Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста. Самообразование

Проектная деятельность. Методические рекомендации
Аннотация:
Сегодня в образовании приоритетная роль принадлежит методам и технологиям обучения, при которых деятельность ребенка носит продуктивный, творческий, поисковый характер. И здесь на первое место выходит проектная деятельность воспитанников.

В работе с дошкольниками в рамках социально-реабилитационных центров требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний; развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

В статье рассмотрены содержание проектной деятельности с дошкольниками в рамках работы реабилитационных центров для несовершеннолетних и предложены критерии ее эффективной реализации. Представленные материалы не только познакомят с опытом работы педагогов, но и смогут послужить иллюстрацией для организации и проведения консультаций, круглых столов, семинаров-практикумов.

Пояснительная записка
Проектный метод – не новое явление. Поднимите историю – и вы увидите, что еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Именно тогда было выделено 4 вида проектов: созидательный, потребительский – это изготовление каких-то предметов для своих нужд, проблемный (разрешение проблемы) и проект- упражнения. Эта технология уже в 20-х годах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже широко использовался. Суть ее сводилась к тому, что дети вместе с педагогом выполняли совместный проект, включаясь, таким образом, в реальную действительность, а не оторванную.

Надо отметить, что проектная деятельность в работе с дошкольниками в настоящее время занимает важное место в деятельности педагогов и рассматривается как одна из наиболее эффективных форм организации совместной деятельности детей и взрослых.

Говоря о методе проектов, важно помнить, что в основе должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов должны идти, прежде всего, от ребенка – что ему интересно узнать.

Содержание
Целью проектной деятельности должно стать внедрение проектной деятельности в работу с детьми дошкольного возраста

Задачами развития становятся:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие самостоятельности;

Проектная деятельность - это не только осознанная, самостоятельная деятельность ребенка по поиску новых знаний, но и:
- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, воспитанника и воспитанника;
- способ взаимодействия с окружающей средой;
- поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Реализация проектной деятельности должна базироваться на таких педагогических принципах, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

Этапы проектно-исследовательской деятельности детей следующие:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)

При организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста необходимо использовать следующие методы: методы обучения поисковым процедурам; метод постановки проблемы; метод наблюдений; метод сравнения и аналогии; «мозговой штурм»; методы обсуждения; проблемный диалог; эвристическая беседа; рефлексия; методы эмоционально- личностной направленности.
Кроме того, экспериментирование можно включать в другие формы работы с воспитанниками: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.

Критерии отслеживания результатов проекта: экспертные оценки реализации проекта могут осуществляться по двум направлениям:
- уровень интеллектуального развития детей;
- уровень основной направленности инновационной деятельности.

Уровень интеллектуального развития детей:
- использование детьми усвоенных способов интеллектуальных действий и их интеграция в разные виды деятельности;
- повышение уровня интеллектуально-творческой деятельности детей;
- изменение качества умственной деятельности детей (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности в ее решении);
- качество готовности детей к школьному обучению (диагностика знаний, умений, навыков).
Таким образом, метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников.
Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Практика показывает высокую эффективность результатов использования проектной деятельности в аспекте общего и интеллектуального и творческого развития детей.

ЛИТЕРАТУРА
Ерофеева Н. Управление проектами в образовании [Текст] / Н. Ерофеева // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 94–106.
Купецкова Е.Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития [Текст] / Е.Ф. Купецкова // Управление ДОУ. – 2013. – № 4. – С. 18–24.
Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе [Текст] / А.М. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Этвейс, 2010. – 272 с.
Петренко А. Образовательные и социально-педагогические проекты-условия эффективной управленческой деятельности / А. Петренко // Управление школой. – 2015. – № 2 (409). – С. 19–22.
Селевко Г.К. Педагогические компетенции и компетентность [Текст] / Г.К. Селевко // Управление сельской школой. – 2014. – № 3. – С. 29–34.
Слободский А. Л. Управление компетенциями [Текст] : учеб. пособ. / А.Л. Слободский. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ. – 2013. – 75 с.
Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. САД ДЕТСТВА. Новая модель дошкольного образования. – М.: Русское слово, 2012.

Рекомендуем посмотреть:

Образовательный проект в детском саду Летний проект по экологии для средней группы детского сада Проект. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы План проекта в детском саду. Старшая группа
Проект во второй младшей группе ДОУ. Семья
Опубликовано: 1203 дня назад (7 февраля 2019)
Просмотров: 1577
+1
Голосов: 1
Евгения Александровна Мауль # 9 февраля 2019 в 03:12 0
dance dance dance