Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока ИЗО с презентацией, 4 класс. Тема: Мой край - моя малая Родина

Конспект урока по изобразительному искусству, 4 класс
Конспект урока на тему "Мой край - моя малая Родина" для 4 класса
Автор: Иванова Ирина Ильинична, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, МБУ ДО ДШИ №3 "Младость" Промышленного р-на г.о. Самара.
Описание: данный материал может быть полезным для педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства.
Цель урока: развивать воображение, цветовидение, композиционное решение, сформировать целостное представление окружающего мира.
Задачи урока:
Познавательные: способствовать формированию представлению о живописи как вида искусства.
Обучающие: ознакомить учащихся с композицией, с живописью.
Развивающие: развить воображение, глазомер, композиционного решения.
Воспитывающие: привить любовь и бережное отношение к природе.
Материалы: бумага акварельная, акварель или гуашь (либо смешанная техника).
Зрительный ряд: репродукции картин известных художников пейзажистов (И.И. Шишкина, А.К. Савравсова, В.Д. Поленова, И.И. Левитана, И.К. Айвазовского, В.А. Серова), презентация.

Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Знакомство с темой урока.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
(Марк Самойлович Лисянский)

- О чём эти строки? (О Родине, о родном крае)
- А с чего для каждого из вас она начинается?
Наша Родина начинается с природы родного края.

III. Изучение нового материала.
Давайте поговорим подробнее о цветах на картинах.



- Какие цвета считаются теплыми? (красный, коричневый, желтый, оранжевый и их оттенки, бордовый, вишневый)
- Какие цвета считаются холодными? (синий, зеленый, голубой, сиреневый, фиолетовый и их оттенки)





- Сегодня я вам открою тайну: белый, черный и их производные - это цвета которые не относятся ни к холодным, ни к теплым цветам. Если в теплые и холодные краски добавить белый цвет, то картина получается светлая и легкая. Но если в эти же краски добавить больше черной краски, то картина получается – тяжелой, сумрачной и тревожной.

- Что такое пейзаж? (окружающая нас природа).
- Правильно. Пейзаж в переводе с французского - страна, местность, это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом.

- Какие виды пейзажа вы знаете? (сельский, городской).
- Совершенно правильно. В зависимости от главного предмета изображения и характера природы, внутри пейзажного жанра различают: сельский и городской пейзажи; архитектурный и индустриальный пейзажи; морской и речной пейзажи.

Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа. При этом пейзажи могут быть как камерными, так и панорамными. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Глядя на пейзаж, мы видим мир глазами художника.

- Каких пейзажистов вы знаете? (И.К. Айвазовский, И.И. Шишкин, А., И. Левитан, В.Д. Поленов, А.К. Савравсов, В.А. Серов и т.д.).

И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу"

И.И. Левитан «Золотая осень»

В.Д. Поленов «Московский дворик»

А.К. Савравсов «Радуга»

Для того, чтобы правильно нарисовать пейзаж, давайте поговорим о композиции, перспективе и линии горизонта.

Композиция в переводе с латинского – составление, это сочетание разных частей в одно целое в соответствии с целью. Рассмотрим основные принципы (правила) создания хорошей композиции.
Начинайте с малого масштаба.
Если сначала вы рисуете что-то в малом масштабе — делаете эскиз — это позволяет вам изучить общий тон и композицию. Кроме того, маленькие эскизы занимают меньше времени, чем большие, и позволяют определить, какие проблемы могут испортить большой рисунок.
Чем меньше, тем лучше.

Часто рисунок, над которым работают очень долго, становится перегруженным и уже не отвечает одному их важнейших принципов графики: теряет белое пространство. Меньшее время работы над рисунком может не дать его ухудшить.

Не дорисовывайте до краев.
Будьте осторожны, следите, чтобы линии не касались края бумаги, и оставляйте белую рамку вокруг рисунка. Благодаря этому белого пространства остается достаточно и создается эффект рваного края. То, что линии не касаются краев, придает рисунку эффект рамки, который используется потом при оформлении.

Белое пространство.
Белое пространство — один из важнейших элементов рисунка, потому что он способствует рваному краю и соотношению масс и пустот. Человеческий глаз видит сначала белое, а потом черное. Поэтому белое пространство привлекает внимание к рисунку.

Рваный край.
При рваном крае четыре края рисунка не приобретают ровной геометрической формы, например квадрата, треугольника или круга. Рваный край у рисунка придает изображению разнообразие и реалистичность.

Темное и светлое
Темное и светлое используется для того, чтобы придать объекту рисунка, например, углу здания, тёмный тон с одной стороны и более светлый — с другой. Это придает изображению трехмерность.

Масса и пустота.
Мы определяем объекты в окружающей среде по их форме и по разным оттенкам объектов, находящихся рядом: например, темная трава рядом со светлой дорогой или темное здание на фоне светлого неба. Правильное использование принципа массы (темного) и пустоты (светлого) помогает четче указать разные материалы на рисунке.

Светотень.
Светотень придает силу, глубину и реалистичность изображению и делает рисунок более читаемым.

Асимметричность.
Асиметричная композиция делает рисунок интереснее и увлекательнее, создает реалистичную обстановку и позволяет избежать монотонности.

Скрытая линия горизонта.
В целом обычно линия горизонта не видна, если только вы не смотрите на океан или на большое озеро. Поэтому, если линия горизонта скрыта, это делает рисунок более реалистичным и приятным глазу.

Соотношение тонов.
Если контраст массы и пустот слишком сильный, возникает впечатление лоскутности изображения. Градация тонов позволяет это исправить, объединив темные и светлые оттенки средним тоном.

Точка фокуса.
Центр рисунка — это точка фокуса, к которой обычно притягивается ваш взгляд. Это не обязательно физический центр страницы.

Темный передний план / светлый фон.
В природе объекты выглядят более насыщенными, когда находятся ближе к наблюдателю, и более светлыми, когда находятся дальше. Существует растяжка тона от переднего плана к фону.

Кто знает, что такое линия горизонта?
Слово «горизонт» всем, конечно, знакомо. Все мы этим словом называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.
При рисовании пейзажа линию горизонта прекрасно видно и применять правила расположения предметов в пространстве очень легко.
Линия горизонта, это линия, которая находится на уровне глаз художника. Именно на этой линии все плоскости превращаются в линии.
Это очень легко проверить: возьмите лист бумаги (любую карточку), расположите горизонтально и поднимайте. Вот когда лист станет, виден как "линия", это и есть на данный момент Ваша линия горизонта.

Перспектива (в переводе с латинского — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Другими словами, это:

1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.
2. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.


Для того чтобы нарисовать пейзаж, нам необходимо знать законы воздушной перспективы.

I. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно; для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние обобщенно.

II. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные неопределенно, для передачи пространства контуры ближних предметов прописываем резче, а удаленных – мягче.

III. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних; для передачи пространства удаленные светлые предметы надо притемнить, а темные – осветлить.

IV. Все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, а все дальние слабовыраженной светотенью и кажутся плоскими; для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние плоско.

V. Все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или беловатый; для передачи пространства ближние предметы изображаем яркими красками, удаленные – бледными.

Теперь хорошо подумайте над выше сказанным и начните работу с небольших эскизов. Выберите наиболее вам близкую тему, связанную с яркими вашими воспоминаниями.

IV. Практическое задание.
Нарисовать пейзаж или пейзаж со стаффажем родного края, с соблюдением законов композиции и перспективы.

VIII. Итог урока.
Выставка работ.






Спасибо за внимание!
Презентация на тему: Мой край - моя малая Родина

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра по ИЗО для детей от 9 лет Конспект занятия по ИЗО по теме: Зима для учащихся начального звена Внеклассное занятие по ИЗО к 8 марта в 4 классе. Конспект Конспект урока ИЗО в 4 классе. Родная история и искусство

Похожие статьи:

Конспект урока ИЗО в 4 классе по теме «Все народы скорбят о погибших борцах и воспевают их»

Рисование с элементами аппликации в детском саду для детей 5-7 лет на тему: Лето. Мастер-класс с пошаговыми фото | Роспись футболки акриловыми красками. Мастер-класс для начинающих
Опубликовано: 2331 день назад (6 июля 2018)
Просмотров: 9857
+4
Голосов: 4
Ольга Андреевна Зубарь # 6 июля 2018 в 20:56 +2
интересный материал,доступно изложен...красочно оформлен....
Ирина Ильинична Иванова # 8 июля 2018 в 18:05 +1
Спасибо за отзыв!
Ольга Станиславовна Средина # 7 июля 2018 в 21:21 0
Здравствуйте, Ирина Ильинична!
С интересом заглянула на Вашу страничку. Вы много полезного и инетрсного, прекрасно иллюстрированного матриала представили в конспекте. Цвет, композиция, перспектива...
Коллеги с удовольствием воспользуются Вашим опытом. Работы четвероклассников получились разнообразными, яркими, выразительными.
ГОЛОС!
Ирина Ильинична Иванова # 8 июля 2018 в 18:08 +1
Спасибо за отзывы! Рада, что могу поделиться своим опытом и идеями!)