Проектно-исследовательская работа "Экскурсия по пушкинскому лукоморью"
Тема: Экскурсия по пушкинскому лукоморью Цель: выяснить, что такое лукоморье; изучить обитателей лукоморья, провести подробный анализ сказочных образов, используемых в прологе. Задачи:
- изучить научную и художественную литературу по теме;
- выяснить, что такое лукоморье;
- провести подробный анализ сказочных образов, используемых в прологе;
- провести опрос обучающихся 4 – 9 классов, учителей и работников школы, чтобы узнать, знают ли они, что такое лукоморье, его обитателей. Объект исследования: пролог, написанный А.С. Пушкиным к поэме «Руслан и Людмила». Предмет исследования: художественная литература. Методы исследования:
• метод наблюдений;
• описательный метод;
• опрос;
• сравнение;
• обобщение. I. ВВЕДЕНИЕ Выбор проблемы
Кому из нас не знакомо пушкинское вступление к поэме «Руслан и Людмила»? Но кто из нас задумывался над тем, где находится это таинственное Лукоморье? Толчком для начала моей исследовательской деятельности послужил тот факт, что многие из людей различных возрастных категорий не смогли ответить на вопросы:
1. Что такое Лукоморье.
2. Что Вы знаете о лешем?
3. Что Вы знаете о русалках?
4. Что Вы знаете о Бабе Яге?
5. Что Вы знаете о Кощее?
Целью моей работы является поиск ответа на вопрос: что такое лукоморье и история возникновения сказочных образов, используемых А.С. Пушкиным в прологе.
II. АКТУАЛЬНОСТЬ
Стихотворение А.С. Пушкина «У лукоморья» настолько знакомо и любимо читателями, что уже давно воспринимается как самостоятельное, вполне законченное произведение. Но на самом деле это не так. Известные каждому русскому человеку строчки являются вступлением к поэме «Руслан и Людмила».
В прологе мы встречаем много фантастических героев. Откуда они взялись? Из чьей мифологии к нам пришли?
К сожалению, современные подростки прекрасно знают Василиска из «Гарри Поттер», джина из английского мультфильма «Аладдин», вымышленную команду из четырёх черепах-мутантов и их учителя из мультфильма «Черепашки ниндзя», но о русских сказочных персонажах, героях русских легенд и преданий могут рассказать мало, а порой и совсем не знают о них ничего.
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, насыщен сказочными образами, и что это за существа, откуда они взялись, историю их происхождения должен знать каждый русский человек.
III. ПЛАН СБОРА ИНФОРМАЦИИ
1. Изучение научной и художественной литературы.
2. Обзор ресурсов Интернет.
3. Опрос обучающихся 4 – 9 классов, учителей и персонала МБОУ Дятьковичской ООШ.
IV. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ
Александр Сергеевич Пушкин приглашает нас в мир славянского волшебства. Мы вчитываемся в строки, которыми открывается поэма Пушкина «Руслан и Людмила», и что-то пленительное, родное, таинственное и немного пугающее открывается нам в этих строчках:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…
Рассмотрим слово лукоморье. Русский писатель Владимир Набоков с досадой рассказывал, как один раз иностранный переводчик перевёл это слово так «на берегу лукового моря».
Действительно, в слове лукоморье спрятались два корня лук и мор, а о – соединительная гласная между ними.
В древнерусском языке лукоморье – это изгиб, морская излучина, побережье, залив. А ещё словом лукоморье древние славяне называли особое пространство – центр Вселенной, то место, в котором растёт Мировое Древо.
Мировое Древо – это нечто вроде магического стержня, на котором держится Вселенная. Дерево это находится на пересечении двух земных пространств. Одно пространство – «своё» – знакомое, родное, а другое – неизведанное, мистическое и пугающее. Для древнего человека очень важным оказывается это противопоставление – своё и чужое.
По вертикали Мировое Древо тоже находится на пересечении двух пространств: мир небесный (ветви дерева как бы упираются в небо) и потусторонний (корни его уходят в мир тёмный) (Приложение. Рисунок 1).
И дуб в стихах Пушкина тоже не простой. Но всё же это не грозный страж между мирами, а символ русской древности, поэтического вдохновения.
Охраняет этот дуб кот учёный. (Приложение. Рисунок 2).
Конечно, мы понимаем, что слово учёный вряд ли означает, что он дрессированный, скорее это кот, знающий человеческий язык, владеющий какими-то волшебными словами. У образа учёного кота есть свой славянский предшественник.
В славянской мифологии мы находим такое существо, как Кот Баюн. (Приложение. Рисунок 3).
Рассмотрим однокоренные слова: Кот Баюн – баюкать – баюшки-баю. Все эти однокоренные слова восходят к праславянскому глаголу баять – говорить красиво, убедительно.
В древней мифологии Кот Баюн – не просто сказочное, волшебное существо, но ещё и существо грозное и даже страшное. По поверьям древних славян, Кот Баюн обитает как раз в том месте (в центре Вселенной), в котором находится магическая сила. Кот Баюн живёт на железном столбе, разделяющем мир «свой» и «чужой». Он надзирает над этими мирами: то поднимается на столб, то спускается с него. Спускаясь по столбу, Баюн поёт, поднимаясь – рассказывает сказки. У него настолько громкий голос, что слышно его за много-много вёрст.
Сам кот отличается небывалой силой. Одолеть его может разве что Иван Царевич, но и ему приходится очень постараться. Чтобы не слышать чарующего убаюкивающего пения (это пение может погубить человека), Иван-Царевич надевает железный колпак, чтобы справиться с котом – железные рукавицы. Таким образом, Ивану-царевичу удаётся победить чудище, доставить его во дворец к царю-батюшке, и там кот начинает служить царю: лечить убаюкивающим пением и рассказывать дивные сказки.
В стихотворных строчках Пушкина это уже не чудовище, а, скорее, добрый приятель автора. Кроме того, кот сидит не на железном столбе, а на дубе. И ходит он не вверх и вниз, а направо или налево. Выбор пути – очень частый элемент волшебной сказки, когда герой выбирает свою дальнейшую судьбу.
В сказке открывается перед нами мир древней славянской мифологии, и конечно, эта мифология языческая. Русь приняла христианство, но верования её ещё очень долгое время содержали в себе язычество.
Древнеязыческий миф основывался на противопоставлении «своего» и «чужого». «Свой мир» (благополучный, понятный, естественный, привычный) не содержал в себе тревожных, непонятных свойств. А мир потусторонний, конечно же, вызывал тревогу, ведь именно оттуда приходят оборотни, злые духи, ведьмы. По мере того как языческие верования уходят, уходит и страх перед «чужим миром», и таким образом появляется сказка. В сказке уже герой может победить злую Бабу-Ягу, он уже может пойти в Тридесятое царство (а это как раз и есть тот «чужой мир») и вернуться живым и здоровым. Сказка – это просветлённый, переосмысленный древний мир.
«Там лес и дол видений полны…». Слово дол - место не совсем обычное. Это не ровное, просторное поле, где всё видно, не гора, которая открыта всем, а нечто сырое и таинственное. И мы погружаемся в атмосферу тайны. Это самое подходящее место для встречи с необычным. (Приложение. Рисунок 4).
«И с ними дядька их морской…». Слово дядька означает воевода, командующий. (Приложение. Рисунок 5).
«В темнице там царевна тужит…». Тужит – однокоренное слово туга – грустит, печалится. Очень часто девушка в русской народной сказке оказывается беззащитной перед злом. Василиса Прекрасная, Алёнушка, Марья Царевна могут надеяться только на героя, который вернётся из «чужого мира», благополучно преодолеет испытания и спасёт её. (Приложение. Рисунок 6).
«Там царь Кощей над златом чахнет…». Кощей Бессмертный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла, — смерть Кощея». (Приложение. Рисунок 7).
«Следы невиданных зверей». Это могут быть такие существа, как звери-оборотни, говорящие человеческим языком, – волк, медведь. Эти существа ведут себя двойственно: они угрожают герою, представляют для него опасность или, наоборот, помогают ему, порой даже спасают ему жизнь. (Приложение. Рисунок 8).
«Там лес и дол видений полны…». Видения – это что-то настолько необычайное, открывающееся нашему взору, что мы не верим своим глазам. Может быть, это волшебные славянские птицы – Сирин, Алконост, Гамаюн или Финист – Ясный сокол. Это волшебные птицы, вещие птицы, которым открывается будущее, которые поют песни своими неземными, чарующими голосами. (Приложение. Рисунок 9).
У А.С. Пушкина упоминается Леший, или, как его называли на Руси, Лешак, лесовик, лесной хозяин. Славяне верили, что к тем, кто хорошо относится к лесу, лесовик будет благосклонен, он поможет собрать лесные дары и благополучно выйти из леса, не заблудиться. А к недобрым людям он милосерден не будет: он заставит их плутать, голодать, он будет кричать страшным голосом. У лесовика много голосов: он может кричать по-человечьи, по-птичьи, он может причитать и всхлипывать, он может превращаться в птиц и животных и даже в человека. (Приложение. Рисунок 10).
Ещё один мифический персонаж – русалка. Интересно, что русалка у Пушкина не выходит из моря, а сидит на ветвях. (Приложение. Рисунок 11).
Дело в том, что у древних славян русалка не была морским существом. Первоначально это была обитательница полей. Это вовсе не то кроткое и нежное существо, каким представлена Русалочка из сказки Андерсена или из мультфильма Диснея.
Русалка – это красавица, которая зачаровывает путников и губит их. Русалку, как считали славяне, можно распознать вовсе не по рыбьему хвосту (это придумали гораздо позже), а по длинным распущенным волосам. Волосы эти были, как правило, русого цвета. Именно от слова русый историки отсчитывают название этого существа. «Ходит, как русалка»– так говорили на Руси о простоволосой девушке. (Приложение. Рисунок 12).
Крестьянская девушка ни в коем случае не могла ходить с распущенным волосами – у неё должна была быть коса или какая-нибудь другая причёска. Только существо из «чужого мира», каким является мир русалки, может позволить себе вести себя не так, как это принято в мире «своём», родном и привычном, именно потому, что она пришла из потустороннего мира.
В стихотворных строчках Пушкина русалка, конечно, не думает кого-нибудь губить. Она сидит на ветвях. Читатель удивляется этой волшебной картине. И снова перед нами языческий мир в его преобразованном, просветлённом виде.
«И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных…»
Здесь уже автор с нами играет. Это отсылка, намёк на текст самого Пушкина. Легко узнать сюжет «Сказки о царе Салтане»:
«В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор».
(Приложение. Рисунок 13).
Вот ещё один авторский намёк на собственный текст: «Колдун несёт богатыря…».
Фактически автор предсказывает сюжет поэмы. Ведь мы сейчас читаем отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», вступление к ней, вспомните этот эпизод:
«Руслан, не говоря ни слова,
С коня долой, к нему спешит,
Поймал, за бороду хватает,
Волшебник силится, кряхтит
И вдруг с Русланом улетает…
Ретивый конь вослед глядит;
Уже колдун под облаками;
На бороде герой висит;
Летят над мрачными лесами,
Летят над дикими горами,
Летят над бездною морской;
От напряженья костенея,
Руслан за бороду злодея
Упорной держится рукой».
Кроме карлика Черномора, в тексте упоминается ещё один недобрый персонаж.
«Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой…»
Баба Яга – это не просто сказочный персонаж. Корни этого образа очень древние. Баба Яга живёт в особой избушке на курьих ножках. (Приложение. Рисунок 14).
Эта деталь имеет историческую природу. Древние славяне ставили свои деревянные дома на возвышения – пеньки с подрубленными корнями, чтобы дерево не сгнивало. Эта деталь была особым образом переосмыслена. Получается, что избушка Бабы Яги сама по себе полуживая, в неё невозможно попасть иначе, как каким-то волшебным способом, только Баба Яга может туда войти, потому что ни окошек, ни дверей нет.
В древних сказках Баба Яга окружает своё жилище человеческими костями и головами. Это неспроста. Дело в том, что в представлении древних славян Баба Яга – это страшное, безобразное, полуистлевшее существо, которое олицетворяет собой смерть. (Приложение. Рисунок 15).
Только потом, когда миф преобразуется в сказку, Баба Яга становится существом, с которым можно договориться, которое можно перехитрить, которое порой даже готово оказать помощь.
V. ИТОГИ 1. Вывод
Все эти персонажи являются отголосками далекой эпохи, великого прарусского прошлого. Все эти персонажи мы привыкли встречать в русских сказках, но, сказке, чтобы появиться и оформиться, необходим «упадок мифологического мировоззрения». Сказка, как явление более позднее, выросла из мифа, низвергнув его с пьедестала. Для восточных славян это совпало с процессом христианизации Руси и с обретением духовных ценностей Православия. Перед нами же картины лукоморья языческого, эпохи более древней, когда мир людской был населен различными духами, божествами, когда человеку привычно было обитать во вселенной, где живет не только он, но и его защитники, и помощники: тотемные звери и растения.
Образованный человек, владеющий несколькими языками, обладающий колоссальными знаниями по истории и другим наукам, А.С. Пушкин никогда не относился к фольклору, как к выдумкам неразвитого народа. Наоборот, он видел в фольклоре правду, глубину и необыкновенную поэтичность.
Мы словно своими глазами увидели персонажей русской народной сказки. Узнали, что русская народная сказка свои корни находит в древней языческой мифологии. Он полон чудес, опасностей и приключений. Приглашением в этот мир становятся для нас пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
2. Практическая значимость проекта
Данный материал можно использовать на уроках литературы, музыки, искусства, истории.
VI. Библиография
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практ. справочник: М: Рус. яз. – Медиа, 2007. С.
2. Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977. – С. 100-101,116.
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1,2. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956. С. 162,208, 272.
4. Демин Н.В. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. – М.: Вече, 1997. – С.61, 92,145.
5. Деревья и кустарники СССР. Под ред. П.И.Ланина. – М.: «Мысль», - 1966. – С.315.
6. Жадько Е.Г. Сто великих династий. М., «Вече»,2001.- С.
7. Зуева Т.В. Система сказочных жанров в русском фольклоре в шк 2006 №3 с,11.
8. Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа / Н.А.Криничная; Отв. ред. А.К. Микушев; Академия наук СССР, Карельский филиал института языка, литературы и истории, - Л.: Наука, 1988.
9. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 5 т. Т.2 / Сост. и автор прим. С.А.Фомичев. – С.П.: Библиополис., 1993.- С.
10. Русская историческая повесть: В 2-х т. Т. 1 / Сост., подг. Текста, вступ. Статья, коммент. Ю.Беляева. – М.: Худож. лит., 1988.- С.
11.Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов 19в. – М.: «Наука», 1985. - С.
12.Телегин С.М. Полярная традиция в русском фольклоре. Литература в школе.2007. №1. с.13,10.
13. Энциклопедия для детей. Аванта. Домашние питомцы. Т.24. – М.: Аванта, 2004. – С.157.
14. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Сост. Н.В.Чудакова, А.В.Громов; Под общ. ред. О.Г.Хинн.- М.: «АСТ», 1995. – С.145.
15. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения / Сост. Л.А.Багрова; Под общ. Ред. О.Г.Хинн. – М.: АСТ, 1995. С.57.
Скачать Проектно-исследовательская работа "Экскурсия по пушкинскому лукоморью" с приложением
Здравствуйте, Альвина Сергеевна!С удовольствием познакомилась с вашей работой - Проектно-исследовательская работа "Экскурсия по пушкинскому лукоморью". Во время проведения экскурсии по пушкинскому лукоморью, вы вместе с детьми выяснили, что такое лукоморье, изучили обитателей лукоморья, провели подробный анализ сказочных образов, используемых в прологе.Вы предоставили вашим детям возможность изучить научную и художественную литературу по теме, выяснить, что такое лукоморье, провести подробный анализ сказочных образов, используемых в прологе, провести опрос обучающихся 4 – 9 классов, учителей и работников школы, чтобы узнать, знают ли они, что такое лукоморье, его обитателей.Вот так через поставленную проблему, вы предоставили детям провести свою исследовательскую деятельность.
Голосую!