Открытый урок на тему: «Начальный этап развития навыков игры на шестиструнной гитаре»
Данный материал будет полезен преподавателям по классу гитары.
Цель урока: формирование исполнительских навыков на гитаре.
Задачи урока:
1. освоение исполнительской техники;
2. приобретение навыков позиционной игры;
3. продолжение знакомства с музыкальными терминами;
4. развитие навыка игры в ансамбле на гитаре;
5. работа над интонацией;
6. разучивание способа звукоизвлечения апояндо, тирандо;
7. работа над приемами;
8. подбор мелодий от разных звуков по слуху.
Оборудование:
1. гитара шестиструнная
2. нотная литература
3. наглядный материал
План урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и плана урока, представление учащегося.
2. Основная часть. Развитие профессиональных навыков игры на гитаре.
2.1.Приведение рук в рабочее состояние перед игрой на гитаре (работа над двигательным аппаратом):
а) раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса;
б) упражнения на мелкую моторику (Пухоль Э. «Школа игры на гитаре»)
в) супинация и пронация рук и пальцев (В. Макаров «Методика обучения игре на начальном этапе»)
г) постановка рук (Таррега Ф. «Школа игры», Сеговия А. «Школа игры»).
2.2. Разучивание музыкального произведения р.н.п. « Как под горкой под горой», укр.н.п. « Дивка в синях стояла», Х. Гомес «Романс». ( «Искусство игры на шестиструнной гитаре» Кирьянов А.)
2.3. Работа над ансамблем «Клен ты мой опавший» романс ( В. Трошина «Основные направления в работе над ансамблем»)
2.4. Подбор на гитаре и игра по слуху р.н.п. «Во саду ли, в огороде».
3. Подведение итога учебного занятия.
4. Информация о домашнем задании.
Ход урока
Начальный этап развития навыков игры на гитаре включает в себя не только приведение аппарата в рабочее состояние, но и приобретение основ исполнительской техники на инструменте и получение базовых знаний по музыкальной теории, так как без знания нот, владения терминологией и применения своих знаний на практике, учащийся не сможет читать с листа ноты музыкальных произведений, извлекать различные по характеру звуки инструмента.
До первого прикосновения к инструменту, я занимаюсь с учащимися несколько минут гимнастикой, что позволяет полностью организовать аппарат и подготовить руки к игре на гитаре сочным, красивым звуком.
Стоя:
1. Поднять не напряженные руки вверх, вдох, опустить с наклоном вниз, выдох (В. Макаров «Методика обучения на начальном эта-пе»).
2. Смена уровня рук вверх к плечу, опустить вниз.
3. Маятник.
Сидя:
1. Повороты головы.
2. Открывать и захлопывать одновременно все пальцы.
3. «Иди ко мне». Рука вытянута, сустав не «ломающийся», темп как медленный так и быстрый.
4. «Прощание» свободно и естественно.
5. «Щепотка» быстро и легко.
6. «Соринка с колен» мгновенно и легко, кисть не участвует.
7. Бросок освобожденной руки на колени ладонью, затем на пальцы.
Упражнения на мелкую моторику:
1. «Хлебные шарики» 1-2, 1-3, 1-4.
2. То же, но прижимая, как бы прощупывая пальцы.
3. «Веер на колене». Растяжение, ладонь лежит полностью на коле-не.
Упражнения на супинацию ипронацию:
1. Пальцами рисуем в воздухе закругленные линии. Поочередно, не спеша. ( В. Макаров «Методика игры на начальном этапе»)
2. Супинация кисти.
Первоначальные упражнения должны быть направлены на освоение культуры игровых навыков.
Упражнения на инструменте.
1. Упражнение для левой руки – ставить пальцы на лады и опускать, прижимать каждым пальцем свой лад (на одной струне),
2. Упражнение для правой руки ( Таррега Ф, Школа игры на гитаре)
а) предплечье на корпус гитары, опустить кисть, приблизить к розетке.
б) пальцы параллельны ладам и в расслабленном состоянии поставить i m a на первую струну.
в) согнуть запястье – угол «мостик». «Р» - на шестой струне – впереди – I, образует «крест».
Опускать и поднимать правую руку на струны несколько раз, чтобы обеспечить наиболее естественную постановку правой руки.
Разучивание пьесы р.н.п. «Как под горкой».
Задачи:
1. В левой руке соединение пальцев 1-3; 3-1 на разных струнах.
2. Соединение с правой рукой.
3. Выучивание наизусть в ритме.
Работа над укр н.п. «Дивка в синях стояла».
Задача:
Показ и освоение приема игры «двойное апояндо» по разным струнам, чередование приема «двойное апояндо» с разными струнами (методика А. Сеговии).
Работа над произведением Х. Гомес «Романс».
Задача:
Показ и освоение основного приема игры для левой руки – барре. (Методика А. Иванова-Крамского). Упражнения для левой руки – прижимать баре со второго лада по всем струнам. Следить за положением руки и свободой пальцев.
Отработать переходы на барре (туда и обратно) в произведении В. Гомеса «Романс». Следить за звуком в правой руке.
Вопросы:
1. Что такое ансамбль?
2. Эта пьеса написана для двух исполнителей, как называется ан-самбль двух исполнителей?
Упражнение по методике Ф. Сора «Учитель-ученик»
Исполняем пьесу. При игре дается понятие ауфтакт.
На первых уроках мы с тобой разучивали детскую песню «Во саду ли».
Вспомни, как движется мелодия, с какой ноты начинается пьеса? Подбираем ее на гитаре от ноты «ля» и «до».
Подведем итог урока
С чем мы сегодня познакомились? Какие слова – термины выучили? Способы звукоизвлечения? Исполнительские формы: индивидуальная игра, ансамбль ( два вида дуэта: учитель-ученик, одновременное исполнение произведения).
Домашнее задание:
- Повторять упражнения.
- Самостоятельная подготовка за инструментом.
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению
Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе
Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки
Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала н
Похожие статьи:
Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе