Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника. План по самообразованию воспитателя. Средняя группа
План по самообразованию воспитателя ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Пояснительная записка
Художественная литература играет огромную роль в личностном развитии человека. Она появляется в жизни человека еще в раннем детстве и постепенно образует круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература очень хорошо и точно поясняет и открывает ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Она самым наилучшим образом развивает воображение и мышление детей, обогащает их эмоции, дает замечательные примеры русского литературного языка.
Очень важно и воспитательное, и познавательное значение литературы. Значение художественной литературы в развитии эстетического вкуса тоже переоценить сложно. Чем больше ребенок узнает нового из книг об окружающем мире, тем сильнее происходит воздействие на его личность, развивается умение точно и тонко прочувствовать ритм, склад и образность своей родной речи. Происходит обогащение лексического состава речи детей. Через чтение художественной литературы ребенку постепенно прививается любовь к семье, к природе и к Родине.
Актуальность темы
Выбирая тему для самообразования, я руководствовалась тем, что человек должен быть всесторонне развитой личностью. И развитие это надо начинать с детства, со знакомства с произведениями художественной литературы. В. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…». Для готовности современного ребенка к жизни требуется систематическое прививание детям любви к художественному слову. Нужно развивать в детях уважение к книге, стремиться воспитать и развить в них грамотного и чуткого читателя. Человек, который не читает, останавливается в своем развитии, перестает совершенствовать свое внимание, память, воображение, интеллект и образное мышление. Он не пользуется опытом своих предшественников и не усваивает его. Не читающий человек не учится сопоставлять, анализировать, думать и делать выводы.
Самая главная, на мой взгляд, ценность чтения художественной литературы заключается в том, что с ее помощью любой взрослый имеет возможность легко и беспрепятственно установить прочный эмоциональный контакт с ребенком. Именно это не понимает большая часть родителей, и не практикует семейное чтение, а предпочитает потратить свое время и время своего ребенка на просмотр телепередач и компьютерные игры.
Цель: осуществлять развитие детей в разных видах совместной и самостоятельной деятельности на основе фольклорных и литературных текстов.
Задачи:
- создать условия для художественно – эстетического, речевого,
познавательного развития через пополнение предметно – развивающей среды;
- вызывать и поддерживать интерес к художественной литературе и книге у детей;
- обогащать читательский опыт детей за счет знакомства с произведениями
различных жанров;
- развивать речевую деятельность детей на основе литературных текстов:
пересказ близко к тексту, выразительное рассказывание стихотворений;
- поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных
произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности;
- приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной
литературой в семье, к совместной работе в этом направлении.
Формы и методы:
- наглядный: демонстрация картин и иллюстраций к художественным произведениям, показ способов действия;
- словесный: беседы, пересказ, ответы на вопросы, чтение, заучивание;
- игровой: игры-драматизации, инсценировки, дидактические, пальчиковые и словесные игры;
- практический: художественная деятельность по изученным литературным произведениям, создание книжек-малышек, организация выставок.
Перспективное планирование работы на 2020 – 2021 учебный год
Раздел Сроки Содержание работы
Методическая подготовка Сентябрь – апрель
Изучение методической литературы
Работа с детьми Октябрь 1. Чтение произведений художественной литературы по тематическим неделям «До свидания, лето!», «Здравствуй детский сад!», «Правила дорожного движения», «Осень» (овощи, фрукты, деревья, грибы, хлеб)
2. Пальчиковая игра «Грибы»
Ноябрь 1. Чтение, пересказ произведений художественной литературы по тематическим неделям «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детёныши», «Животные жарких стран», «Животные полярных районов Земли».
2. Дидактическая игра «Чьи детки?»
3. Пальчиковая игра «Зайки-побегайки»
Декабрь 1. Чтение и анализ произведений художественной литературы по тематическим неделям «Транспорт» (наземный, водный, воздушный), «Зимушка-зима», «Новый год спешит к нам в гости».
2.Заучивание стихотворений к новогоднему утреннику
3.Загадки по темам «Транспорт» и «Зима»
Январь 1. Заучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок…»
2.Знакомство с зарубежной литературой: чтение и пересказ сказки Ш. Перро «Золушка»
Февраль 1.Разучивание стихотворений для конкурса чтецов ко дню рождения А.Л. Барто
2. Чтение и анализ художественной литературы по темам: «Птицы», «Азбука здоровья», «День Российской армии», «Знаки и символы»
3.Досуг «Путешествие в страну сказок»
Март 1.Чтение и анализ содержания произведений художественной литературы по темам: «Мамин день», «Народные праздники на Руси. Масленица», «Домашний труд», «Весна. Ранняя весна», «Весна. Перелётные птицы»
2.Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»
3. Подготовка к утреннику, посвященному Международному женскому дню
Апрель 1. Чтение литературы по темам: «Царство растений», «Космос. День космонавтики», «Что для чего и из чего (инструменты и материалы)», «Сохраним нашу планету»
2.Настольный театр «Бычок – смоляной бочок»
3.Сказка на новый лад «Разве озеро – свалка?» (взаимодействие с библиотекой)
Май 1.Чтение и анализ произведений художественной литературы по темам «День Победы», «Весна на нашей улице. Цветущая весна», «Вот какие мы стали большие».
2. Оформление выставки «Мои любимые книжки»
Работа с семьёй
Октябрь Оформление книжки-малышки по ПДД
Ноябрь Консультация «Как привить ребенку интерес и любовь к книгам»
Декабрь Консультация « Как научить ребенка учить стихотворения»
Январь Консультация «Насколько важно читать ребенку»
Февраль Консультация «Сказка в жизни ребенка»
Март Рекомендации «Читаем вместе с детьми»
Апрель Подготовка детей к конкурсу рисунков по произведениям А.С. Пушкина
Май Рекомендации «Что рассказать детям о Великой Отечественной войне?»
Май Консультация для педагогов «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»
Выступление на педагогическом совете с докладом «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Вывод
На протяжении всего учебного года в группе среднего дошкольного возраста проводился ежедневный вечер чтения. Для чтения детям я подбирала как произведения, рекомендованные программой «Радуга», так и непрограммные произведения.
В результате ежедневного чтения большая часть детей группы научилась различать жанровые особенности произведений. Также у детей развилась способность испытывать сострадание и сочувствие героям книг. Я стараюсь читать детям книги, красиво оформленные, с цветными иллюстрациями, тем самым поддерживая интерес к книге. Для доступности и понимания занятий детьми в детском саду созданы благоприятные условия: групповой книжный уголок, театральный уголок, подобрана разнообразная литература различных жанров.
Мои воспитанники и их родители постоянно принимают участие в
разнообразных выставках, конкурсах детского изобразительного творчества по художественным произведениям.
Родители заинтересовались пробуждением и поддерживанием у детей
интереса к книге и потребности в чтении. Они систематически и с радостью
пополняют книжный уголок новой интересной художественной и познавательной литературой.
Определенные результаты достигнуты:
- у детей повысился интерес к чтению художественной литературы;
- сформировалось представление о создании книг, их истории, их
значимости и роли для человека;
- дети научились бережно относиться к книге;
- обогатился и совершенствовался словарный запас детей;
- создана копилка материалов по ознакомлению и приобщению детей к
художественной литературе;
- значительно увеличилось число родителей, которые регулярно читают
произведения художественной литературы своим детям и, как следствие этого, улучшились взаимоотношения и взаимопонимание между детьми и родителями.
Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно-воспринимаемого, погружая его возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Список литературы:
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012
2. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.–256 с.
3. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008
4. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.
5. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». М., «Педагогика», 2016
6. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М.,1998.
Скачать План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» (средняя группа)