Конспект ОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: Камни и их свойства
Автор: Тахтобина Венера Анатольевна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана "Центр развития ребёнка-детский сад "Чайка".
Описание материала: конспект будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений,родителям воспитанников, старшим воспитателям, студентам педагогических факультетов.
Цель: создание социальной ситуации развития детей через познавательную деятельность «камни и их свойства".
Задачи:
- расширять представления детей об объектах природы;
- приобщать к правилам безопасного поведения в процессе практической деятельности;
- развивать информационную компетентность;
- развивать интерес к поисково – экспериментальной деятельности;
- развивать коммуникативные умения и навыки в процессе поисково - экспериментальной деятельности;
- воспитывать чувство сопричастности к общему делу, потребность в сотрудничестве со взрослым и сверстниками;
- воспитание экологической культуры
Предметно – развивающая среда:
Конверт с письмом, пособие «Аквариум», 4 лупы, природные камешки, пластилин по количеству детей, монетки, салфетки, подносы.
Словарная работа: природные камни, лупа,
Предварительная работа: рассматривание различных камешков, привезённых детьми из различных мест, целевые наблюдения, знакомство со свойствами камня (имеет размер, тяжёлый - тонет в воде и т.п.), выкладывание узоров из камней на прогулке и в группе, изготовление коллективных панно из бросового и природного материала, включая камни. Использование природных камней в играх, в развитии элементарных математических представлений (счёт).
Содержание образовательной деятельности
Организационный момент
Игра «Гора дружбы»
- Дети, давайте построим «Гору дружбы», соединив наши руки. (воспитатель протягивает свою руку, на неё кладёт руку ребёнок, затем второй ребёнок и т.д.)
- Глядя на эти соединённые руки, что можно сказать? Что получилось? Можем мы сказать, что это крепкая дружба?
С друзьями любая работа нам по плечу. Это нам, ребята сегодня очень пригодится.
Мотивационно – ориентировочный этап
Предлагаю детям обратить внимание на пособие «Аквариум», к которому прикреплён конверт.
- Ребята, посмотрите внимательно на наш «Аквариум», вы ничего необычно не заметили?
- Посмотрим?
Читаю письмо от Лунтика.
«Прилетел к вам на Землю. Уже многое узнал о растениях и животных. Помогите мне узнать о предмете, название которого подскажет вам «Аквариум» и мои карточки - подсказки. Ваш Лунтик».
Дети делятся на 2 команды по 4 чел. и расшифровывают карточки, используя пособие «Аквариум».
В результате «расшифровки» у обеих команд получается слово «камни».
- О чём мы сегодня будем рассказывать Лунтику? (рассуждения детей).
- Как вы догадались?
Поисково – практический этап
Опыт №1. (Свойства камня: твёрдый)
Перед детьми в розетках лежат 8 камушков и 8 кусочков пластилина.
- Какие предметы вы видите на нашем столе?
- Чем они похожи? Чем отличаются?
- Возьмите в правую руку камешек, а в левую кусочек пластилина и сожмите их.
- Что почувствовали?
- Что произошло? Почему, так произошло? (рассуждения и выводы детей).
На основании проведённого опыта вместе с детьми приходим к выводу, что камни твёрдые.
Динамическая пауза
Смотрите, у меня есть, какой интересный камешек и он зовёт нас поиграть.
Считалкой выбирается водящий. Он становится в круг, к ногам кладётся камешек. Дети ходят по кругу, взявшись за руки, и говорят слова:
Скачи по дорожке на одной ножке
Раз, два, три…..
Камешек, лети!!!
Водящий толкает ногой камешек детям, кого камешек задел, тот становится водящим.
Опыт №2. (Свойства камня: при царапанье остаётся след)
- Неужели камень на самом деле такой твёрдый? Давайте, исследуем вместе.
Воспитатель предлагает детям встать в круг, руки за спиной и закрыть глаза. Каждому ребёнку в руку кладёт «секретик» (4-ым стеки, для работы с пластилином, остальным - монетки). С помощью «секретиков» дети делятся парами:
- Ребята, те, у кого к руках стека, найдите себе друга, у которого у руках монетка.
- Ребята, вспомните, когда мы работали с пластилином, что происходит, если по нему провести стекой, или другим твёрдым предметом? (рассуждения детей).
- А что будет, если мы твердым предметом проведём по камню? (предположения детей).
Предлагаю детям пройти в парах к столам и проверить данные гипотезы:
Один ребёнок стекой царапает по камню, второй – наблюдает, затем меняются местами, один процарапывает монеткой, другой наблюдает.
- Что вы увидели? Что мы можем сказать? (предположения детей о том, что след остаётся).
- Давайте в этом убедимся?
Обращаю внимание на лупы:
- Что это такое? Зачем они нам нужны?
С помощью лупы дети исследуют царапины на камнях.
На основании проведённого опыта вместе с детьми приходим к выводу, что на камнях остаётся след.
Опыт №3. (Свойства камней: при ударе издают звук)
Игра «Оркестр»
Предлагаю детям из волшебного ящика взять по 2 камешка и встать в круг. Воспитатель предлагает детям поиграть в «оркестр».
Правила:
- Сейчас мы с вами превратимся в необычный, сказочный оркестр. Что такое оркестр? Кто управляет оркестром?
- Ребята, вы позволите мне стать дирижером нашего оркестра? Сейчас я дирижерской палочкой буду «включать» инструменты. Педагог по очереди касается детей палочкой, и они начинают стучать камешками. В ходе «звучания оркестра» меняем темп: быстро – медленно.
На основании игрового опыта вместе с детьми приходим к выводу, что камни издают звуки, «звучат».
Рефлексивно – оценочный этап
Игра «Верно - неверно».
Задаю детям вопросы. Если «ВЕРНО» - хлопок, «НЕВЕРНО» - молчок.
Вопросы:
1. Камень тонет в воде?
2. Гвоздь можно забить в камень?
3. Мокрый камень от сухого отличается по цвету?
4. Из камня можно лепить как из пластилина?
5. Камень можно порвать как бумагу?
6. На камне остаётся след от острого предмета?
7. Камень тяжёлый?
- О чём сегодня мы с вами напишем Лунтику?
- Что нового вы узнали о камнях?
- Что бы вам ещё хотелось узнать?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе. Магнит
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Невидимка воздух
Неделя экспериментальной деятельности в старшей группе летом