Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игровые дидактические пособия для развития ручной моторики дошкольников

Игровые дидактические пособия для развития ручной моторики дошкольников
Предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики дошкольников. Данные игры легко изготовить, они не требуют больших финансовых затрат, но приносят много пользы и радости детям.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ КРЫШКИ»
Цели
• Учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.
• Воспитывать интерес к обучению, усидчивость.
Оборудование
Деревянные основы со встроенными в них горлышками для крышек (прямоугольная основа рассчитанная на 6 крышек, расположенных в ряд; квадратная основа, рассчитанная на 9 крышек, расположенных в три ряда), наборы крышек различного цвета и диаметра, карточки-схемы с вариантами чередования крышек по цвету.
Ход игры
Педагог кладет перед ребенком деревянную основу, тару с крышками и карточку-схему. Затем показывает, как нужно выполнять это задание, при этом делая акцент на последовательности действий (рассматривание схемы, нахождение необходимой по цвету крышки, определение ее места на основе, закручивание крышки). Далее педагог предлагает открутить крышки и приступить к выполнению следующего варианта схемы.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЦВЕТНЫЕ ШАРИКИ»
Цели
• Учить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков.
• Развивать мелкую ручную моторику зрительное восприятие, внимание, мышление, память.
• Воспитывать учебные навыки.
Оборудование
Деревянные основы с закрепленными в них стержнями (ватные палочки), в зависимости от длины рассчитанные на 8 и 10 шариков; набор шариков разного цвета (крупные бусины); карточки — схемы с различными вариантами чередования шариков по цвету.
Ход игры
Педагог может заниматься с одним или двумя детьми. Вначале он показывает принцип нанизывания шарика с отверстием на стержень, затем демонстрирует ход действий: анализ схемы, нахождение нужного шарика, нанизывание его на стержень. После показа педагог предлагает ребенку продолжить игру. Далее меняются карточки-схемы.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»
Цели
• Учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план-схему, подбирать по цвету шарики или фишки, соблюдать последовательность их выкладывания.
• Закреплять знания цветов.
• Развивать точность движений рук, зрительно-двигательную координацию, целенаправленное внимание.
• Воспитывать познавательный интерес, усидчивость, целеустремленность.
Оборудование
Деревянные основы с выемками, расположенными в ряд; емкость для хранения шариков и фишек разного цвета; схемы для выкладывания.
Ход игры
Педагог предлагает ребенку рассмотреть деревянную основу, затем просит выбрать шарики или фишки одного цвета и заполнить ими выемки. Далее педагог знакомит ребенка со схемой и дает образец действий (анализируем схему, находим нужный по цвету шарик, выкладываем его по схеме и т.д.) После усвоения инструкции ребенком можно предложить ему другой вариант схемы.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ ШНУРОК»
Цели
• Учить детей натягивать шнурок по схеме вокруг фишек.
• Развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, мелкие движения рук, зрительное восприятие, внимание, мышление.
• Воспитывать познавательный интерес, усидчивость.
Материалы
Деревянная основа с фишками (силовые кнопки разного цвета), расположенными по определенной схеме; шнур с наконечником.
Ход игры
Педагог может заниматься с одним ребенком или несколькими детьми. Вначале предлагается рассмотреть до¬ску, провести пальчиком по дорожке из фишек. Затем педагог показывает, как нужно натягивать шнурок вокруг фишек. Далее дети начинают самостоятельную работу, в случае затруднений педагог

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗАБАВНЫЕ ПРИЩЕПКИ»
Цели
• Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.
• Развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.
• Воспитывать эмоциональное от¬ношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.
Оборудование
Прозрачная емкость, по краю кото¬рой наклеены цветные полосы; набор цветных прищепок.
Ход игры
Педагог может предложить играть сразу двум детям. Вначале игры дети должны освоить манипуляцию с прищепкой (открыть-закрыть). Затем педагог показывает цепочку действий, после этого дети самостоятельно выполняют эти действия.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “ЗАКРОЙ КОРОБОЧКИ”
Цели
• Учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук;
• Формировать целенаправленное внимание, учить действовать путём проб; обращать внимание на свойства предметов (форму, величину и т.д.), объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения действий.
Материал
Коробочки одинаковой формы, но разной величины, разные по цвету.
Усложнение
закрывает коробочки, разные по форме (выбор из двух);
закрывает коробочки, разные по величине;
закрывает коробочки, разные по цвету.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ БАНОЧКИ”
Цели
• Закреплять умение детей проталкивать плоские геометрические фигуры в специальное отверстие.
• Продолжать формировать тонкие действия руки, умение действовать кончиками пальцев.
• Совершенствовать координацию и точность движений.
Материал
Баночки с прорезями:
1) для геометрических форм;
2) для разноцветных крышек;
3) для колпачков от фломастеров.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “КРАСИВЫЕ УЗОРЫ”
Цели
• Продолжать соотносить объекты по величине и учитывать ее в своих действиях; развивать внимание;
• Учить действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо; закреплять знание слов “большой”, “маленький”;
• Учить ритмичному чередованию величин.
• Развивать мелкую моторику.
Материал
Большие и маленькие круги (квадраты, овалы, треугольники и др.); чистые полоски бумаги; геометрическая мозаика; образец с готовым орнаментом.
Методические рекомендации
Педагог выставляет образец с готовым орнаментом; обращает внимание, какой красивый получился узор. Показывая на первый кружок, говорит: “Большой круг, маленький и т.д.”. Показывает, как накладывать формы слева направо, не пропуская контура, обращает внимание на ритмичность чередования форм, еще раз напоминает их последовательность: большой - маленький. Дети выполняют, ориентируясь на образец.
Усложнение
чередование по цвету.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “ОБВЕДИ И НАРИСУЙ”
Цели
• Учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изобразительной деятельности (в рисунке);
• Понимать, что обводящее движение очеркивает контур предмета; называть предмет и его изображение.
• Развивать мелкую моторику.
Материал
Шаблоны для обрисовывания: ёлочка, заяц, медведь, яблоко и др. предметы.
Методические рекомендации
Вначале рассмотреть шаблоны, научить ребенка видеть целостный предмет в шаблоне. Если ребенок затрудняется соотнести шаблон с картинкой, то помочь обвести указательным пальчиком контур предмета (по шаблону); затем ребенок обводит контур карандашом по шаблону совместно со взрослым и, наконец, ребенок действует самостоятельно.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “БЕЛАЯ РОМАШКА”
Цели
• Формировать у детей представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу.
• Учить выделять части и соединять их в целое.
• Продолжать развивать внимание и запоминание.
• Развивать мелкую моторику.
Материал
Контуры лепестков белые – 30 штук, кружки желтые – 5 штук.
Методические рекомендации
Рассмотреть ромашку (есть лепестки, глазок); найти похожие на лепестки ромашки (контуры лепестков) и “глазок” (желтый кружочек). Педагог показывает, как расположить ромашки на столе. Затем ребенок выполняет самостоятельно.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Пособие для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста своими руками Развитие мелкой моторики у дошкольников 5-6 лет Музыкальные пальчиковые игры для детей дошкольников

Похожие статьи:

Развитие мелкой моторики у детей

Упражнения для дошкольников на развитие мелкой моторики рук

Сочинение ученицы 11 класса о Великой Отечественной войне | Сюжетно - ролевая игра для детей средней группы: Магазин игрушек
Опубликовано: 3311 день назад (29 октября 2015)
Просмотров: 6359
+6
Голосов: 6
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 29 октября 2015 в 20:04 +3
Ольга, добрый вечер! Понравилась Ваша подборка игр. Взяла на заметку. У меня дети с различными речевыми нарушениями и их мелкая моторика требует особого внимания. Поэтому разные игры - это интересно, разнообразно. Спасибо. Примите мой голос)))
Ольга Васильевна Яковлева # 29 октября 2015 в 21:15 +3
Здравствуйте, Ольга. Великолепная подборка дидактических игр и пособий для развития мелкой моторики. Обязательно пригодятся в работе. Большое спасибо! Творческих успехов! голос
Елена Вениаминовна Богатырева # 29 октября 2015 в 22:28 +2
Ольга, голосую за вашу статью. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Умелыми пальцы детей станут не сразу. Игры и упражнения проводимые систематически, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка
Анна Анатольевна Глазырина # 31 октября 2015 в 11:44 +2
Очень интересная подборка дидактических игр. Можно использовать в НОД, а так же дома в взаимодействие с родителями.
Цели точно соответствуют содержанию игр. Выполняя эти упражнения, ребенок с легкость сможет выполнять самостоятельно разные виды упражнений, с помощью которых будет развиваться мелкая моторика, зрительно-двигательную координацию, целенаправленное внимание. Возьму себе на заметку.Спасибо.
Любовь Зайцева # 31 октября 2015 в 12:17 +1
Ольга!Спасибо за подборку нужного для работы материала! Голос № 5!
Олеся Николаевна Клейменова # 1 ноября 2015 в 22:45 +1
Очень интересная подборка дидактических игр. Возьму себе на заметку.
Ольга Федоровна Кудрявцева # 2 ноября 2015 в 21:13 +1
Не могу не согласиться, что подборка игр для развития ручной моторики очень интересна. Уже сохранила к себе. Спасибо за ваш опыт!
Екатерина Анатольевна Краснова # 4 февраля 2016 в 00:14 0
Очень полезные игры для мелкой моторики. Развиваються ручки - развиваеться мозг ребенка.Ум на кончиках пальцев. Беру на заметку!
Надежда Вениаминовна Бугакова # 10 июня 2018 в 16:14 0
С удовольствием прочитала вашу статью. Все доступно и интересно. Материал познавательный. Все игры интересные. Построены методически правильно.