Музыкотерапия как средство формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Всемирная организация здравоохранения дала определение, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровье – это сокровище, дарованное людям, которое они обязаны беречь с детства, потому что здоровый человек создаёт здоровое общество, а с ним – здоровую планету.
Одним из главных составляющих здоровья является здоровый образ жизни. Это образ жизни, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Другими словами, здоровый образ жизни подразумевает правила, соблюдение которых оптимально поможет сохранить и укрепить здоровье (как физическое, так и психическое).
Период дошкольного возраста является важным в формировании основ здорового образа жизни. На этом этапе важно создать у дошкольников базовые знания и определённые навыки ЗОЖ. Поэтому заложить основы навыков здорового образа жизни призваны дошкольные образовательные организации и семья.
Оздоровление воспитанников детского сада должно происходить во всех видах детской деятельности, а музыка, как самый доступный вид искусства для детского восприятия, выступает в качестве средства формирования привычки к здоровому образу жизни.
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Ещё в древние времена знали о влиянии музыки на человеческий организм и применяли её как лечебное средство.
В ходе музыкотерапии можно применять не только классическую музыку, подходит музыка, сыгранная на живых инструментах. Но, как показывает многолетний опыт педагогов и психологов, которые используют метод музыкотерапии в работе с детьми, более глубокое влияние оказывают именно классические произведения, с помощью которых достигается положительный эффект. Учёные доказали, что классические произведения положительно влияют на человека благодаря определённой частоте акустических волн, воздействующих на центры удовольствия. Из этого следует, что классическая музыка оказывает положительный эмоциональный эффект.
Музыкотерапия является одним из перспективных направлений в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе и в формировании у них привычки к здоровому образу жизни.
Музыкотерапия имеет три основные формы:
•
рецептивная,
•
активная,
•
интегративная.
Рецептивная (пассивная) музыкотерапия.
Описание: человек является простым слушателем различных музыкальных композиций или вслушивается в их разные звучания.
Активная музыкотерапия.
Описание: человек активно работает с музыкальным материалом.
Формы активной музыкотерапии:
•
игра на музыкальных инструментах,
•
пение,
•
двигательная импровизация под музыку.
Интегративная музыкотерапия.
Описание: наравне с музыкой используются возможности разных видов искусств: изобразительная деятельность под музыку, наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкальные подвижные игры, пластические музыкальные драматизации, сочинение рассказов после прослушанной музыки и т.д.
Во время музыкотерапии звуками и тонами стимулируются мозговые центры, создавая лечебный эффект.
В дошкольной образовательной организации музыкотерапия проводится дозировано, в зависимости от вида деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни.
Главные компоненты здорового образа жизни:
• режим дня (чередование разных видов деятельности – отдыха, сна, питания, пребывания на воздухе в соответствии возрастным особенностям дошкольников),
• правильное питание,
• оптимальный двигательный режим,
• закаливание организма,
• спокойный, доброжелательный психологический климат в семье.
Музыкотерапию можно использовать во всех этих компонентах ЗОЖ.
Режим дня (чередование разных видов деятельности – отдыха, сна, питания, пребывания на воздухе в соответствии возрастным особенностям дошкольников).
В процессе утреннего приёма детей можно использовать фрагменты классических произведений, которые положительно воздействуют на детей и их родителей.
Цель музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона при приёме детей.
Утренняя гимнастика в детском саду обязательно проводится под музыкальное сопровождение.
Задачи музыкотерапии: создание радостного эмоционального подъёма, развивать умение согласовывать движения с характером музыки, укреплять сердечно- сосудистую и дыхательную систему детей.
Музыка подбирается ритмичная, маршевая, весёлая, настраивающая на определённый ритм при выполнении движений.
Непосредственно организованная образовательная деятельность
Цель музыкотерапии: повышение интеллекта детей и создание благоприятного эмоционального фона.
На основе исследований французского отоларинголога Альфреда Томатиса известно, что музыка В. А. Моцарта содержит высокочастотные звуки, которые подзаряжают и активизируют мозг, а также повышают интеллект.
Музыкотерапию целесообразно применять на занятиях повышенной умственной активности, что способствует повышению уровня развития познавательной сферы.
Музыкотерапия применяется и на занятиях по художественно-эстетическому развитию, настраивая дошкольников на восприятие произведений художественного творчества, способствуя у них развитию воображения.
В ходе образовательных ситуаций рекомендуется использовать музыкотерапию при проведении пальчиковой гимнастики, динамической паузы, физминутки, гимнастики для глаз.
Задачи музыкотерапии: снять умственную перегрузку и утомление, снизить эмоциональное напряжение, улучшить кровообращение, создать положительные эмоции.
Правильное питание
Музыкотерапия используется во время процесса приёма пищи у дошкольников.
Цель музыкотерапии: улучшение пищеварения и усвоения пищи.
Во время слушания приятных звуков нервная система успокаивается и организм ребёнка начинает работать лучше. А когда все функции детского организма работают хорошо, то и процесс пищеварения улучшается.
Оптимальный двигательный режим
Систематические занятия физическим упражнениями являются одним из условий здорового образа жизни.
Поэтому музыкотерапию необходимо применять в режимных моментах, где осуществляется физическое воспитание детей.
Задачи музыкотерапии: повысить функционирование высших нервных процессов, оптимизировать деятельность систем организма, активизировать эмоциональную сферу личности ребёнка, поднять мышечный тонус.
Классические произведения используются во время физкультурных занятий, например, при выполнении разных видов ходьбы, прыжков, при выполнении общеразвивающих упражнений.
Необходима музыкотерапия и во время релаксации, когда необходимо снять мышечное напряжение и эмоциональное возбуждение.
Кроме этого, музыкотерапию используют во время подвижных игр, когда надо научить ребёнка владеть своим телом, выражать разные эмоции в мимике, двигаться согласованно с музыкой.
Дневной сон
Музыкотерапия используется во время приятного погружения детей в дневной сон. Для этого используются мелодичные спокойные классические произведения, в которых звучат скрипки, флейты, фортепиано.
Цель музыкотерапии: снятие эмоционального и физического напряжения.
На подсознательном уровне дети успокаиваются и расслабляются.
Для пробуждения детей используется также тихая, лёгкая, нежная и радостная классическая музыка.
Рекомендуется в течение месяца постоянно при пробуждении детей использовать одну и ту же музыку, которая выработает рефлекс просыпания. Дети будут легче и спокойнее переключаться от состояния покоя к активной деятельности, услышав звучание привычной мелодии.
Также под классические произведения можно проводить гимнастику в постели.
Рекомендуем посмотреть:
Музыкотерапия в системе здоровьесбережения дошкольников
Музыкотерапия в детском саду
Развитие произвольной регуляции деятельности у детей с ОВЗ с использованием музыкотерапии
Музыкотерапия. Её терапевтический эффект