Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок музыки, 3 класс. Опера «Руслан и Людмила»

Конспект урока в 3 классе "Руслан и Людмила". Тема: Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинки
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства.
Задачи:
1 Предметные
- продолжение знакомства с жанром оперы, отдельными сценами и с певческими голосами;
- освоить понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал.
2. Метапредметные
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
- Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;
3. Личностные
- Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
- Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока
Регулятивные:
- принимать и удерживать учебные задачи;
- включаться в процесс решения поставленных задач.
Познавательные:
- учатся понимать особенности музыкального театра.
Коммуникативные:
- Умение слышать, слушать и понимать окружающих;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
Организационный момент. Музыкальное приветствие.
Учитель: - Здравствуйте ребята! Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся в театре.
Учитель: Ребята, кто из вас был в театре?
Учитель: А в музыкальном театре?
Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в детском музыкальном театре?
• В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.
• Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать?
• Сказку.
• Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.
• Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Приведите примеры.
• Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри и животные.
Послушайте мою первую литературную загадку, (читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Учитель: Кто из вас вспомнил, какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками?
Дети: Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
Учитель: Молодцы. Поэма - сказка «Руслан и Людмила» была с восторгом прочитана русским композитором М.И.Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила»
Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
(Опера «Руслан и Людмила»)

Учитель: Да, тема нашего урока: «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Ребята, а о чём опера «Руслан и Людмила»?
Учитель: Опера начинается со сцены свадебного пира:
Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Слайд 5.Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.
А теперь представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр, разделись, купили программку (показать).
А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна?
(ответы детей)
Учитель: Программа - это печатный путеводитель спектакля. В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. С
Итак, мы купили программку и попали прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера.
А что же такое увертюра?
Дети: Увертюра – это вступление к опере или к балету.
Учитель: Да, это вступление к опере.
Учитель: Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки. Слайд 8 (автоматически)
(слушание увертюры)
Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?
А кто мне может сказать, что такое опера?
Дети: Опера – это музыкальный спектакль, где герои поют.
Учитель: Да, опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв в театре?
Дети: Антракт.
Учитель: Правильно. Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы).
А что делают художники в театре?
Дети: Декорации, грим, костюмы.
Учитель: Оперные артисты?
Дети: играют и поют.
Учитель: Что делают музыканты в оркестре?
Дети: Играют на музыкальных инструментах.
Учитель: А что делают писатели, поэты?
Дети: Пишут рассказы, сказки, стихи.
Учитель: А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто. .
В переводе с итальянского либретто - это буквально маленькая «книжечка». Это краткое изложение содержания пьесы, оперы. Слайд 10
Учитель: Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?
Дети: Без музыки.
Учитель: Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр.
М. И. Глинка не просто пересказал содержание поэмы, но и для каждого героя композитор создал свой музыкальный портрет. Он языком музыки дополнил слова А.С. Пушкина и от этого музыкальные портреты получились очень яркими и интересными.
Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (звучит ария).
Учитель: Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана?
Учитель: Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина. Каватина это - небольшая лирическая ария.
Сейчас вы увидите музыкальный фрагмент из оперы, который называется «Каватина Людмилы».
(Видеофрагмент «Каватина Людмилы»)
Что вы можете сказать об этом персонаже? В каком настроении исполнен этот фрагмент?
Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство.
Учитель: А чтобы познакомиться со следующим героем из оперы – сказки кот ученый вам загадает загадку.
Учитель: А сейчас слушаем следующую литературную загадку, (ученица читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).
Уже колдун под облаками;
Hа бороде герой висит;
Летят над мрачными лесами,
Летят над дикими горами,
Летят над бездною морской;
От напряженья костенея,
Руслан за бороду злодея
Упорной держится рукой.
(учащиеся определяют)
Учитель: Какого колдуна описала нам загадка?
Дети: Черномора
Учитель: Правильно, а кто такой Черномор?
Дети: злодей
Учитель: Он настоящий или сказочный герой?
Дети: сказочный
Учитель: Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун?
• Он был коварный, хитрый.
Учитель: В чем его волшебная сила?
Дети: это злобный карлик, сила которого находится в его длинной бороде.
• А что произойдет, если ему отрубить бороду?
(Вся его волшебная сила исчезнет и он станет абсолютно безвредным)
Но отрубить бороду обычным мечем нельзя. Для этого нужен волшебный меч, раздобыть который может только настоящий богатырь, храбрый и бесстрашный, мудрый и по-настоящему любящий Людмилу.
Сейчас мы послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила» – «Марш Черномора» для этого попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым оркестром. Слайд 13
(Слушание музыкального произведения - М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» с пластическим интонированием)
Какой характер прозвучавшей музыки?
Дети: музыка громкая, грозная, страшная
Учитель: охраняется ли такой характер музыки до конца произведения? (нет)
Учитель: Почему ваши жесты были разными?
Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.
Музыка звучит уже не так грозно, немного ускоряется ,появляются насмешливые интонации (ведь Черномор-это карлик, который без бороды не представляет никакой угрозы).
Учитель: Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется?
Дети: Симфонический.
Учитель: Оркестр звуками может нарисовать: битву, бурю и многое другое. Он звучит на протяжении всего действия.
А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним..
(игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»)
Учитель: Я предлагаю вам немного отдохнуть и вместе
потанцевать.
(физминутка «Зверобика»)
Учитель: Ребята, сегодня мы побывали в музыкальном театре, где познакомились со сказочными героями из оперы «Руслан и Людмила» и хотелось бы завершить наш урок песней, которая называется: «Сказки гуляют по свету»
Давайте послушаем эту песню.
(слушание песни «Сказки гуляют по свету»)
О чем эта песня?
О каких сказках поется?
На сюжет многих сказок, которые вы услышали в песне, также написаны музыкальные спектакли.
Вокально-хоровая работа

Рефлексия. Итог урока.
- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?
- Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?
- Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?
Домашнее задание: Найти стихотворение о сказочных героях, которых поется в песне.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока музыки для 2-3 класса Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад" Урок музыки «Исторические песни», 3 класс

Похожие статьи:

Конспект урока музыки в 3 классе

День учителя в школе. Сценарий мероприятия
Опубликовано: 428 дней назад (21 сентября 2023)
Просмотров: 1435
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!