Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока музыки, 3 класс. Былина как древний жанр русского фольклора

Урок музыки "Былины" 3 класс, 1 урок
Описание материала: урок может быть полезен для учителей музыки, музыкальных руководителей, учителей начальных классов. Стихи и музыкальный материал педагоги могут использовать на уроках, как дополнительный материал и во внеклассной работе. Материал предназначен для школьников 3 класса.
Цель: расширять знания детей о былинном эпосе; учиться выявлять в русской музыке национальные черты характера русского человека; учиться находить истоки интонационного склада русской музыки в характерных чертах жанра былины; разучивать и исполнять былинные напевы; воспитывать духовно-нравственные и эстетические ценности человека через знакомство с музыкой.
* * *
I Организация учащихся на урок.
Дети проходят в класс под музыку С.В.Рахманинова "Пьеса-фантазия" соч.3 №4
Урок начинается с приветствия учителя детей частушкой. В этой части урока многое зависит от творчества учителя. Приветствие-частушка ново для детей, но с частушками они знакомы (частушки Бабок Ёжек, музыка М.Дунаевского, слова Ю.Энтина, 1 класс, 2 полугодие), частушки используются и во внеклассной работе, поэтому дети с удовольствием включаются в работу.
Учитель: Маленькая песенка – частушка может о многом рассказать. Частушки русского народа в весёлой, шутливой форме рассказывают о разных сторонах жизни людей. Я предлагаю Вам сочинить наши классные частушки, а начнём с вашего летнего отдыха:
Третьеклассниками стали – загорели, хороши.
Как Вы летом отдыхали, кто расскажет от души?
Примерные ответы детей:
Отдыхала дома я,
Книжек много я прочла.
В лагере я побывали и
Друзей там повстречала.
А у бабушки в деревне
Я всё лето провела,
Поливала и полола,
И Бурёнушку пасла.
Учитель: О летнем отдыхе Вы рассказали, а том, что произойдёт в Вашей жизни за неделю, расскажете частушками на следующем уроке – это задание на следующий урок (нужно использовать тетради, для записи своих сочинений, опорных знаний, в зависимости от подготовленности классов – текстов песен). Частушки – это жанр народной музыки.
II Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с одной разновидностью русского музыкального фольклора – былиной или как их ещё называли «были» или «старины». Они отражают ту историческую действительность в которую были созданы. Былины передавались в устной доходчивой форме. Простым, незамысловатым языком. Былину исполнял сказитель на речитативный монотонный напев, протяжным и неторопливым голосом. Он поёт о том, что видел, свидетелем каких событий стал.
Слушание былины «Илья Муромец и Сокольник»

Нередко русские композиторы такие как Н.А.Римский-Корсаков, М.П, Мусоргский записывали мелодии былин, аранжировали их и использовали в своих произведениях.
Н.А.Римский-Корсаков использовал былины в своей симфонической картине "Садко". Идея создания симфонической картины была в самом мотиве древнерусской былины «Садко», где Садко (Богатый гость) — главный герой былин новгородского цикла. Эту былину Н.А.Римский-Корсаков услышал и записал в Петрозаводске в Карелии.
Слушание отрывка из симфонической картины "Садко" Н.А.Римского-Корсакова.


В опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов» также звучит былинный напев. В третьей картине четвертого акта в начальном хоре "Не сокол летит по поднебесью" на подлинную народную мелодию величальной песни, а также это относится к Песне Варлаама и Мисаила "Солнце, луна померкли".
Послушаем её.
Слушание Песню Варлаама и Мисаила "Солнце, луна померкли" из оперы "Борис Годунов" М.П.Мусоргского.

Учитель: А теперь послушаем новую песню, которая называется "Здравствуй, детство" и написал её композитор И.Космачёв и поэт М.Яснов.
Слушание песни "Здравствуй, детство" музыка И.Космачёва, слова М.Яснова
- Как песня передаёт настроение?
- В каком ладу она написана? (Мажор, минор)
Закрепление прошедшего материала.
Как называется главный устойчивый звук в музыке? (Тоника)
Какие особенности в мелодии этой песни? (скачки и поступенное движение)
- Спойте фрагмент песни, где используется скачкообразное движение мелодии. Учитель работает над пропеванием скачков в разных тональностях.
- Спойте фрагмент песни, где используется постепенно движение мелодии.
Прослушивание песни второй раз.
- Определите, чем отличаются припевы в каждом куплете (1 - утро, 2 - солнце, 3 - детство)
Исполняется с учителем. Учитель - куплет, дети - припев.
III Итог урока:
- Назовите самые ранние народные песни. (Былины)
- С какими произведениями мы сегодня познакомились? (С былиной «Илья Муромец и Сокольник»,с симфонической картиной "Садко" Н.А.Римского-Корсакова и с песней Варлаама и Мисаила "Солнце, луна померкли" из оперы "Борис Годунов")
- Кто написал слова и музыку песни "Здравствуй, детство" (музыка И.Космачёва, слова М.Яснова)
IV Домашнее задание: сочинить частушки о событиях из собственной жизни.
Дети под музыку выходят из класса.

Рекомендуем посмотреть:

Интегрированный урок "Музыкальный портрет России" в 3 классе Музыкальный кроссворд «Скрипичный ключ» для учащихся 3 класса ДШИ Урок музыки в 3 классе на тему: «Духовой оркестр» Конспект урока музыки, 3 класс. Музыка Германии

Похожие статьи:

Внеклассное занятие по музыке 3 класс

Конспект музыкального занятия в 1 младшей группе. Магазин игрушек | Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад"
Опубликовано: 1346 дней назад (22 июля 2020)
Просмотров: 3629
Рубрика: Без рубрики
+8
Голосов: 8
Людмила Васильевна Савенко # 29 июля 2020 в 13:18 +2
Добрый день! Мне занятие понравилось. На уроки музыке вы расширяете знания детей о былинном эпосе, учите школьников выявлять в русской музыке национальные черты характера русского человека, воспитываете духовно-нравственные и эстетические ценности человека. На таком уроке детям будет интересно. Голос!
Виктория Анатольевна Бессонова # 30 июля 2020 в 06:34 +1
Благодарю Вас, Людмила Васильевна, за оценку моей работы! Спасибо за голос!
Анжела Львовна Митрахович # 21 августа 2020 в 09:22 +2
Думаю, цели, поставленные Вами, будут достигнуты. Тогда урок имеет смысл. Голос!
Виктория Анатольевна Бессонова # 21 августа 2020 в 09:24 +1
Большое спасибо, Анжела Львовна smile
Валерия Сергеевна Боденова # 21 августа 2020 в 10:20 +2
Занятие очень познавательное и интересное. Деятельность на уроке разнообразная, и меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой учитель, на определённых этапах урока.
В начале дети исполняют частушки и проявляют свои творческие способности, потом ребята слушают новую информацию про былины и также прослушивают некоторые из них. Позже дети знакомятся с новой песней. А в конце закрепляют всю полученную за урок информацию.
Всё этапы урока были соблюдены. Цель занятия была выполнена. Мне понравилось задание, где дети должны были сами сочинить частушки, при его выполнении им нужно было проявить свою фантазию и умение рифмовать слова.
Спасибо за материал.
Виктория Анатольевна Бессонова # 21 августа 2020 в 10:26 +1
Добрый день, Валерия Сергеевна! Благодарю Вас, что нашли время познакомиться с моей публикацией! Спасибо, что так внимательно прочитали весь урок! Было очень приятно узнать Ваше мнение!!! smile
Вера Алексеевна Некрасова # 21 августа 2020 в 10:57 +1
Замечательный урок музыки! На всех этапах урока у вас прослеживается, как у учителя, большое желание заинтересовать детей изучением музыки и воспитать у них любовь к ней. Творческих успехов,вам. Примите мой голос.
Виктория Анатольевна Бессонова # 21 августа 2020 в 11:00 +1
Большое спасибо, Вера Алексеевна! Благодарю за Ваше мнение и добрые пожелания! Очень рада Вашему голосу! smile
Карина Вячеславовна Арутюнян # 22 августа 2020 в 00:30 +1
Публикация интересная и познавательная, продуманы все детали. Особенно понравилась идея музыкального приветствия частушками, что безусловно станет доброй традицией на уроках, поскольку частушка может отражать любую тему. Творческих успехов вам. Голос.
Виктория Анатольевна Бессонова # 22 августа 2020 в 04:58 0
Здравствуйте Карина Вячеславовна! Спасибо, что нашли время побывать на моём уроке! Благодарю Вас за комментарий и голос!!!
Ирина Николаевна Кириллова # 2 сентября 2020 в 16:53 +1
Здравствуйте, Виктория Анатольевна! Спасибо за приглашение! Думаю, Ваш музыкальный урок о былинном эпосе пройдёт интересно для детей. ГОЛОС.
Виктория Анатольевна Бессонова # 3 сентября 2020 в 10:52 0
Благодарю Вас, Ирина Николаевна, за Ваш положительный отзыв о моей публикации! Спасибо за голос!