Конспект урока музыки в начальных классах по теме: «Веселое путешествие в мир музыки»
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока музыки для учащихся второго или третьего класса общеобразовательной школы по теме: «Веселое путешествие в мир музыки». Данный материал будет полезен учителям музыки начальной школы, педагогам дополнительного образования по сольфеджио и музыкальной грамоте. Этот конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса ученика к музыке, знакомства со средствами музыкальной выразительности и закрепления знаний о них. Данный конспект в контексте программы «Музыка» (авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак) по принципу перспективы и ретроспективы может послужить отправной точкой к проведению ряда уроков в средней школе (6 класс) по теме года «Как создается музыкальное произведение».
Тема урока: «Веселое путешествие в мир музыки ».
Цель урока: Знакомство со средствами музыкальной выразительности.
Задачи урока:
1. Знакомство с музыкальными терминами «ритм», «динамика», «тембр»;
2. Закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности;
3. Знакомство с тембрами музыкальных инструментов;
4. Развитие образного мышления, представления о музыке как о важной части самой жизни;
5. Воспитание слушательской культуры учащихся.
Демонстрационный материал:
1) аудиозаписи звучания музыкальных инструментов («Немецкая песенка» П.И. Чайковского на фортепиано (фрагмент), «Весна» Антонио Вивальди из цикла «Времена года» на скрипке (фрагмент.,
2) картинки с изображением музыкальных инструментов,
3) картинки с музыкальными терминами «Ритм», «Динамика», «Тембр».
Раздаточный материал:
карточки с обозначением динамических оттенков (mf, f, ff, mp, p, pp).
Ход урока
Организационный момент.
Попевка:
Учитель: Здравствуйте, ребята! (на фортепиано поступенное движение мелодии вверх от тоники до квинты в тональности D-dur)
Ученики: Здравствуйте, учитель! (поступенное движение мелодии вниз от квинты до тоники в D-dur).
Учитель: ребята, мы сегодня продолжим с вами путешествие по волшебной музыкальной стране.
Что нам нужно, чтобы начать наше путешествие?
(ответы детей). Нам нужен транспорт. И отправимся мы сегодня… на паровозе.
(Песня «Паровоз», разученная заранее).
Первая остановка называется «РИТМ»
(картинка со словом «Ритм» вешается на доску). Скажите, где мы можем услышать или почувствовать ритм?
(Ответы детей). Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какой из этих инструментов создан для того, чтобы отбивать ритм?
(барабан). Совершенно верно. Где мы можем услышать барабанную дробь?
(на параде, в оркестре). Я сейчас исполню вам музыкальное произведение, а вы внимательно послушайте его. Можно ли эту музыку исполнять с барабаном?
(учитель исполняет марш. Ответы детей). Я исполнила для вас марш. Это французское слово и переводится марш как «ходьба». Маршем называют музыку, под которую удобно идти в строю, с четким, энергичным ритмом.
А теперь для вас первое задание. Марш прозвучит еще раз, а вы будете, как солдаты на параде, маршировать под музыку и как- будто играть на барабане.
Маршируем в ногу и четко и ритмично отбиваем на барабане ритм марша.
(Исполнение марша еще раз).
Второе задание. Игра «Повтори ритм».Учитель прохлопывает ритмический рисунок (от простого к сложному, от равномерного к пунктирному и синкопированному ритму), дети повторяют.
Учитель: Отправляемся дальше.
Исполняется песня «Паровоз» с прохлопыванием ритма мелодии.
Учитель: следующая наша остановка называется «ДИНАМИКА»
(картинка со словом «Динамика» вешается на доску). Что такое динамика? Это сила звука. Бывают музыкальные произведения тихие, например, колыбельная, а бывают очень яркие и громкие, например, наш марш. Вспомним, как в музыке обозначается динамика
(Учитель показывает карточки с динамическими оттенками, ученики их называют). Чтобы закрепить наши знания, давайте вместе прочитаем одно стихотворение. Вместо некоторых слов я буду показывать карточки, а вы должны будете хором их назвать.
(Читаем стихотворение).
Жил кот Василий, ленивый был кот,
Острые зубы и толстый живот.
Очень р(тихо) он ходил,
f(громко) настойчиво кушать просил,
тр(не очень тихо) на печке храпел –
Вот и все, что он делать умел!
Кот как-то раз видит сон вот такой –
Будто затеял с мышами он спор.
f(громко) крича он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши р(тихо) взмолились –
Ох, пожалей, пощади, сделай милость…
mf(не очень тихо) вскрикнул кот «Брысь»
И в рассыпную они понеслись.
(А на самом деле, в то время, когда наш кот спал, происходило вот что):
Мыши р(тихо) вышли из норки,
f(громко) хрустя, съели хлебные корки.
тр(не очень тихо) смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, чихнул…
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались
До вечера f(громко) над ним потешались.
(Автор Свечникова Елена Николаевна)
Хорошо. Хором вы справились. А сейчас я даю вам карточки и называю динамику. Ваша задача – поднять нужную карточку и передать ее сидящему рядом.
(Ученики выполняют задание).
Исполняется песня «Паровоз». Один из учеников – «водитель паровоза» - показывает перед каждой музыкальной фразой карточку с динамическим оттенком, класс поет песню в нюансе показанной динамики.
Учитель: Наша остановка «ТЕМБР»
(картинка со словом «Тембр» вешается на доску). Какое интересное слово. Что оно означает?
(ответы детей). Тембр – это окраска звука. Так же как цвет в живописи. Если я скажу «красный» - вы сразу представите себе этот цвет? А «синий»? А если скажу «хруст снега под ногами»? или «звонок с урока»? представили?
Также и с тембром. Давайте поиграем с вами в одну игру.
Игра «Чей голос?».
Условия игры: один учащийся закрывает глаза и угадывает, кто из ребят произнес слово «тембр». Игра проводится с тремя - четырьмя учениками.
А теперь посмотрите еще раз на доску, на музыкальные инструменты. Сейчас вы услышите звучание одного из этих инструментов. Слушайте музыку внимательно. Если вы поймете, какой инструмент ее исполняет, можете изобразить под музыку игру на нем.
Звучит «Немецкая песенка» П.И. Чайковского на фортепиано (фрагмент), «Весна» Антонио Вивальди из цикла «Времена года» на скрипке (фрагмент). Ученики имитируют игру на музыкальном инструменте, который звучит в данный момент. После прослушивания называют его и показывают соответствующую картинку на доске.
Учитель: Ну что же, наше путешествие подошло к концу.
- Какие остановки мы с вами сегодня посетили?
- Что такое тембр?
- Какой инструмент отбивает ритм?
(Ответы учащихся)
Прозвенел звонок!
Кончился урок!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока музыки для 2 класса
Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад"
Урок музыки «Исторические песни», 3 класс
Урок музыки, 3 класс. Опера «Руслан и Людмила»
Похожие статьи:
Конспект урока музыки в 3 классе
План – конспект урока музыки во 2 классе по теме «Семейство духовых инструментов»