Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия в старшей группе. Красная книга села Богдановка

Конспект открытой интегрированной ООД на тему «Большое путешествие по дорогам села Богдановка»
Автор разработки: Киндина Наталья Михайловна.
Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное Учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа села Богдановка Кинельского района, структурное подразделение детский сад «Ручеёк».
Должность: воспитатель.
Список ключевых слов:«Красная книга», «купальница», «ландыш», «жук-олень», «бобр», «выдра», «бережное отношение».
Краткая аннотация: НОД направленно на ознакомление детей с «Красной книгой» и ее значением. Во время занятия дети путешествуют по местам, где проживают и находят редкие, исчезающие виды растений, насекомых и животных. Цель состоит в создании «Красной книги села Богдановка». Одной из главных задач занятия является воспитание у детей бережного отношения к природе.
Цель НОД: создание "Красной книги села Богдановка».
Интеграция с другими образовательными областями:
"Социально - коммуникативное развитие", "Познавательное развитие".
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «Красная книга, «исчезающие» растения, животные, насекомые.
2. Развивать умение определять признаки редких объектов природы.
3. Определять и анализировать причины исчезновения объектов природы.
4. Развивать речь детей, умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами. Активизировать речевую и мыслительную деятельность детей, используя проблемные ситуации, схему - алгоритм, картинки.
5. Формировать социально – коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость). Закладывать представления о бережном отношении к природе.
6. Развивать инициативность и желание высказываться о том, что ребенок узнал нового в ходе занятия. Совершенствовать умение анализировать полученную информацию.
Методы и приемы:
- сюрпризный момент;
- беседа;
- специально - организованные проблемные ситуации;
- дидактические игры;
- игра - драмматизация "Лесовички";
- подвижная игра "Я узнал (а) что...!".
Материалы и оборудование:
- письмо от Старичка – Лесовичка;
- «Красная книга» или изображения «Красной книги»;
- «Красная книга села Богдановка»;
- схема – алгоритм распознавания цветов;
- картинки– странички «купальница», «ландыш», «жук - олень», «бобр», «выдра»;
- корзинка с изображением красного креста;
- карточки с изображением лекарственных растений и ядовитых растений растущих в лесу;
- карточка с изображением речного бобра;
- звукозаписи «На лугу», «Шум леса», «Шум реки»; для игры «Я узнал (а), что…!»;
- электронная презентация.

Логика опосредованно образовательной деятельности
Педагог: Ребята, мне хочется показать вам книгу, которую я для вас приготовила (показывает). Вы можете сказать что это за книга.
Дети: Книга, красная книга.
Педагог: Правильно. У меня в руках красная книга. Кто из вас знает, что это за книга и для чего она нужна?
Дети: В «Красную книгу» занесены редкие животные, растения, птицы, рыбы, насекомые. Еще в ней есть все, кто исчез. Нужна она, что бы мы берегли природу вокруг нас.
Педагог: Да, в Красную книгу занесены животные, растения, птицы, рыбы которые исчезают или уже исчезли из природы.
У меня в руках красная книга нашего села Богдановка. Вы согласны посмотреть, нашу Красную книгу. Ой, она пуста. Посмотрите у нас здесь письмо! Интересно, от кого оно! Вы разрешите мне его открыть?
Дети: Да.
Педагог: Ребята вы согласны отправиться в большое путешествие по дорогам Богдановки и найти исчезающие растения животных и птиц . Но путешествие это не простое, чтобы найти нужные нам объекты природы, нам придется пройти длинный путь и выполнить не одно задание. Когда же мы справимся со всеми испытаниями, мы отправим нашему старичку – лесовичку, заполненную Красную книгу.
Педагог: Ребята, мы пришли с вами на луг, послушайте как поют птицы, посмотрите как он прекрасен сколько много здесь растет трав и цветет цветов. Нам с вами необходимо найти объект природы который занесен в красную книгу, интересно что это может быть. А поможет нам с вами зашифрованная схема, которую необходимо разгадать. Попробуем разгадать?
Дети: Да, попробуем.
Педагог: Давайте мы вместе будем вспоминать, как нужно разгадывать данную схему.
Педагог:
Первый цветной квадрат означает какой объект мы ищем (птица, животное, растение, насекомое).
Второй квадрат указывает какое растение мы ищем.
Третий квадрат обозначает размер растения (цветка).
Четвертый квадрат указывает на место произрастания.
Пятый квадрат указывает время цветения.
Шестой квадрат включает отличительные части цветка.
Ребята, что же это за цветок?
Дети: Это купальница
Педагог: Молодцы, мы справились с первым заданием и можем вложить в нашу красную книгу картинку найденного нами цветка-купальницы. Купальница растет на полянах, в местах, где есть много влаги, например, небольших овражках. Люди очень часто срывают этот цветок вместе с корневищем или повреждая его, затаптывают. От чего цветок гибнет. Поэтому купальницу занесли в «Красную книгу» как редкое растение.
Педагог: Ребята, отправляемся с вами дальше в наше путешествие. И идем с вами в лес. Как хорошо в лесу, как много здесь растений. Интересно, а есть ли в лесу лекарственные растения. Сейчас мы с вами попробуем их найти. Все лекарственные растения мы будем складывать в "зеленую аптечку" и объяснять, почему мы их выбрали.

Игра "Зеленая аптечка"
Дети: Выбирают черемуху, крапиву, ландыш, лопух.
Педагог: Мы с вами молодцы, но в нашей зеленой аптечке спряталось редкое растение. Я вам загадаю загадку подсказку:
Хрупкие звоночки
У нас в лесочке,
На зеленом стебелечке
Спрятались в тенечке.
Дети: Ландыш
Педагог: Правильно, мы с вами справились и со вторым заданием. И можем вложить в нашу красную книгу изображение с ландышем. Ландыш как и купальницу люди срывают в больших количествах из-за красоты, повреждая весь цветок. Ландыш очень долго растет и цветет примерно на третий – четвертый год своей жизни. Исчезает данный цветок быстрее, чем разрастается.
Педагог: Ребята, нам пора идти дальше по лесу. И чтобы нам было легче идти, мы превратимся с вами в маленьких лесовичков.

Игра "Лесовички"
Педагог: 1,2,3 мы теперь не дети,
Мы теперь лесовички!
Дети: повторяют за педагогом.
Педагог: Мы идем дальше в лес. деревья растут кругом, пробираются лесовички с трудом. Через чащу идем, ветки поднимаем, с большим усилием раздвигаем. Под ветками проползаем. Показался в лесу просвет, деревья стали потоньше и растут дальше друг от друга, лесовички выбирают себе путь. Теперь лесовички идут легко, проскальзывают между деревьями: где бочком пройдут, где спинкой, где - то нужно на цыпочках по узкой тропинке пройти.
Пришли лесовички в дубраву, вокруг дубы высокие, могучие, рук не хватает обнять. Вот и видят они насекомых здесь видимо - невидимо. И есть среди них редкое, занесенное в "Красную книгу" мне неизвестное. Ребята, а вы знаете, что это за насекомое, объясните, почему вы выбрали именно это насекомое.
Дети: выбрали жука-оленя. Жук олень живет в старых пнях и старых деревьях, его личинка может год там жить и питаться древесиной в пне. Но люди часто срубают старые деревья и разрушают пни. И губят жука – оленя и его личинки.

Педагог: Вы молодцы, справились с очередным заданием. И мы можем дополнить нашу "Красную книгу" редким насекомым, проживающем в нашем лесу, это жук-олень.
Педагог: Нам нужно из лесовичков превратиться обратно в детей.
1,2,3, мы теперь не лесовички!
Дети: повторяют за педагогом.
Педагог: Послушайте, что это за шум.
Дети: Это шум воды.
Педагог: Правильно мы пришли с вами на реку. Ой, а что это за сооружение такое на реке и что же это за животные (бобры).
Педагог: Ребята, мы сейчас поиграем в игру, которая называется "Цепочка", мы по очереди будем передавать друг другу картинку с изображением бобра (или мяч) и каждый будет описывать бобра.

Игра «Цепочка»
Педагог: Как вы думаете, почему же бобр занесен в "Красную книгу".
Дети: Бобр живет только в чистой воде, а еще люди убивают его из-за мяса и делают из них чучел.
Педагог: Все верно, я думаю и с данным заданием мы справились. Поэтому мы можем дополнить нашу "Красную книгу" изображением бобра.
Педагог: Как же на реке хорошо. Правда, ребята?
Дети: Да.
Педагог: Посмотрите, кажется, старичок - лесовичок приготовил для нас новое задание, которое необходимо выполнить.

Игра "Сложи животное"
Педагог: Перед нами части какого-то животного. Кто же это?
Дети: собирают пазл, на котором изображена выдра.
Педагог: Ребята, кто из вас может объяснить, почему выдру нужно занести в "Красную книгу"?
Дети: Выдра тоже живет только в чистой воде, еще люди на нее охотятся. Любит она жить в уединенных местах, подальше от людей, а таких мест стало мало.
Педагог: Вы правы, давайте занесем выдру и в нашу "Красную книгу".
Педагог: Незаметно задание за заданием мы смогли помочь старичку - лесовичку. Благодаря вашим стараниям и знаниям мы узнали много нового и достигли главной цели нашего путешествия.
Педагог: Ребята, кто может сказать, с какой целью мы ходили с вами в большое путешествие по дорогам Богдановки?
Дети: ответы и рассуждения детей.
Педагог: Интересно, а что нового каждый из вас узнал во время нашего путешествия!

Игра «Я узнал (а), что…!»
Дети: дети совместно с педагогом во время проигрывания музыки бегают вокруг «пня знаний». Когда музыка останавливается, ребенок, который успел первым сесть на «пенёк знаний», говорит то, что узнал во время занятий, начиная со слов «Я узнал (а), что…».
Педагог: Замечательно, что вы так много нового узнали во время нашего путешествия. Я надеюсь, что старичок - лесовичок вместе с нами узнал много нового и неизвестного для него.
Ну а сейчас нам пора возвращаться в наш детский сад!

Список используемой литературы
1. Дьяченко О.М., «Чего на свете не бывает?» Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада и родителей. М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1991.
2. «Красная книга Р.Ф.»
3. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: «Амрита-Русь», 2008. - 256 с.
4. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004.
6. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в детском саду по окружающему миру в старшей группе с презентацией: Хлеб - наше бог Конспект совместной деятельности в старшей группе ДОУ с презентацией по теме: Зоопарк Конспект НОД в старшей группе детского сада: Свойства дерева Конспект занятия для старших дошкольников. Буква Ж
Консультация для родителей. Особенности рисунка детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1319 дней назад (15 сентября 2020)
Просмотров: 2028
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!