Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект в подготовительной группе ДОУ. Семейные традиции

Проект в детском саду для старших дошкольников "Традиции семейного воспитания"
Описание работы: Данная публикация будет полезна воспитателям, учителям.
Актуальность:
1. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.
2. Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.
3. У детей нечёткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
4. В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
5. Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.
Проблемы:
Детей необходимо приобщать к семейным традициям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.
Обоснование актуальности проблемы.
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности семьи, места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ семейных ценностей потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Сегодня все понимают, что воспитывать любовь и уважение к родному дому следует с раннего возраста. Наблюдая за детьми, анализируя диагностики, беседуя с родителями, я пришла к выводу, что у детей отсутствуют чёткие представления о понятиях «семья», «члены семьи», неточные знания или вообще их отсутствие об истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничего не радует в поведении ребёнка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Некоторые родители не знают, как создать тепло и уют в собственном доме, как донести до ребёнка чувство любви и привязанности к нему; другие считают, что любовь к дому – врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечёткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.
В своей практике я использовала различные типы занятий, проводила беседы с родителями на различные темы, праздники и досуги с участием родителей, но проблема оставалась. Изучив вопрос совместной деятельности родителей и ДОУ, пришла к заключению: семья во многом определяет отношение детей к родному дому, семье, семейным традициям, обычаям, чувства сопричастности ребёнка с семьёй, родом, родственниками, возможностью осознавать правила регулирующие взаимоотношение в семье. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу жизни. Поэтому возникла необходимость создания и реализации проекта «Родной дом» и вовлечь родителей в воспитательно-образовательный проект. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положи-
тельного, что накапливается семьёй и народом.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольников «Детский сад 2100» предполагает связь родителей и ДОУ, но нет методических разработок совместной деятельности родителей и детей. Этой проблемой занимались М.Осорина, А.Мудрик, З.Матейчек, Т.А.Куликова. По мнению этих авторов понятие «родной дом» для ребёнка склады- вается из нескольких важнейших составляющих, к которым относятся следующие:
- само здание, стены и крыша над головой;
- семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья и другие родственники;
- определённое постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, природа);
- неизменный распорядок дня, жизненный стиль, система ценностей;
- семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнее тепло);
- своё личное пространство.
При разработке содержания проекта «Традиции семейного воспитания», я опиралась на анализ программ «Семья» М.Дозорова, «Детство» В.Логинова, «Радуга» Т.Доронова.
В качестве ведущих методов и приёмов использовала создание семейного альбома «Моя семья», изготовление герба, составление родословной семьи и в итоге «Книги о моей семье».
Цель: Взаимодействие с родителями по формированию у детей положительного образа родного дома
Задачи:
1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребёнок будет чувствовать себя желанным и защищённым.
5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам семьи, родного дома, детского сада.
6. Воспитывать любовь к семье, проявлять сострадание, заботливость, внимательность к родным и близким.
7. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационно – диагностический (сентябрь);
2 этап – формирующий (октябрь - февраль);
3 этап – обобщающий (март).
Предполагаемый результат:
1. Организация выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.
2. Повысить качество образовательного процесса, процесс обучения сделать более увлекательным, эмоционально-насыщенным
3. Создать методическую копилку по данной проблеме.
4. Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Повысить уверенность родителей в их педагогических возможностях.
Презентация проекта:
Семейная гостиная: «Цветок семейного счастья», посвящённая Международному женскому дню 8 Марта.
Новизна: Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода, способствующая формированию культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
Эффективность реализации:
- повысился взаимный интерес со стороны родителей к совместной деятельности
- активность и стремление родителей к внутренней перестройке и коррекции своих отношений с ребёнком.

Технологии:
Проектная – одна из современных интерактивных технологий обучения.
Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования.
Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения.
Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
Практическая значимость:
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях
- Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей
- Укрепление связи семьи и ДОУ
- Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Теоретическая значимость: Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Формы работы с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Родной дом» ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видеопросмотры.
Формы работы с родителями:
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; конкурсы; семейная гостиная; семейные мини-проекты.
Результативность:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, её прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно-диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан проект «Традиции семейного воспитания», спланированы цель и задачи проекта. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы, педагоги, родители. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами.
2 этап – формирующий (октябрь – февраль).
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребёнок будет чувствовать себя желанным и защищённым. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трём направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организована работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом – начало начал», «Моя мама», «Традиции моей семьи».
3 этап – обобщающий (март)
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой 8 Марта. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей. Семейный праздник: «Красен обед пирогами, река – берегами, а семья – традициями».
План работы с родителями:
1. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта «Моя семья».
2. Провести консультации и изготовить материалы на следующие темы:
- «Роль родителей в формировании у детей положительного образа родного дома»,
- «Родословная семьи»,
- «Семейные праздники и традиции»,
- «Творческая деятельность детей на благо дома»,
- «Семейный досуг».
3. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
4. Оформить выставки творческих работ детей и их родителей по теме нашего проекта «Мой дом»
5. Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений «Дом моей мечты», «Добрых дел мастер», «Викторина» и т.д.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке» Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый» Спортивно – оздоровительный проект в детском саду. Подготовительная группа
Конспект НОД в средней группе ДОУ. Развитие речи | Досуг для детей подготовительной группы на тему: Весна
Опубликовано: 2252 дня назад (23 сентября 2018)
Просмотров: 3103
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Татьяна Сергеевна Саитназарова # 23 сентября 2018 в 14:50 +2
Очень интересный проект.Затронута актуальная проблема нашего времени,т.к многие родители уделяют очень мало времи своим детям, а благодаря таким проектам у них есть возможность исправить это.совместно с такими проектами можно проводить "Семейные гостинные" с помощью которых можно гармонизировать детско-родительские отношения