Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме: «Четыре времени года»
Автор: Лизунова Валентина Анатольевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Василёк», поселок Строитель, Тамбовский район, Тамбовская область.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме: «Четыре времени года». Данный материал поможет педагогам ДОУ закрепить с детьми знания о зиме, весне, лете и осени.
Цель: повторить с детьми знакомые русские народные сказки, учить определять время года по сюжетам знакомых сказок.
Задачи: продолжать учить отгадывать описательные загадки; формировать представления об основных признаках каждого времени года; упражнять в согласовании прилагательных с существительными; воспитывать умение слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы детей; приобщать детей к русской народной культуре
Предварительная работа: чтение сказок: « Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Золотое веретено», «Гуси – лебеди», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Смоляной бочок»; рассматривание альбомов «Времена года».
Материал: четыре сюжетные картины по временам года (зима, весна, лето, осень), коробка ощущений, кубики красного, желтого, синего, зеленого цветов, выставка книг с русскими народными сказками.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о временах года:
Кто такая, угадай - ка,
Седая хозяйка.
Рассыплет пушинки –
Белые снежинки? (Зима)
Она приходит с солнышком.
Зеленым рукавом взмахнет –
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
Солнце печет,
Липа цветет,
Пшеница поспевает,
Когда это бывает? (Летом)
Пришла без красок и без кисти,
А запестрели вдруг все листья. (Осень)
Воспитанники отгадывают загадки и называют по порядку смену времен года. Воспитатель предлагает поиграть детям в игру «Разложи кубики» и показывает детям «коробку ощущений» . В коробке «ощущений» находятся кубики разных цветов, соответствующих каждому времени года: синий – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень. Педагог предлагает детям доставать кубики наугад. Если ребенок вытаскивает кубик красного цвета, он должен вспомнить отличительную особенность лета («солнце яркое и теплое», «длинные дни – короткие ночи».) Когда воспитаннику достается кубик зеленого цвета, он вспоминает признаки наступления весны («тает снег», «птицы вьют гнезда»). Если ребенку попадается желтый кубик, он должен вспомнить приметы наступления осени («листопад», «отлёт перелетных птиц»). Когда ребенку достается кубик синего цвета, он должен назвать зимние приметы («холодно», «снегопад»)
Каждый ребенок называет только один признак времени года. Ответы детей не должны повторяться. Игра заканчивается, когда в коробке «ощущений» не остается кубиков.
Физкультминутка.
Стихотворение А. Кузнецовой «Времена года»
Придумала мать дочерям имена,
(Дети загибают на правой руке четыре пальца.)
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
(Поднимают руки вверх).
И птичьи повсюду звенят голоса.
(Взмахи руками.)
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
(Соединяют указательные и большие пальцы рук так, чтобы получился круг.)
И спелые ягоды просятся в рот.
(Имитируют поедание ягод.)
Нам щедрая осень приносит плоды,
(Шагают на месте.)
Дают урожаи поля и сады.
(Шагают на месте.)
Зима засыпает снегами поля.
(Медленно приседают.)
Зимой отдыхает и дремлет земля.
(Дети садятся на корточки, ладони смыкают, кладут около уха.)
Ребята подходят к выставке книг с русскими народными сказками. Рассматривают иллюстрации к сказкам.
Воспитатель просит детей вспомнить названия русских народных сказок, а также время года, когда происходят события, описанные в этих сказках.
«Зимовье зверей» - зима,
«Заюшкина избушка» - зима, весна,
«Снегурочка» - зима, весна,
«Три медведя» - лето, осень,
«Лисичка со скалочкой» - зима,
«Золотое веретено» - весна, лето,
«Гуси – лебеди» - лето, осень,
«Крылатый, мохнатый, да масляный» - лето,
«Смоляной бочок» - лето, осень.
Педагог предлагает воспитанникам вспомнить отрывки из сказок, с помощью которых дети определили, какое же время года упоминается в сюжете.
В конце занятия воспитатель благодарит детей за то, что они хорошо помнят ранее прочитанные сказки, а также знают все четыре времени года и умеют называть признаки наступления зимы, весны, лета, и осени.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Украина – мой родной край»
Сценарий развлечения для детей старшей группы на тему: Времена года
Сценарий развлечения для детей старшей и подготовительной группы ДОУ
Сказка о временах года для детей 5-7 лет
Похожие статьи:
Беседа о временах года для дошкольников в старшей группе
Пословицы и поговорки о временах года для дошкольников
Дидактические игры о временах года в детском саду для детей старшей группы
Стихи о временах года для дошкольников с картинками
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Наша улица»