Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет. План по самообразованию воспитателя
План по самообразованию воспитателя ДОУ "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3 – 4 лет"
Пояснительная записка
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Актуальность темы
Я решила выбрать эту тему в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения богатого русского языка, исчезают его красота, образность. Моя работа по самообразованию была нацелена на то, чтобы дети приучались к народной культуре, красоте русского слова.
В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает устное народное творчество.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по овладению детьми родным языком через произведения русского фольклора.
Задачи:
1. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
4. Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.
Методы и приёмы:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: беседы, рассказ, чтение, заучивание.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, пальчиковые игры.
Формы работы:
- Заучивание потешек, закличек, пестушек, колыбельных;
- Использование пословиц, загадок, поговорок;
- Чтение художественной литературы;
- Использование пальчиковых игр;
- Применение игрушек и изделия народных промыслов;
- Представление кукольного театра;
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- Рассказ о народных обычаях и традициях;
- Рассматривание иллюстраций о русском быте;
- Беседы, вопросы, разъяснения.
Перспективное планирование работы на 2019 – 2020 учебный год
Раздел Сроки Содержание работы
Методическая подготовка Сентябрь – апрель
Изучение методической литературы
Работа с детьми Октябрь 1. Загадки об осени, овощах и фруктах, грибах, хлебе.
2. Пословицы и поговорки об осени и осенних явлениях.
Ноябрь 1. Чтение русских народных сказок «Теремок», «Колобок», украинской народной сказки «Рукавичка».
2. Загадки о домашних, диких животных. 3.Театрализованная деятельность по русской народной сказке «Колобок».
Декабрь 1.Русские народные потешки о зиме и зимних явлениях. Разучивание потешек «Белым снегом замело…», «Уж ты, зимушка-зима…».
2. Русская народная сказка «Зимовье зверей».
Январь 1. Русские народные песенки, загадки о зиме и зимних явлениях.
2. Знакомство с закличками. Разучивание заклички «Морозушка – Мороз…»
Февраль 1. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.
2. Инсценировка русской народной сказки «Теремок».
Март 1.Загадки, заклички о ранней весне
2. Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Апрель 1.Беседа по иллюстрациям Ю. Васнецова к русским народным потешкам.
2.Разучивание пестушки «На зеленом на лугу…» и заклички «Весна, весна красная…»
Май 1.Инсценировка русской народной сказки «Кот и петух».
2.Разучивание закличек «Солнышко, покажись!», «Сей, сей горох…»
Работа с семьёй
Анализируя полученные результаты, сделала вывод об эффективности проделанной мною работы по самообразованию.
Предполагаемый результат подтвердился:
- пополнение словарного запаса у детей, развитие речевой активности в различных видах деятельности;
- появился устойчивый интерес к устному народному творчеству;
- проявились творческие способности в ролевых играх и драматизациях;
- у родителей расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей.
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.
3. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
4. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) ДО.
8. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 - №7
9. Эльконин Д. Б. «Детская психология: развитие от рождения до семи». – М.: Просвещение, 1960г.
Скачать План по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3 – 4 лет"