Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект по литературе, 7 класс

Проектная работа на тему: «Говорящие фамилии в произведениях русских писателей»
Выполнили: учащиеся 7 «А» класса, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 73
Руководитель: Шаманова Вера Юрьевна

Оглавление
Введение
Глава 1. «Появление фамилий в русском языке»
Глава 2. «Говорящие фамилии в литературных произведениях»
2.1 «Говорящие фамилии в творчестве А.П.Чехова»
2.2 «Говорящие фамилии в рассказе А. С. Пушкина "Станционный смотритель"»
2.3 «Говорящие фамилии в творчестве Н.В.Гоголя»
2.4 «Говорящие фамилии в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"»
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Область исследования – «говорящие» фамилии в произведениях русской литературы;
Объект исследования – произведения русской литературы, изученные в 5-7 классах.
Актуальность нашего проекта продиктована временем. Меняются эпохи, но говорящие фамилии активно используются современными писателями и сейчас. Ведь, благодаря этому приёму, читатель может проследить отношение и оценку автора данному персонажу, а самое главное, увидеть сущность героя, его характер.
Цель: Рассмотреть использование говорящих фамилий в произведениях русской литературы.
Задачи:
- узнать, как появились фамилии;
- понять что такое говорящие фамилии;
- проанализировать использование говорящих фамилий в произведениях русской литературы, выявить значение этого приёма;
- сделать выводы по теме исследования;
- выполнить компьютерную презентацию.
Гипотеза:
Мы хотим доказать, что говорящие фамилии - это приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
- анализ художественного текста в единстве содержания и формы;
- интерпретация индивидуально-авторской концепции мира и человека.

Глава 1. Появление фамилий в русском языке
Власть фамилии над человеком иногда безгранична…
Ильф Илья, Петров Евгений «Светлая личность»

Каждый писатель надеется на признание и уважение своих творений. Именно поэтому авторы прибегают к различным способам увлечения читателя рассказами. Один из таких способов - принцип «говорящих» фамилий.
А читатели, в свою очередь, для того чтобы понять смысл и задумку произведения должны анализировать и учитывать даже самые небольшие детали, ведь зачастую именно детали содержат главную информацию о каком-то событии или герое. Во многих случаях фамилия несет большую смысловую информацию, которая помогает раскрыть образ, характер и действия персонажа.
«Говорящие фамилии» всегда были интересны писателям, читателям и литературным критикам. Прозвища, придуманные имена, титулы и нелестные обращения используются авторами в качестве немаловажных средств типизации. Многие специально используют такие клички своим героям, чтобы при первых упоминаниях продемонстрировать их «рейтинг», социальное положение, какие-то дефекты и прочее. Но чаще всего те, кто придумывают «говорящие фамилии» опираются на иронию, стараясь таким образом продемонстрировать свое отношение к персонажу и настроить читателя на такое же восприятие. Как правило, в произведениях такие образы образов несут своеобразную стилистическую нагрузку и имеют стилистическую окраску.
Многим становится интересно, а откуда же и как взялись эти фамилии в разнообразной литературе. Наша работа направлена на изучение данного явления в творчестве русских писателей, выявление основных авторов, применявших этот метод, тайны и скрытый смысл имен, известных нам из книг, которые считаются классической литературой.
Так как же появились фамилии? Фамилия — это наследственное родовое имя, которое указывает на принадлежность человека к одному роду. Обычно она ведет начало от общего предка, а иногда в более узком понимании — к одной семье. Согласно источникам, изначально этим термином начали пользоваться в Римской империи, тогда он подразумевал собой общность, которая состояла из семьи хозяев и их рабов. В России долгое время люди обходились лишь кличками, но после указов Петра 1 народ должен был обзавестись «назвищем», которое бы определяло их принадлежность, род занятий и другие признаки, которые будут приведены ниже. Сначала люди не придавали фамилиям большого значения, поэтому только в 14-15 веках фамилии стали использоваться как элемент именования каждого человека. До этого они использовались, но крайне просто: прозвище или прозвание. Во время переписи населения в царских указах говорилось, что всех людей надо написать «по именем с отцы и с прозвищи», имелось в виду записать просто по имени, отчеству и фамилии.
Фамилия имеет основу того прозвища, которое имеет или имело в прошлом лексическое значение, но со временем к ней начали прибавляться различные префиксы, суффиксы и окончания.
Позже разные общественные группы получили стали разделяться на официальные фамилии по таким категориям:

В 14-15 веках первые фамилии получили представители знати, князья и бояре
2) В 16-18 веках появляются фамилии у дворян
3) В 17-19 веках торговые и служащие начинают получать фамилии
4) В 19 веке складывались фамилии русского духовенства.
5) В конце 19 века самая многочисленная часть русского населения – крестьянство – стала получать фамилии.Окончательное закрепление фамилий у крестьян наступило после отмены крепостного права.
Фамилии можно разделить по способу образования на несколько групп:
-«профессиональные».(Плотников, Сапожников);
-«географические».(Москвичёв, Ярославцев);
-по прозвищу.(Аксаков, Бунин);
-искусственной образованные.(Робустов, Формозов)
-«отыменные».(Петров, Владимиров);
Разгадку о происхождении тех или иных фамилий содержит в себе наука, которая носит название этимология. Она помогает узнать значение фамилии, поэтому должна быть интересна каждому человеку.

Глава 2. Говорящие фамилии в литературных произведениях.
2.1 Говорящие фамилии в творчестве А.П.Чехова
А.П.Чехов стал первым писателем в русской литературе, который понял, насколько большое значение имеют деньги, авторитет и чин. Они вызывают страх, а этот страх способен поработить и уничтожить человека. В своих произведениях писатель протестовал против нищеты духа и иронизировал над невежественными людьми, утверждая в жизни лишь прекрасное.
Чехов использовал говорящие фамилии в основном для характеристики героев, совершающих негативные и отрицательные поступки. Он их не комментирует, а дает читателю шанс составить самостоятельно в голове образ того или иного литературного героя. В свои рассказы он вносит определённые фамилии с целью раскрыть общий колорит рассказа, при этом образует их от названия неприятных и мелких явлений (Грязноруков, Перхоткин, Гнилодушкин и пр.).
Один из самых печальных рассказов писателя короткий рассказ «Ванька». Его герой 9-летний мальчик Ванька, отданный в учение сапожнику, пишет горестное письмо «на деревню дедушке». О судьбе Ваньки говорится со скрытым сочувствием и, как это ни парадоксально с улыбкой – доброй и человечной. Уже само название рассказа указывает на типичность персонажа: ведь таких Ванек в России в ту пору было великое множество.
Иван – самое распространённое русское имя; Иван-церевич, Иван-дурак. Но Ваньку никто не назвал Иваном или просто Ваней. Так и быть ему всю жизнь Ванькой – встанькой или Ванькой на побегушках. Основой фамилии Жуков послужило мирское имя Жук. Фамилия Жуков образована от нехристианского имени Жук. Позднее это имя приобретает статус прозвища. Жуком могли называть черноволосого человека. Кроме того, у древних Жук символизировал упорство, трудолюбие и красоту. До введения на Руси христианства наречение ребёнка именем, представляющим собой название животного или растения, было очень распространённой традицией. Это соответствовало языческим представлениям человека о мире. Древнерусский человек, живший по законам природы, сам представлял себя частью природы.
В своём рассказе «Хамелеон» мы можем наблюдать множество фамилий, которые раскрывают перед нами образ героев. К примеру, главное действующее лицо-полицейский надзиратель Очумелов. В произведении он описывается как человек бешеный, очумелый и чумной, непредсказуемый в своих действиях. То есть его фамилия с первого упоминания даёт нам представление о его характере.
Ещё один герой-Хрюкин. На протяжении всего действия он «поступает как настоящая свинья»: собачонке цикаркой прижигает морду, соершает иные ужасные поступки, да и выглядит он по-свински.
В произведении «Смерть чиновника» встречаются такие герои как Червяков, который чихнул, обрызгав лысину известного генерала, а потом не может жить спокойно и ползает за генералом, как настоящий червяк, при этом умоляя о прощении. Фамилия персонажа Бризжалов у читателя вызывает ассоциации с брюзгой, ведь на протяжении событий он показан брызгавшим слюной, а в самом рассказе характер его описан в соответствии с фамилией, постоянно недоволен всем и всеми.
В ещё одном творении Чехова «Унтер Пришибеев» главный герой-Пришибеев, который играет роль надзирателя и надсмотрщика. В нём есть привычка «пришибать», подавлять и запугивать людей, что-то «пришибеевское».
В итоге мы видим, что Антон Павлович старательно обдумывает то, какие имена и фамилии будут включены в его рассказы. При помощи их он старается выразить субъективное отношение к изображенным характерам, создаваемым персонажам и типам личности.

2.2 Говорящие фамилии в рассказе А. С. Пушкина "Станционный смотритель"
Адриан Прохоров был первым героем цикла, имеющим имя и фамилию. Самсон Вырин - вторым. Но ни того, ни другого мы не можем назвать стопроцентными русскими по их именам и фамилиям. Русские имена, отчества и фамилии будут иметь только герои последней повести цикла.
Дочь станционного смотрителя, вдовца Самсона Вырина, Дуня – девушка необычайной красоты. Проезжавший станцию богатый гусар Минский увлекается ею. Притворившись больным, гусар на несколько дней остаётся на станции, чтобы поближе познакомиться с Дуней и заслужить расположение отца. Уезжая, он предлагает подвезти Дуню до церкви на окраине села, куда она собиралась к обедне. Отец, считая Минского порядочным человеком, уговаривает дочь подчиниться. Вскоре отцом овладевает беспокойство и он идёт к церкви, но не находит там Дуню, а позднее узнаёт, что гусар увёз её далеко в Санкт-Петербург. Безутешный отец находит там Минского и требует вернуть дочь, ставшую содержанкой гусара. Минский прогоняет Вырина, заявив, что Дуня будет счастлива с ним и отвыкла от прежнего состояния. Смотритель узнаёт, где живёт Дуня, и пробирается к ней. Дуня, увидев отца, падает без чувств, а Минский опять выбрасывает его на улицу. Вырин возвращается на свою станцию, от горя спивается и умирает. Спустя некоторое время на его могилу приезжает богато одетая барыня с тремя маленькими детьми и долго лежит на кладбищенском холмике.
Имя Самсон в библейской мифологии обозначает древнееврейского богатыря. Существует легенда, объясняющая происхождение фамилии “Вырин” Она, будто бы, образована от названия почтовой станции “Выра”, находившейся неподалеку от Петербурга на Смоленской дороге, по которой не раз ездил сам Пушкин (на юг, в Михайловское, в Псков или Кишинев) и по которой Минский едет из Смоленска в Петербург. Если рассматривать слово "Самсон" в иврите, то оно обозначает "солнце". Это дает повод многим толкователям считать Самсона "солнечным героем", которого очеловечил бог солнца. Кстати, изначально это слово звучало "Шимшон".
Фамилия Вырин в одной трети случаев имеет русское происхождение, также существует небольшая вероятность что фамилия белорусского или украинского происхождения, примерно в четверти случаев фамилия произошла из языков народов России (бурятского, мордовского, татарского, башкирского, и др.), также возможно в 20% имеет еврейские корни, в 20% являются русифицированными вариантами латышских фамилий. Скорее всего эта фамилия происходит от прозвища, имени, или профессии дальнего предка её носителя, к тому же в большинстве случаев по мужской линии. Хотя нередки случаи когда фамилия Вырин происходит и по женской линии

Фамилия Вырин относится к типу малораспространенной в географических регионах России и ближнего зарубежья. В некоторых значимых очень старых дневниках люди с этой фамилией были знатными людьми из славянского муромского купечества в 15-16 веках, имевших существенную власть и почести. Первые свидетельства фамилии можно почерпнуть в перечне переписи Древней Руси в эпоху царствования Ивана Грозного. У великого князя имелся определенный список знатных и ярких фамилий, которые давались близким только в случае похвалы или награды. В следствии чего данная фамилия донесла собственное первоначальное происхождение и является редкой..

2.3 Говорящие фамилии в творчестве Н.В.Гоголя
Н.В.Гоголь вошел в мировую литературу как неподражаемый мастер комедии. Он по праву считался настоящим мастером глубоко реалистичного комизма, оригинально используя в своих произведениях различные средства юмора. «Говорящие» имена и фамилии были одним из средств проявления своеобразия его сатиры. Наиболее ярко это проявляется в самой известной его комедии «Ревизор». Также Николай Васильевич использует данный прием и в рассказе "Шинель". Главный герой носит имя Акакий. Акакий — от греч. незлобивый, не делающий зла. "Как правило, носитель этого имени не очень в себе уверен, а потому нерешителен и неустойчив в своих мыслях и поступках.
Судьба иногда дает ему шанс, но он не спешит им воспользоваться. Обидчив, ревнив, но очень добр. Про таких говорят: «И мухи не обидит».
Предан семье, детям, родителям, обходителен со всеми. Трудолюбив, хотя звезд с неба не хватает". Фамилия героя также «говорящая». Фамилия Башмачкин образована от прозвища предка Башмачка. Скорее всего, так прозвали женщину, чей муж, или отец занимались скорняжным делом, изготавливали обувь. У нас носят обувь эту почти одни женщины, называя её башмаком, коли она выкачена на подъем или распорота. Башмак со временем получил фамилию Башмачкин.
Итак, Н.В.Гоголь в рассказе «Шинель» с помощью говорящей фамилии, имени старается подчеркнуть социальную и моральную сущность героя.

2.4 Говорящие фамилии в рассказе Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» одобрительно приняли современники автора. О популярности говорит и многократное переиздание произведения. Да и нам, людям 21 века, есть чему поучиться у талантливого писателя. «Кавказский пленник» - рассказ о моральном выборе, который совершают разные по характеру люди. Кроме контрастной галереи образов в произведении привлекает внимание пленительность Кавказа. В этом плане можно говорить о двузначности названия. Кавказскими пленниками становятся главные герои, потому что их берут в плен горцы. Но также герои в плену у самого Кавказа.
В центре повествования два образа – Жилин и Костылин. Их объединяет то, что они оба русские офицеры и принадлежат к дворянам. И, пожалуй, это все, чем они подобны. Остальная характеристика сводится к противопоставлению этих персонажей.
Лев Толстой тщательно прорабатывает образы главных героев. Смысл заложен даже в их фамилиях. Жилин и Костылин – невероятно «говорящие» фамилии.
Жилин→фамилия происходит от слова "жила". То есть читатель можем осознать, что этот человек обладает мускулами, сам по себе сухощавый, не полный, без лишнего веса. Наверняка он облает достаточной силой, выносливостью и другими отличными физическими данными. О его качествах физических говорится и в описании внешности: "А Жилин хоть невелик ростом, а удал был".

Костылин от слова "костыль". То есть это не самодостаточный человек. Он очень слабый, изнеженный. Кроме того, Костылин совершенно не выносливый человек, не привыкший к чему-либо стремиться. Он ждет лишь опоры, "костыля", помощи извне. Внешность Костылина подтверждает его слабость и не выносливость: "Мужчина грузный, толстый...".

Заключение
В соответствии с целью и задачами, поставленными нами, мы рассмотрели и проанализировали использование "говорящих" фамилий, постарались раскрыть их значение и значимость в произведении. Каждый писатель думает о том, какие же имена и фамилии он включит в своё произведение. Великие классики выражали свое субъективное отношение к героям произведений через говорящие фамилии, тем самым помогая читателю лучше понять характер персонажа. Н.В.Гоголь, А.П.Чехов, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой любили игру слов и умело использовали этот метод в своей литературе.
Итак, имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы.
Мы доказали верность гипотезы, что говорящие фамилии - это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.
Считаем, что наш проект имеет практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Список литературы
1. Азарова Н.М. Текст. Пособие по русской литературе XIX века, ч. 1.- М.: Прометей, 1995.
2. Введенская Л. А., Колесников Н. П.. От собственных имен к нарицательным. М.: Просвещение, 1989.
3. Никонов В.А. Имена персонажей. – В кн.: «Поэтика и стилистика русской литературы». – Л., Наука, 1981.
4. Чехов А.П. Избранные сочинения в двух томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1988
5. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Т. 5, 1952.
6. Толковый словарь русского языка в 4-х томах /Под ред. Д. Н. Ушакова. – М., 1948.
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. – М., 1956.
8. Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. – М., 1966.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературно-просветительский проект, 5-7 класс Проектная работа по литературе, 6 класс. Литературные места г. Иркутска

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Обобщающий урок по былинам, 7 класс

Контрольная работа с ответами по литературе за 2 четверть, 5 класс | Проектная работа по литературе, 6 класс. Литературные места г. Иркутска
Опубликовано: 955 дней назад (12 октября 2019)
Просмотров: 13674
+1
Голосов: 1
Александра Сергеевна Михалева # 13 октября 2019 в 15:49 0
Такая содержательная работа. Даже мне стало интересно. Настолько подробно, умело изложен материал. Спасибо!