Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование современных инновационных технологий на уроках в ДШИ

Доклад на тему: «Традиции и инновации, как особо значимый культурный и историко-педагогический феномен»
С начала текущего года в России действует «Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 год». В соответствии в ней эта система определяется как «...совокупность образовательных учреждений и реализуемых в них образовательных программ в области музыкального искусства и педагогики, направленных на подготовку профессиональных музыкантов, распространение в обществе знаний о музыкальном наследии человечества, развитие творческого потенциала и формирование целостной личности, ее духовности, интеллектуального и эмоционального богатства». В этой связи особое значение приобретают инновационные процессы и инновационная деятельность, которая смогла бы обеспечить музыкальному образованию устойчивое поступательное развитие.

Обратимся к понятию «традиция». В переводе с латинского языка слово traditio означает «предание», «обычай». Также активно использовался глагол tradere - передавать. Слово обозначало материальное действие - передачу какого-то предмета одним человеком другому. Но постепенно оно стало раскрывать и другие нематериальные действия, например, передачу каких-то умений и навыков. В настоящее время термин «традиция» трактуется как различные исторически сложившиеся обряды, привычки, представления, навыки общественной и политической деятельности, которые передаются от поколения к поколению и выступают регуляторами общественных отношений.

Что касается традиций в культуре или культурных традиций, то это нравственный и эстетический опыт, накопленный определёнными народами, за время развития. Это навыки и умения, которые выработали люди в определённых жанрах народного творчества, а позднее и в искусстве. В этом контексте, термин «традиция» позволяет рассматривать общественные отношения с позиций культуры и искусства.

Говоря о традициях в русском музыкальном образовании, следует отметить, что они всегда служили основой построения образовательной деятельности, поскольку являются следствием жизненного опыта. Это связано с трактовкой традиций как ценностей и моделей поведения, которые складывались и видоизменялись в ходе истории, но оставались наиболее стабильными и воспроизводимыми элементами социокультурного опыта.

В современном музыкальном образовании традицию следует понимать как способ легитимации нормы путём отнесения с прошлым. Это своеобразный и специфичный способ воспроизведения нормы. В музыкальной культуре очень значимы социальные функции традиции, служащие основой сохранения коллективного опыта культуры, гарантией преемственности форм музыкальной деятельности людей, развития музыкальной культуры на основе традиционного и инновационного подходов. В современных условиях музыкально-образовательной деятельности традиция остается одним из важнейших средств регуляции этой деятельности, но при изменении механизма передачи традиции.

Музыкальное образование и музыкальная деятельность - творческий процесс: только творчество способно привести нас к успеху. Но движение вперед возможно только на основе предыдущего позитивного опыта. Человеческая история доказала, что сегодня нельзя ограничиваться только сохранением традиций, их необходимо творчески развивать: любая традиция ведет к прогрессу, если творчески развивается и отвечает требованиям времени. Только переосмысление традиций приведет к обновлению и совершенствованию музыкального образования.

Традиции и инновации не существуют вне их взаимосвязи. Следует обратить внимание на слова: «Все новое - это хорошо забытое старое». В музыкальном образовании как нигде прослеживается эта тенденция. Если говорить о музыкальном обучении, совершенно очевидно, что всё старое когда-то было новым, а методы, формы и средства, ранее считавшиеся инновационными, стали традицией.

Инновационная среда образовательного учреждения- это совокупность вводимых в образовательном учреждении новшеств, среди которых осуществляется профессиональная деятельность педагогов. Инновационная среда есть качественное состояние профессионально педагогической среды учреждения, имеющее очень высокий потенциал для развития. Она не всегда имеет сугубо положительные характеристики и оказывает позитивное влияние на педагогов. Результат зависит от состояния среды. Инновационная среда может быть неорганизованной, частично- организованной и организованной ( как средство). Возникновение её связывается с неустойчивостью функционирования образовательной системы, при которой участников учебно- воспитательного процесса перестает устраивать педагогическая реальность и появляется состояние открытости ко всему новому, передовому.

Изучение влияния инновационной среды на образ жизни педагогов показывает, что инновационная среда способствует формированию у педагогов активного, подвижнического, творческого образа жизни, проявляющегося в таких способах жизнедеятельности, как сомнение в эффективности старых, традиционных способов педагогической деятельности; согласие с концепцией, новыми целями образовательного учреждения; собирание информации о новых, более эффективных способах, методах, подходах, способных обеспечить новое качество; созидание собственного стиля деятельности; соизмерение новых педагогических результатов с прогнозом; сотрудничество в инновационной деятельности.

В любую эпоху традиции переделывали, переосмысливали и применяли к своим целям, сохранялось лишь то, что соответствовало укладу и культуре общества в данный период, т.е. некоторые элементы старой традиционной системы выживали, приспосабливались к новым обстоятельствам, изменяя свои функции или входя в новую систему в качестве элементов. Нельзя говорить о традициях как о чем- то неизменном, на самом деле идет непрерывный процесс изменения и преобразования одних традиций и отмирание других, превращение некоторых инноваций в традиции. В этом и состоит основная логика взаимодействия традиций и инноваций. Таким образом, понятия «традиция» и «инновация» диалектически взаимосвязаны. Инновации характеризуют механизм традиции, показывая, что традиции могут видоизменяться (трансформироваться).

Я считаю, что в системе образования происходит не только синтез существующих традиций и инноваций, но и возвращение к некоторым традициям, которые в силу различных обстоятельств были либо совсем утрачены, либо потеряли свое достойное место в педагогическом процессе.

В официальных документах Министерства образования Российской Федерации и Российской академии образования, на страницах периодической педагогической печати встречаются высказывания о том, что приоритетные проблемы меняющегося общества позволяет решить возрождение отечественных традиций и использование современного опыта в области образования и воспитания. Это позволяет сделать вывод, что основой построения новой концепции образования может стать взаимодействие традиционных и инновационных подходов в образовании.

Следовательно, традиции и инновации можно и необходимо рассматривать как особо значимый культурный и историко- педагогический феномен, так как именно благодаря их взаимодействию не только образование , но и все институты общественной жизни в эпоху социальный потрясений и реформ остаются способными к устойчивому саморазвитию.

Музыка, как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Я считаю, что музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, - это постоянная возможность самореализации.

Работая преподавателем в детской школе искусств, я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все искусства, не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.

Идет двадцать первый век. Цивилизация развивается. Информация становится самым выгодным и важным товаром. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить, оказывать влияние друг на друга, находясь на противоположных сторонах земного шара. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает главная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире.

Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возрастает. Учитель не может всех учащихся сделать гениями, но может многих из них вооружить способами решения новых задач.

В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету. А еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Программы общеобразовательных учреждений «Музыка», предусматривают в ходе изучения курса достижения многих задач, направленных на:
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной культуры, памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о ее взаимодействии с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании, слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Таким образом, чтобы реализовать поставленные задачи, содержанием моей работы стало сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для учащихся, при этом максимально учитывая межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса и возрастные особенности школьников. Через формирование слушательского интереса достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным. Как этого можно достичь? Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии.

В узком смысле слова педагогическая технология - это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей. В общем виде - это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностических целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. Следовательно, развитие педагогических технологий связанно с новым, более качественным уровнем деятельности педагога.

Требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения (например: исследование современности классической музыки; изучение творчества композиторов разных стран; сравнение идей музыки минувших эпох и современности; решение проблемы современности «настоящее искусство бессмертно – это родник общей человеческой духовности»).
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например: доклад о музыке великих наших «современников», искусство которых, независимо от эпохи, в которой было создано, отвечает нашим современным идеалам; показ компьютерной презентации; проведение музыкальных лекториев с выступлением творческих групп по данной проблеме).
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
Проектную деятельность можно применять и на уроках освоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения.

Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

В процессе использования ИКТ на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.

Актуальным для преподавания школе искусств становится широкое использование технических средств обучения: музыкального центра, компьютера, видеомагнитофона, которые могут быть применены на уроках.

В своей работе я использую технологии коммуникаттивно-развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию. Основными задачами в личностно-ориентированном образовании являются: - оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие; - опора на познавательный интерес каждого ребенка; - создание позитивной психологической атмосферы; - саморазвитие личности; - личностная направленность.

Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках по классубаяна способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

На современном этапе развития педагогической мысли личностно - ориентированный способ обучения является инновационным и повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащимся, то есть способности находить правильный, умелый подход к ученику.

В каждом классе есть дети с различными индивидуальными особенностями нервной системы: одни уравновешенные, но с более быстрой или замедленной реакцией на окружающее, другие легковозбудимые, порывистые, третьи – особо чувствительные, застенчивые, с пониженной реакцией, требующие большого внимания и осторожного мягкого подхода.

Помимо этого, сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Одна из основных задач уроков: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.
На своих уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
• музыкотерапия
• ритмотерапия
• терапия творчеством
• улыбкотерапия

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый преподаватель, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Например, некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта.

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. В этой связи представляются уникальными возможности урока игры на инструменте как средства реализации здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, каждый педагог, используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для педагога - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.

Условиями успешности обучения на уроках музыки являются проблематизация учебного материала, познавательная активность учащихся, связь обучения с жизнью, организация обучения как деятельности. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности преподавателя – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.

Литература
1. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 2005г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,2000г.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,Педагогика,1989г.
3. Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1982г.
4. Границкая А.С. Научить думать и действовать М., 19991.

Рекомендуем посмотреть:

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала н

Похожие статьи:

Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе

Конспект урока в ДШИ. Развитие навыков игры на гитаре
Опубликовано: 315 дней назад (11 января 2024)
Просмотров: 475
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Наталья Михайловна Головина # 11 января 2024 в 15:57 0
Каждый педагог, используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для педагога - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.