Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мероприятия в ДОУ по развитию взаимодействия старших дошкольников со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры

Комплекс мероприятий по развитию взаимодействия старших дошкольников со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры
Цель комплекса мероприятий - создание условий для развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками посредством сюжетно-ролевых игр.
Задачи комплекса:
1. подобрать и использовать сюжетно-ролевые игры по развитию взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками;
2. развивать потребность в общении, взаимодействии, интерес к сверстникам;
3. формировать положительные взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками;
4. с помощью игры донести до детей знания о нормах и правилах в общении со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты:
У детей сформированы навыки взаимодействия со сверстниками, появилось чувство товарищества и взаимной поддержки, сопереживание, как успехов, так и неудач, появилось желание вступать в контакт со сверстниками.

Этапы реализация комплекса мероприятий.
1. Подготовительный.
Методы и приемы, используемые на подготовительном этапе:
• Чтение художественной литературы
Должен быть обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями, требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Далее идёт работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонация); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения.
Подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Объяснение незнакомых слов - обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.
В структуре типичного занятия можно выделить три части. В 1-ой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во 2-ой части проводится беседа о прочитанном, с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В 3-ей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубление воспринятого .
По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая нагрузка.
Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются нравственные качества. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмысливать отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.
• Экскурсии и целевые прогулки. С целью обогащения игровых действий, развития игрового сюжета организовать экскурсии, целевые прогулки и наблюдения с детьми за работой младшего воспитателя, повара, врача.
• Игры на развитие навыков общения. Предлагаемые игры (Приложение 4), помогут педагогам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх перед общением застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.

2. Основной этап.
Основной этап предполагает использование в качестве развития взаимодействия дошкольников со сверстниками сюжетно-ролевую игру. С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.
Для начала следует выбрать более простые по содержанию игры, такие как «Угостим подружек чаем», «Уложим кукол спать», «День рождения Степашки», «Кукла Катя заболела», «Купание куклы» и т. д. Это игры с куклами и кукольными персонажами, как средство наглядного примера каких-либо действий. Эти игры не продолжительны по времени и позволяют создать эмоциональный настрой в группе, вызвать желание у детей вступать в контакт со сверстниками, воспитывать положительное отношение друг к другу.
Затем выбирать сюжетно-ролевые игры, направленные на умение организовать общение и взаимодействие со сверстниками. Например:
- «Семья». Разыгрываются сюжеты: «Утро в семье», «Маленькая помощница», «У нас в семье – младенец»,«Вечер в семье».
Цель: учить бесконфликтно распределять роли, формировать у детей умение взаимодействовать в совместной игре, прививать чувство коллективизма.
- «Магазин». Цель: учить подчиняться интересам товарищей, уступать, помогать друг другу.
- «Банк». Цель: формировать умения словесно обозначать игровую роль, развивать парное ролевое взаимодействие, развивать умение детей играть дружно, коллективом.
- «Парикмахерская». Цель: поощрять самостоятельное распределение ролей, подчиняться установленным правилам.
- «Строители». Цель: учить детей объединяться для выполнения задания, общаться и взаимодействовать в процессе игры друг с другом.
- «Детский сад». Цель: развивать умения совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом сверстников.
- «Цирк». Цель: Воспитывать навыки сотрудничества в коллективе.
- «Город мастеров». Цель: учить детей сотрудничать, договариваться между собой и соблюдать правила во время игры.
Эти игры более продолжительны по времени и богаты по содержанию. Здесь уже не используются куклы и другие игрушки, а дети принимают роли на себя, таким образом, дошкольники будут учиться взаимодействовать со сверстниками. Детям старшего дошкольного возраста свойственна подражательность, поэтому роль воспитателя заключается в показе действий, эмоций, объяснении правил (нельзя выходить из автобуса, если он не остановился, нельзя ехать без билета). Особое внимание необходимо уделять ситуациям: как и что нужно сделать, чтобы твоему товарищу было приятно; как правильно обращаться к взрослому; как помочь другу, взрослому; как благодарить за оказанную услугу. Так же следует уделять внимание таким моментам, как поочередное высказывание детей и выслушивание друг друга.

Методы организации и руководства сюжетно-ролевых игр, направленные на развитие взаимодействия дошкольников со сверстниками:
1.Постановка перед детьми перспективы интересной и увлекательной деятельности.
2.Выполнение воспитателем ведущей роли и показ в игровой ситуации, как возможно регулировать взаимоотношения между играющими.
3.Оказание помощи в воспроизведении и раскрытии норм и правил взаимодействия детей друг с другом при длительном выполнении роли.
4.Упражнение детей в организации сюжетно-ролевых игр и развитие умения согласовывать сюжетный ход игры путем разъяснений, одобрений, похвалы, доверия, советов по возможному подбору материала для игры, беседа-разговор по поводу дальнейшего хода игры, подведение итогов, положительная оценка предложений детей, изготовление атрибутов и самоделок.
5.Приучение к самостоятельному распределению ролей с учетом возможностей, интересов, желаний каждого ребенка путем изучения и раскрытия перед детьми его лучших, положительных сторон. Воспроизведение и раскрытия поступков, привычек, нравов и обычаев тех или иных персонажей игры, давая советы при распределении ролей, индивидуальных заданий и поручений для самостоятельного развития роли и доведения ее до конца.
6.Объяснение понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровых ситуациях, связанных с реализацией содержания сюжетно-ролевой игры, выполнением роли и игровых правил.
7.Установление игровых традиций.

3. Заключительный этап.
На заключительном этапе проводится рефлексия, обсуждение. Дети делятся впечатлениями об игре, рассказывают, кем они были в той или иной игре и какую работу выполняли.
Подводя итог, можно сказать, что сюжетно-ролевые игры благотворно влияют на развитие взаимодействия дошкольников со сверстниками, адекватного восприятия себя в коллективе дошкольников. У детей повышается интерес к роли, они используют разнообразные средства ее выразительности. Зарождается ролевое общение друг с другом.
В целом можно констатировать несомненную огромную важность сюжетно - ролевых игр для развития взаимодействия дошкольников со сверстниками.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимодействие ДОУ с родителями Конспект комплексной ОД по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук в старшей гру Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе с презентацией Конспект по организации хозяйственно- бытового труда "Книжная мастерская" в старшей группе

Похожие статьи:

Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста

Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников

Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста

Мероприятия по взаимодействию с родителями старших дошкольников в ДОУ
Опубликовано: 2136 дней назад (17 января 2019)
Просмотров: 3981
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Ольга Милиевна Чичкова # 19 января 2019 в 15:17 0
Полезный материал для воспитателей. Хотелось бы увидеть более развернутое описание сюжетных игр. Как воспитатель включается в игру, чем помогает, взаимодействует ли с детьми.