Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Музыкотерапия. Её терапевтический эффект

Терапевтический эффект музыкотерапии
Историческая справка
История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Во времена античности Пифагор, Аристотель и Платон указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века. Французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскирол стал применять музыкотерапию в психиатрических учреждених.

В медицине использование музыки носит преимущественно эмпирический характер и, по сути, каждая из психотерапевтических школ Европы имеет собственную основную доктрину. Например, в Голландии и во Франции принято музыкотерапию использовать в хирургии, при этом музыка индивидуально подбирается в зависимости от особенностей человека, его заболеваний и физиологического строения. Правильно подобранная классическая музыка оказывает позитивное воздействие на сердечно-сосудистую систему человека, улучшает самочувствие человека и помогает справиться с одиночеством.

Французский отоларинголог А. Томатис впервые изучил влияние звуков высокой частоты на человеческую психику. В результате исследования выяснилось, что человек не просто слышит музыку - воспринимаемые ими колебания воздействуют на нервы внутреннего уха, которые преобразовываются в электрические импульсы и тем самым направляются в мозг.

Представитель шведской школы музыкотерапии А. Понтвик развивает концепцию психрезонанса, в которой указывается, что глубинные слои человеческого сознания резонируют со звучащими гармоническими формами.
В США музыкотерапия получила известность после Второй мировой войны, когда она начала успешно применяться при лечении эмоционально-психических расстройств у ветеранов. А уже в 1950 в США создана Национальная ассоциация музыкальной терапии.

В Германии в 80-е сфера применения музыкотерапии не была ограничена лишь лечением депрессии и неврозов, а применялась в разных областях: от детской и общей психиатрии до невропатологии и педиатрии. Так ученые пришли к выводу, музыка – эффективное лекарство для борьбы с различными заболеваниями.

В отечественной науке интерес к музыке возник в начале 20 века. Именно тогда по инициативе В.М. Бехтерева в 1913 году был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов. К этому времени ученым удалось выявить положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, центральную нервную. Во второй половине 20 века в России арт-терапия применяется в лечебных и коррекционных целях, как в медицине, так и в психологии.

Как мы лечимся с помощью музыки
Музыка может служить эффективным средством для лечения. Например, для людей, страдающих от болезни Альцгеймера или деменции. Не так давно, финские ученые показали, что с помощью музыки у пациентов улучшается память и настроение.

Сегодня музыкальные композиции выступают одним из главных методов воздействия в арт-терапии. Известно, что во время прослушивания любимой музыки активируются разнообразные зоны мозга. Использование музыки для управления настроением, лечения психиатрических заболеваний или реабилитации людей после инсульта – еще одно важное преимущество музыкотерапии. Так примеру, канадские ученые Блад и Заторре провели исследование, что происходит в мозге, когда от музыки у нас бегут мурашки по коже — обычно такая реакция связана с каким-то конкретным местом в композиции. Она индивидуальна: на каждого человека так действует разная музыка, разные фрагменты произведений.

Ученые исследовали, какие процессы протекают в мозге, когда возникают мурашки. Они включили одно и то же произведение, чтобы вызвать мурашки у одних испытуемых, а как контрольный, нейтральный стимул — для других. Испытуемые сообщали ученым о своих эмоциях после прослушивания. Далее исследователи сравнивали паттерны активности мозга при разных реакциях на музыку. Выяснилось, что мурашки от музыки связаны с такими зонами, как миндалина, островковая доля и таламус, которые отвечают за удовольствие и реагируют и на другое поведение, связанное с системами вознаграждения, — например, пищевое или половое.

Людям с особенностями развития прослушивание музыки помогает взаимодействовать с другими. Для этого ее часто воспроизводят в группах детей с аутизмом. В ходе исследования выяснилось, что дети-аутисты, по сравнению с детьми без особенностей, показывают равные или превосходящие способности к распознаванию эмоций и восприятию тона в музыке.

Музыка благотворно влияет не только на пациентов, но и на врачей. Британские ученые из Университетского госпиталя Уэльса установили, что 80% хирургов оперируют под музыку, причем чаще всего это ведущие хирурги с большим опытом. Создавать музыкальный фон в операционной советуют не только врачам, но и пациентам, которым предстоит пробуждение от наркоза. Она успокаивает и отвлекает от плохих мыслей.

Интересный факт: во многих странах мира музыкотерапия — это вспомогательная профессия здравоохранения, которая требует профильного образования. Музыкальные терапевты могут служить в медицине, занимаясь паллиативной помощью, в индустрии ЗОЖ, лечебной педагогике, психотерапии, психиатрии, гериатрии. Профессиональный музыкальный терапевт обменивается информацией с другими специалистами: лечащим врачом, психологом, педагогом, логопедом, помощником по уходу, даже если музыкальная терапия становится основным видом лечения.

Почему мы получаем удовольствие от музыки?
Человеческий мозг — это очень хороший прогностический механизм. Он должен непрерывно предсказывать развитие событий, потому что это дает нам возможность подготовиться к их последствиям. Однако, с научной точки зрения объяснить феномен получение удовольствия от музыки весьма трудно. Ведь для человеческого инстинкта музыка бесполезна, то есть без музыки человек не умрет, но существует теория, согласно которой музыка представляет тренажерный зал для мозга.

Именно музыка позволяет нашим прогностическим механизмам делать предположения о том, как она будет развиваться, куда повернет мелодия, насколько она нас удивит. Мы можем формировать ожидания на разных уровнях. Конечно, в случае с музыкой мы делаем это не для выживания, но, согласно этой теории, нам от природы интересно предсказывать развитие событий, мы ничего не можем с этим поделать. С другой стороны, человек не может вообразить себе жизнь без музыки, она ему нужна как все остальные жизненные человеческие потребности, чтобы жить в гармонии. Получается, что музыка — прекрасная возможность потренироваться в таких предсказаниях.

Таким образом, Слушая музыку, мы строим догадки, какая нота прозвучит дальше и как будет меняться ритм. Если мы угадали, в мозге активируется система вознаграждения и мы испытываем положительные эмоции.

Как однажды сказал Эрнест Ансерме: «Музыка вызвала к жизни величайшую историю, но человек - движущая сила музыки - так и не составил, более того, даже не осознал необходимость составить себе ясное представлении о явлении, которое он так назвал».

Рекомендуем посмотреть:

Музыкотерапия в системе здоровьесбережения дошкольников Музыкотерапия в детском саду Развитие произвольной регуляции деятельности у детей с ОВЗ с использованием музыкотерапии Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ
Консультация для родителей в детском саду. Музыкотерапия для детей дошкольного возраста | Список музыкальных произведений для проведения музыкальной терапии в детском саду
Опубликовано: 897 дней назад (8 июня 2022)
Просмотров: 430
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!