Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад"

Урок музыки в 3 классе «Русский народный инструмент – гусли»
Описание материала: урок может быть полезен для учителей музыки, музыкальных руководителей, учителей начальных классов. Стихи и музыкальный материал педагоги могут использовать на уроках, как дополнительный материал и во внеклассной работе. Материал предназначен для школьников 3 класса.
Цель урока: продолжать изучение былинного творчества русского народа; расширять знания детей о народных музыкальных инструментах; воспитывать духовно-нравственные и эстетические ценности человека через знакомство с музыкой; учить понимать и любить русское народное творчество; начать знакомство с народными инструментами.
Ход урока
I. Организация учащихся на урок.
Вход под музыку М.И.Глинки «Камаринская».
Музыкальное приветствие и домашнее задание о событиях недели.
Учитель: Как неделю Вы прожили?
Кто поведать нам готов?
(Смотрит на детей поднявших руки)
Саша, а потом Наташа,
Дима, Ксюша и Артём.
II. Повторение изученного материала.
Дети поют свои частушки.
III. Новый материал.
Учитель: Какой инструмент сопровождает исполнение былин? (Гусли)
Русские гусли - инструмент очень древний.
Гусли звончатые.
Звончатые гусли – самые древние и самые простые. Как утверждают учёные они появились у восточнославянских племён ещё в шестом веке. Это был треугольный или трапециевидный ящик, который при игре становился на колени музыканта. Чаще всего на этом инструменте не играли мелодию произведения, а аккомпанировали ей. На звончатых гуслях было от 7 до 13 струн. Но была одна очень большая трудность, которая вызывала неудобство - это семь звуков в октаве, а не 12. Повысить или понизить на пол тона звук было невозможно, при необходимости перейти в другую тональность случался конфуз или приходилось отвлекать зрителей настраивая инструмент иначе. Поэтому мастера-инструментальщики стали думать как усовершенствовать инструмент и дать ему новую жизнь.
Гусли щипковые.

Щипковые гусли устроены намного сложнее звончатых. На щипковых гуслях уже 60 струн. При этом 7 струн являются основными и под ними расположены уже все дополнительные. Музыкант играет на щипковых гуслях пальцами обоих рук, одновременно ведя мелодию на тонких струнах и гармоническое сопровождение на басовых. Щипковым гуслям доступны сложные многоголосные произведения. Сейчас большая редкость увидеть и услышать этот инструмент в живую, так как он довольно громоздкий: снабжён прямоугольной металлической рамой, которая держит ножки, большое количество струн и находится в музеях и музыкальных салонах.
Гусли клавишные.

Клавишные гусли с момента их создания предназначались для оркестра, и народными эти гусли можно назвать лишь потому, что основа их тоже родственна древним звончатым. Клавишным гуслям только совсем недавно исполнилось 100 лет – они появились в самом конце 19 века. Если в названии гуслей упоминаются клавиши мы можем подумать, что эти клавиши используются таким же способом, как на фортепиано, но нет. Музыкант извлекает звук с помощью медиатора или пальцами, клавиши здесь выполняют роль глушителей. Они приглушают звуки, которые не нужны в аккорде.
Если от оркестровых инструментов вернуться к старым звончатым гуслям, то можно сказать что уже лет 300 начался их закат. Впрочем, и о домре (не путайте с казахской домброй) сейчас трудно сказать, что она остаётся подлинно народной, и балалайка постепенно исчезает из сельских домой.
Отголоски звучания древнего инструмента можно услышать и в музыку русских композиторов, рассказывающих о былинных героях.
Слушание музыки: былина о богатыре Илье Муромце
Рейнгольд Глиэр - Симфония № 3 "Илья Муромец"
Знакомство с новой песней.
- Садко – гусляр, певец и славен в народе тем, что рассказывал в своих песнях о земле русской, о своей любви к ней. О России и сейчас создаются песни, стихи.
Песня «Мы эту землю Родиной зовём» тоже рассказывает о родной земле, музыку написал композитор Юрий Чичков, слова – Михаил Пляцковский.
Послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет её с народными песнями? (Напевность)
Исполнение песни учителем «Песня о России» музыка В.Локтева, слова О.Высотской.
Беседа об особенностях мелодии, содержании, разучивание припева – в зависимости от возможностей класса – на 2 голоса.
Исполнение песни: учитель куплет, дети – припев.
IV. Итог урока:
- Как называется самый древний жанр русских народных песен? (Былина)
- Как ещё называют былины? (Старины)
- Какой инструмент сопровождал былины? (Гусли)
- Назовите авторов песни «Песня о России» (композитор В.Локтев, поэтэсса О.Высотская).
- Подготовьте к следующему уроку частушки о событиях недели и стихи о России.
Дети под музыку М.И.Глинки «Камаринская» выходят из класса.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока музыки для 2-3 класса Интегрированный урок "Музыкальный портрет России" в 3 классе Музыкальный кроссворд «Скрипичный ключ» для учащихся 3 класса ДШИ Урок музыки «Исторические песни», 3 класс

Похожие статьи:

Конспект урока музыки в 3 классе

Внеклассное занятие по музыке 3 класс

Конспект урока музыки, 3 класс. Былина как древний жанр русского фольклора | Урок музыки «Исторические песни», 3 класс
Опубликовано: 1566 дней назад (23 июля 2020)
Просмотров: 2239
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Лариса Владимировна Валитова # 1 августа 2020 в 18:14 +3
Здравствуйте Виктория Анатольевна. Очень интересная и необычная тема. Дети знакомятся с таким редким в наше время инструментом, как гусли. Он выглядит и звучит прекрасно. Спасибо. Голос.
Виктория Анатольевна Бессонова # 6 августа 2020 в 20:30 +1
Здравствуйте Лариса Владимировна! Спасибо, что посетили мою страничку в блоге! Благодарю за положительную оценку моей работы!
Елена Васильевна Бычкова # 16 августа 2020 в 23:33 +1
Виктория Анатольевна, здравствуйте. Внимательно прочитала конспект урока, посвященный истории гуслей и поняла, что крайне мало знаю об этом инструменте. Думаю, детям тоже будет интересно. А в качестве домашнего задания я бы предложила им посмотреть сказку "Садко" (это один из любимых фильмов-сказок моего детства). ГОЛОС Вам от души!
Виктория Анатольевна Бессонова # 17 августа 2020 в 06:06 +1
Здравствуйте Елена Васильевна! Благодарю Вас за высокую оценку моей работы и пожелания! Спасибо!
Елена Юрьевна Овчинникова # 20 августа 2020 в 08:35 +1
Доброе утро! Я немного в другой области работаю, но , на мой взгляд, сценарий интересный, тем более для современных детей это непростой материал. Поэтому и необходимый. Голос
Виктория Анатольевна Бессонова # 20 августа 2020 в 09:15 0
Доброе утро, Елена Юрьевна! Спасибо за высокую оценку материала и голос! smile
Виктория Леонидовна Жолудь # 6 сентября 2020 в 12:47 +1
Добрый день! Гусли - очень редкий инструмент в наше время. А ведь его история - это кладезь знаний о наших предках. Подобные струнные в Южной Корее - предмет особой гордости. Уважение к нашему инструменту поднят бы до их уровня. Спасибо.
Виктория Анатольевна Бессонова # 6 сентября 2020 в 14:35 0
Добрый день, Виктория Леонидовна! Благодарю Вас за добрые слова об уроке музыки! Спасибо, что посетили мою страничку в блоге!