Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экспериментальная работа по музыкальному воспитанию в старшей группе

Экспериментальная работа по теме «В звуках наш мир отражен» в старшей группе
Пояснительная записка
Эффективным методом работы с дошкольниками является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. В музыкальном воспитании этот процесс способствует развитию творческих проявлений ребенка, инициативности, креативности. Среди музыкальных экспериментов важное место уделяется экспериментам со звуком. В процессе такой деятельности дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, источники звука.

Эксперименты проводятся в поисках звуков, а также их созданию (шелест листвы – скомканная бумага, шуршание пакета, капли воды – стук деревянных палочек о стаканы с водой), изготовление музыкальных инструментов (для озвучивания музыкальных произведений яркого образного характера).

Младшая группа: определение предмета по издаваемому звуку, музыкальные и шумовые звуки.
Средняя группа: понимание причин возникновения звуков.
Старшая группа: распространение звуковой волны, возникновение эха, причина возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучания предметов от их размера, наполненности, причины усиления и ослабления звука.
Подготовительная группа: выявление особенностей передачи звука, причин происхождения высоких и низких звуков.

В построение образовательного процесса целесообразно включать циклы занятий по музыкальному экспериментированию, содержащие следующие разделы: «Где живут звуки?» (темы: «Звуки улицы», «Звуки природы», «Звуки дома», «Волшебные звуки»); «Звук живет в любом предмете» (темы: «Деревянные и металлические звуки», «Стеклянные звуки», «Инструментальные звуки» и т.д.). Тема раздела проходит через все виды музыкальной деятельности, поэтому подбор музыкального репертуара и материала очень разнообразен.

Экспериментальная деятельность со звуками
Возрастные особенности детей старшего возраста
Дети старшей группы начинают осознавать себя членами коллектива, хотят соучаствовать в деятельности взрослых, у них появляется чувство ответственности при исполнении заданий, музыкальных номеров. Ребенок 5-6 лет целостно воспринимает предметы, природные явления, выделяет их составные части, их последовательность, взаимосвязи. Продолжает развиваться образное мышление, словесно-логическое мышление, обобщение. Развитие воображения позволяет сочинять разнообразные истории. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному. Развивается причинное мышление, речь. В старшей группе более отчетливо проявляется интерес, стремление слушать и понимать музыку, заниматься ею. Дети способны обобщать на основе слушательского опыта, могут дать простейшую оценку произведения. Голосовые связки ребенка укрепляются, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения, движения становятся более свободными.

Содержание экспериментальной работы
Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей велико. Такая деятельность концентрирует внимание, активизирует память, стимулирует постоянный интерес к музыкальной деятельности.

За время проведения экспериментальной деятельности дети овладевают современными техническими средствами, учатся создавать свой собственный музыкальный инструмент, мелодии собственного сочинения. Ребенок чувствует себя значимым, самостоятельным.
В процессе реализации «Экспериментальной деятельности», дети:
- Знакомятся с физическим понятием «звук»
- Участвуют в занятиях-экспериментах
- Ищут звуки и ритмы в окружающей среде и применяют их в музыке
- Сочиняют свои мелодии
- Изготавливают музыкальные инструменты
- Вырабатывают навыки правильного использования музыки в жизни

Цели: Развитие музыкальных и творческих способностей через экспериментирование.

Задачи:
- Побуждать вслушиваться в звуки, которые нас окружают
- Способствовать развитию у детей желания и умения извлекать звуки из различных предметов
- Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с миром звуков
- Развитие умственных способностей: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать полученные знания, делать взаимосвязи
- Развивать исполнительские навыки
- Воспитывать интерес и любовь к музыке

Большое значение в экспериментальной деятельности имеет предметно-развивающая среда. Ее главными принципами являются: доступность, безопасность, эстетическая привлекательность, открытость.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности для детей старшей группы
Сентябрь
1. «Где живут звуки»
Цель: Дать детям элементарные представления об основных физических свойствах звука
Содержание: Игра «Угадай что звучит», «Найди звук».
2. «Откуда возникает звук»
Цель: Выявить причины возникновения звука.
Содержание: «Поиграем с дудочкой», изготовление дудочки

Октябрь
1. «Секреты звуков»
Цель: Формировать умение находить звуки, умение различать в них ритм
Содержание: «Найди звук», «Дождик»
2. «Сильные и слабые звуки»
Цель: Формирование умения использовать различные способы для усиления/ослабления звука.
Содержание: «Узнай по голосу», «Далеко - близко», изготовление рупора.

Ноябрь
1. «Громкие и тихие звуки»
Цель: Формирование представлений о силе звука
Содержание: «Тихо-громко», «Мышка и слон», «Микрофон и динамики»
2. «Как устроено фортепиано»
Цель: Знакомство с музыкальным инструментом - фортепиано
Содержание: «Молоточек и струна», «Найди похожие инструменты»

Декабрь
1. «Шумовые инструменты»
Цель: Дать понятие о шумовых инструментах и о том, как можно самим изготовить такой инструмент
Содержание: «Угадай шумовой инструмент», изготовление шумового инструмента
2. «Стеклянные звуки»
Цель: Формировать умение извлекать звук из стаканчиков, менять высоту звуков
Содержание: «Стакан, палочка, вода», оркестр музыкальных стаканчиков

Январь
1. «Создание звука»
Цель: Познакомить детей с разными формами звукоизвлечения
Содержание: «Звуки собственного тела», «Оркестр пластиковых стаканчиков»
2. «Оркестр забавных инструментов»
Цель: Формирование умения создавать самим музыкальные инструменты из подручных средств
Содержание: «Создай свой инструмент»

Февраль
1. «Деревянные звуки»
Цель: Формировать умение извлекать звук из деревянных предметов
Содержание: «Угадай и назови инструмент из дерева», «Оркестр деревянных палочек»
2. «Палочки и шарики»
Цель: Развивать умение извлекать звук с необычных предметов
Содержание: «Придумай музыку в паре», «Воздушно-палочковый оркестр»

Март
1. «Высокие и низкие звуки»
Цель: Формирование представлений о высоте звуков
Содержание: «Звуковая горка», «Найди низкий/высокий звук»
2. «Музыкальные капельки»
Цель: Дать представление о воде как источнике звука
Содержание: «Дождик», «Придумай музыку воды»

Апрель
1. «В поисках звуков»
Цель: Поиск звуков и формы их извлечения
Содержание: «Разный стакан – разный звук», «Звучащие коробочки»
2. «Музыка ветра»
Цель: Познакомить детей с «Музыкой ветра» или «китайскими колокольчиками»
Содержание: Изготовление «Музыки ветра»

Май
1. «Создай свою мелодию»
Цель: Формировать умение исполнительского творчества
Содержание: Поиск нужных звуков и формы звукоизвлечения
2. «Творческий оркестр самодельных инструментов»
Цель: Формировать умение исполнительского творчества
Содержание: Концерт

Рекомендуем посмотреть:

Организация опытно - экспериментальной деятельности дошкольников в детском саду Игра "Формы бактериальной клетки"
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе ДОУ | Сценарий музыкальной сказки для детей 6-7 лет
Опубликовано: 1190 дней назад (20 сентября 2021)
Просмотров: 1229
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!