (злость), «Упрямый братишка» соч. 89 (упрямство), Моцарт «Реквием-Лакримоза» (фрагмент) (горе), П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь» (печаль), И.С. Бах. Прелюдия до-мажор (фраrмент) «Хорошо темперированный клавир» (удивление).
Ход
Педагог предлагает прослушать отрывки произведений различного характера, выбрать соответствующую схему и дать характеристику. Затем предлагается с помощью мимики и движений выразить настроение прослушанного произведения.

4. Завершающий, релаксационный этап
Релаксация «Облака» (с использованием музыкотерапии)
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Музыкальное сопровождение: К. Сен-Санс: «Лебедь»
Педагог. Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ Развитие познавательного интереса младших школьников с ОВЗ при помощи ИКТ
Игры для детей с ТНР 5-7 лет с элементами музыкотерапии | Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ
Опубликовано: 916 дней назад (21 мая 2022)
Просмотров: 1562
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!