Организация опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
Оборудование и материалы:
1. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы и величины, тазики, тарелочки разные по высоте, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, полиэтиленовые пакеты.
2. Приборы – помощники: микроскоп, лупы, зеркала, весы, магниты маленькие и большие, линейки, песочные часы, бинокль, безмен.
3. Природные материалы: камешки, минералы, глина, почва, крупный и мелкий песок. Перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена, шерсть.
4. Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки для коктейля, фантики. Кусочки кожи, поролона, ткани, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, разнообразные ленточки.
5. Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
6. Разные виды бумаги: альбомная, тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др.
7. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, мензурки, воронки, мерные ложки, резиновые груши.
Виды лабораторий:
• Отдельное помещение
• Часть экологической комнаты
• Мини-лаборатория в группе:
• Этажерка
• Маленький столик
• Пластмассовый стол + стул
• Центр воды и песка
• Лаборатория на территории детского сада.
Три основные формы организации экспериментальной деятельности:
• Занятие
• Совместная деятельность педагога и воспитанников
• Самостоятельная деятельность детей
Значение экспериментальной деятельности:
• Побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действия.
• Развивает инициативу, сообразительность.
• Развивает мышление, логику.
• Развивает творчество ребенка.
• Позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
• Предоставляет ребенку самому найти ответы на вопросы «как» и «почему».
• Приобрести новые знания о том или ином предмете.
• Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, не доступные при непосредственном восприятии.
• Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго
Классификация экспериментов:
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
• опыты с растениями
• опыты с животными
• опыты с объектами неживой природы (солнце, вода, воздух, песок, почва, глина, камни)
• опыты объектом которых является человек.
2. По месту проведения:
• групповая комната
• участок детского сада
• лес, поле и т.д.
3. По количеству детей.
• индивидуальные (1-4 ребенка)
• групповые (5-10 детей)
• коллективные (вся группа)
4. По причине их проведения:
• случайные
• запланированные
• поставленные в ответ на вопрос ребенка
5. По характеру включения в педагогический процесс:
• эпизодические
• систематические
6. По продолжительности:
• кратковременные (5-15 мин.)
• длительные (свыше 15 мин.)
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
• однократные
• многократные или цикличные
8. По характеру познавательной деятельности детей:
• иллюстративные
• поисковые
• решение экспериментальных задач
9. По способу применения в аудитории:
• демонстрационные
• фронтальные
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс для воспитателей ДОУ
Эксперименты на кухне с детьми
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе. Конспект
Экспериментальная работа по музыкальному воспитанию в старшей группе