Познавательно-исследовательская деятельность летом в ДОУ «Мы экспериментируем». Старшая группа
Описание материала. Летом дети в детском саду проводят на улице больше времени, чем в другое время года. Летом природа предоставляет огромную возможность для исследований детьми окружающего мира. Благодаря исследовательской деятельности ребята много нового узнают про воздух, воду, землю, солнце и растения.
В данном материале описаны опыты и эксперименты, которые можно провести в старшей группе во время прогулки.
Материал будет полезен воспитателям, родителям.
Материал предназначен для детей старшей группы (5-6 лет).
Цель – развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
1) расширять знания детей о воздухе, солнце, воде и растениях;
2) совершенствовать умение отвечать на вопросы взрослого полными предложениями;
3) формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
4) развивать любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
5) воспитывать бережное отношение к растениям;
1. В каких предметах прячется воздух?
Материалы и оборудование: воздушные шарики, сдутый мяч, надутый мяч, насос, фасовочный пакет для пищевых продуктов.
– Посмотрите, перед вами два мяча. Чем они отличаются?
(один мяч сдулся, а другой надутый)
– Каким мячом лучше играть?
(надутым)
– Давайте надуем мячик с помощью насоса. Каким стал мяч?
(твёрдым, упругим, надутым, круглым)
– Что находится внутри мяча?
(воздух)
– Теперь я вам предлагаю надуть воздушные шарики. Как мы это будем делать?
(нужно сделать глубокий вдох и выдыхать воздух внутрь шарика)
Несколько ребят надувают воздушные шары.
– Каким стал воздушный шарик?
(упругим, объёмным, круглым)
– Что находится внутри шариков?
(воздух)
– Скажите, можем ли мы наполнить воздухом фасовочный пакет? Как это можно сделать? Давайте попробуем. Встряхните открытым пакетом в воздухе (набираем воздух) и закрутите.
– Каким стал мешочек?
(круглым, надутым, упругим, большим)
– Что находится внутри пакета?
(воздух)
Вывод. Воздухом можно заполнить различные предметы. Заполненные воздухом предметы становятся упругими, приобретают форму.
2. Что легче – вода или воздух.
Материалы и оборудование: таз с водой, воздушный шарик, мяч, фасовочный пакет, наполненный воздухом.
– Давайте вспомним, что находится внутри данных предметов. Как воздух в них попал?
(мяч заполнили воздухом с помощью насоса, воздушный шарик надули, пакет заполнили воздухом)
– Перед вами таз с водой. Как вы думаете, что легче – вода или воздух? Как проверить?
(опустить предметы в воду, если предметы тяжелее воды, то они потонут в воде)
Ребята опускают предметы в воду и наблюдают, что происходит в воде с мячом, воздушным шариком и пакетом, заполненным воздухом.
Вывод. Надувные предметы не тонут в воде, значит воздух легче воды.
3. Что нужно растению для роста.
Материалы и оборудование: цветок.
Утром воспитатель вместе с детьми срывает один цветок.
– Рассмотрим цветок, что у него есть?
(стебель, листья, соцветие)
– Чего нет у сорванного цветка?
(корни остались в земле)
– Можно ли срывать цветы? Почему?
(нельзя)
Оставим сорванный цветок на нашей площадке и посмотрим, что с ним станет днём.
– Каким стал цветок?
(вялым, поник)
– Как вы думаете, почему он завял?
(на солнце жарко, не хватает влаги)
– Пока цветок растёт в земле, он получает через корни влагу и питательные вещества. Но как только цветок срывают, он погибает. Сорванные цветы погибнут и вскоре могут полностью исчезнуть. А так же, не останется нектара для насекомых.
Вывод. Растения растут от корня, растение получает из земли влагу и питательные вещества через корень. Нельзя срывать цветы!
4. Солнце испаряет влагу.
Материалы и оборудование: одежда для кукол, верёвка, прищепки.
До проведения исследования ребята совместно с воспитателем стирают платочки (одежду, простыню) у кукол.
– Какие стали вещи кукол после стирки?
(чистые, мокрые)
– Что нужно сделать, чтобы вещи высохли?
(развесить)
– Как вы думаете, где мокрые вещи высохнут быстрее – в тени или на солнце? Чтобы проверить, кто прав, развесим одни вещи на солнце, а другие – в тени и понаблюдаем.
Вывод. Мокрые вещи быстрее высыхают на солнце.
5. Сухая и влажная почва.
Материалы и оборудование: Две одинаковые стеклянные банки, сухая земля, вода.
– Что можете сказать о земле?
(чёрная, жёсткая, рассыпчатая, сухая, грязная)
– Положим в обе банки немного земли. В одну банку нальём воды и закроем обе банки крышкой. Поставим на солнце.
– Какие изменения вы наблюдаете?
(на стенках банки с влажной почвой появились капли воды. Это следы испарения влаги)
– Нальём воду в банку с сухой землёй. Что вы видите?
(вода впиталась в землю, земля слала влажной)
Вывод. Из влажной почвы в окружающую среду происходит испарение воды. Сухая почва впитывает воду.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность в детском саду способствует самостоятельному поиску знаний детьми.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе. Магнит
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Невидимка воздух
Познавательно-исследовательский проект в детском саду в старшей группе на тему: Удивительная вода
Конспекты занятий по опытно-экспериментальной деятельности для детей 6-8 лет. Свойства крахмала