Проект для детей 5- 6 лет "Как собака и человек стали друзьями"
Автор: Борисова Елена Александровна, старший воспитатель МКДОУ "Детский сад "Аленушка" поселка Апраксино".
Проект "Как собака и человек стали друзьями" проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В результате самостоятельных элементарных поисков и исследований, формирования представлений о жизни домашних животных, их значении в жизни человека у детей формируются естественно- научные представления об объектах живой природы. В ходе работы над проектом дети ответят на вопросы: "Как организовать эффективный поиск информации?", "Что для этого можно использовать?" В ходе проектной деятельности дети совместно со взрослыми создадут различные продукты деятельности : поделки, альбом с рисунками "Дом для бездомной собаки", макет "Площадка для прогулки собак", музейные экспозиции.
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Как собака и человек стали друзьями"
Вид проекта: исследовательский
Длительность: средней продолжительности (1,5 месяца)
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5- 6 лет)
Актуальность: «Не навреди!» - одна из заповедей общения человека с природой. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Цивилизованность общества в значительной степени определяется отношением к соседям по планете – животным. Чем цивилизованнее общество, тем больше понимание того, что человек на Земле не главный. Многое бы потерял человек в жизни, не будь в этом мире братьев наших меньших – собак. Многие тысячелетия собака доказывает человеку свою верность и преданность.
Проблема: Роль собак в воспитании, социализации, прививании правильных нравственных начал детям очень велика и благотворна. Собаки учат ответственности, вдумчивости, верности, постоянству чувств. Дети, наблюдавшие доброе отношение к животным и приученные относиться к ним по-хорошему, значительно реже проявляют жестокость по отношению к кому бы то ни было, в том числе и к окружающим людям. Но с другой стороны, общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильным в силу целого ряда причин: прежде всего, ребенок не знает что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, ребенок, удовлетворив свою любознательность, втягивает его в свою игру. А без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка. Поэтому, еще в дошкольном возрасте, детям необходимо прививать правила экологической культуры.
Цель: формирование представлений о роли собак в жизни человека
Задачи.
1. Воспитательные: воспитывать эмоционально- положительное, заботливое, ответственное отношение к собаке.
2. Развивающие: развивать мышление, связную речь, умение поддерживать развивающий диалог, обогащать словарный запас, развивать творчество в художественно- продуктивной деятельности. Развивать творчество, креативность, любознательность участников проекта.
3. Обучающие: расширять и систематизировать знания детей о собаках, их роли в жизни человека, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашних животных, познакомить с породами собак, закреплять знания о безопасном поведении с животными.
Ожидаемый результат:
Овладение знаниями о собаке как о друге и помощнике человека, об особенностях внешнего вида, повадках собак; о безопасном поведении с животными.
Овладение элементарными навыками продуктивной деятельности.
Проявление заботливого и ответственного отношения к животным – собакам.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Задачи.
Выявить уровень знаний детей о собаках, отношении к ним.
Привлечь внимание детей к разнообразию пород собак и их способности оказывать помощь людям.
Информировать родителей о том, какую пользу приносит домашний питомец в развитии эмоциональных качеств, трудолюбия, сдержанности ребенка.
Познакомить и обсудить задачи и план мероприятий по проекту
Деятельность педагога, детей и родителей
Деятельность педагога
-Составление презентации «Породы собак», подбор методической литературы, художественной литературы, пополнение книжного уголка, подбор наглядного материала для бесед, НОД, дидактических игр, подбор музыкального репертуара, подготовка консультаций для родителей.
-Оформление мини- музея "Лучший друг человека- собака" (разработка паспорта мини- музея, подбор экспонатов и др.)
-Разработка интерактивной экскурсии "Собака- наш четвероногий друг"
Совместная деятельность педагога с детьми
Проблемные ситуации "Как собака и человек стали жить вместе?" "Как собаки приспособились жить в мире людей?"
Что я знаю:
Собаки живут с людьми
Человек кормит собаку
Собака охраняет дом человека
Что я хочу знать:
Что нужно сделать, чтобы
не было бездомных собак?
Почему собаки убегают?
Почему собаки оказываются бездомными?
Как узнать, укусит собака
или нет?
Как человек и собака подружились?
Где найти ответ:
1.Спросить у родителей
2.В энциклопедии
3.В интернете
4.В передачах о животных
5.В художественной
литературе
6. Опрос соседей
Диагностика. Анализ полученных результатов
Просмотр документального фильма «Необычные истории»
Работа с родителями
1. Консультация для родителей «Роль домашнего животного в жизни вашего ребенка»
2. Выпуск рекламного буклета «Верные друзья»
3.Выпуск сказки "Как собака и человек стали друзьями"
4.Помощь в создании мини- музея.
2 этап. Основной
Задачи.
Дать представление о многообразии пород, особенностях внешнего вида собак, расширять кругозор воспитанников.
Формировать интерес к познавательной литературе о собаках.
Познакомить детей с интересными фактами из жизни собак.
Воспитывать интерес, желание заботиться.
Формировать интерес к художественной литературе, учить связно, выразительно пересказывать текст без помощи взрослого
Учить лепить животных, передавая их характерные особенности.
Расширять знания детей о предметах ухода, продуктах питания животных.
Познакомить детей с особенностями поведения собак различных пород. Закрепить правила безопасного поведения с собаками.
Закрепить знания детей о том, какую помощь могут оказать собаки людям разных профессий, развивать кругозор.
Формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Продолжать знакомить с особенностями жизни бездомных животных. Показать на примере художественного произведения особенности взаимоотношений различных животных.
Учить детей рисовать собак различных пород в движении, правильно передавая строение и величину.
Закреплять умение работать в коллективе, согласовывать игровые действия. Воспитывать любовь к природе, желание с нежностью относиться ко всему живому.
Закреплять знания о профессии ветеринара. Развивать умение принимать на себя главную роль в игре. Воспитывать чуткое, заботливое отношение к животным.
Закреплять правила безопасного обращения с собаками.
Учить детей выполнять поделку способом оригами. Совершенствовать творческий подход к делу, самостоятельность, аккуратность.
Направить родителей на совместную деятельность с детьми по проекту.
Развивать желание родителей оказывать посильную помощь в пополнении и обогащении развивающей среды группы.
Формировать интерес к объекту проектной деятельности, развивать творчество и любознательность участников проекта, желание вносить свой вклад в общее дело.
Привлечь родителей к пополнению мини- музея экспонатами.
Развивать у родителей желание оказывать помощь в оформлении предметно-развивающей среды группы.
Формировать у родителей позицию активного и заинтересованного участника педагогического процесса. Воспитывать чувство гордости за результат совместной деятельности со своим ребенком по проекту.
Деятельность педагога, детей и родителей
Совместная деятельность педагога с детьми:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением собак, ситуативный разговор
2. Наблюдения за собакой в природе
3. Развитие речи. Пересказ произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»
4. Лепка «Собака со щенком»
5. Чтение художественного произведения Г. Остера «Середина сосиски», М. Джалиль «Мой пес». «Друг навсегда» Т. Собакина
6. ИЗО «Собачья площадка»
7.Показ презентации: «Породы собак»
8.Проектирование домика- будки для собак
9.Дидактическая игра: «Угадай породу собаки», «Наши помощники», «Придумай кличку»
10.Пословицы о собаке и дружбе
11.Ролевая гимнастика (этюды) : собака радуется, сердится.
12. Сюжетно-ролевая игра «Зоолечебница»
13. Подбор пословиц, стихов, загадок о собаках
14. Конструирование «Чудесные превращения»
15.Беседы «Почему говорят, что собака- друг человека?», «Как собака появилась в жизни человека», «Как помогали собаки на войне», «Собаки- спасатели», «Кто такие кинологи? », «Служебные собаки», «Осторожно, собака! », «Если бы я нашел щенка. », «Как ухаживать за собакой», «Почему собаки кусаются».
16.Минутки изобразительной деятельности: «Дорисуй рисунок», «Нарисуй собаку по трафарету», лепка собаки
17.Рассматривание картинок с изображением пород собак
18.Интерактивная экскурсия "Собака- наш четвероногий друг"
Работа с родителями
1. Сбор художественной и познавательной литературы о собаках
2. Составление совместно с детьми описательного рассказа о своем домашнем питомце
3. Сбор материала для мини- музея
4. Создание выставочной площадки «Мы такие разные»
5. Подбор фотоматериала «Моя любимая порода собак». Пополнение коллекции игрушек собак для обыгрывания построек
6. Изготовление макета жилища для собаки «Укромное местечко Грея»
7. Подбор материала из жизни собак
8.Акция «Мама, прочитай мне сказку».
3 этап. Заключительный
Презентация проекта.
Две работы направлены на Всероссийский творческий конкурс «Мой лучший друг» (работы заняли 1 место).
Презентация на тему: Как собака и человек стали друзьями
Рекомендуем посмотреть:
Интерактивная экскурсия для детей старшей группы в детском саду
Проект по гражданско – патриотическому и правовому воспитанию детей старшей группы ДОУ
Проект для детского сада «Мой город». Старшая группа
Проект по экспериментальной деятельности в детском саду для детей старшей группы