Конспект урока внеклассного чтения в 3-ем классе по теме "О братьях наших меньших"
Автор: Басалаева Ольга Ивановна, учитель начальных классов СОШ № 8, г. Юрги, Кемеровской области.
Описание. Данный конспект может быть использован учителями начальной школы, воспитателями групп продлённого дня, педагогами дополнительного образования. Материал данного конспекта предназначен для организации уроков внеклассного чтения, а так же во внеурочной деятельности с детьми 8-10 лет.
Тема. О братьях наших меньших.
Цель: воспитание бережного отношения к животным посредством расширения читательского кругозора.
Задачи:
- совершенствовать навыки чтения молча, вслух, правильно, бегло и выразительно;
- развивать интеллектуальные способности учащихся (речи, внимания, мышления);
- развивать адекватную самооценку у детей;
- развивать умения учащихся находить дополнительную информацию;
Планируемые результаты.
Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы; содействовать осознанию учащимися ценности уроков внеклассного чтения.
Метапредметные:
Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, делать обобщения, выводы.
Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.
Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и группах.
Личностные: содействовать осознанию учащимися одной из главных ценностей в жизни – любви к животных, воспитывать необходимость заботы о животных.
Оборудование: выставка книг, картины великих русских художников, портреты писателей В.Чаплиной, Н.Гарина-Михайловского, В. Бианки и Е. Чарушина, Н. Сладкова, М. Пришвина, Б. Житкова, Н.Некрасова; выставка книг о животных; компьютер, экран, телевизор.
Предварительная подготовка: дети читают произведения писателей и поэтов о животных; рассказывают о животных, которые есть у них дома; готовят иллюстрации к понравившимся рассказам и стихам.
I. Мотивация учебной деятельности.
Внимание на экран! (фотографии с экскурсий, путешествий, семейные фото)
Учитель. Интересно, какие рисунки получились у вас к вашим любимым произведениям о животных? Желающие могут выставить их на стенд.
II. Актуализация знаний
А начнём наш урок с разминки. (Кто первый даёт правильный ответ, тот получает лучик солнышка от меня. И у вас на партах такие же лучики. В течение урока любой может отдать лучик тому, чей рассказ (ответ) больше всего придётся по душе.)
1.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
2.Какой зверёк дал название короткой мужской причёске? (ёжик)
3.Какая рыба носит имя человека? (карп)
4.Не солнце, не огонь, а светит? (светлячок)
5.Какая птица является ближайшей родственницей Снегурочки? (снегирь)
6.Не человек, не зверь, а по-человечьи говорить умеет? (попугай)
7.Какую птицу называют почтальоном? (голубь)
8.На какой рыбе ездит Водяной в русской народной сказке? (на соме)
9.Какая рыба, кроме золотой, исполняет человеческие желания? (щука)
10.Какая птица со времён древних греков считается символом мудрости и познания? (сова)
III. Самоопределение к деятельности.
Учитель. Как вы думаете, почему я урок начала с таких вопросов? (свободные высказывания детей)
Учитель. Ребята, а трудно вам было составлять рассказы об образах-спасителей животных в литературе? (свободные высказывания детей о подготовке к уроку)
Учитель. Читая книги о животных, мы познаем мир животных в природе, наблюдаем за их нравами, повадками. Но важно не просто иметь много знаний о животных, гораздо важнее сохранить этот удивительный мир животных на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.
IV.Реализация домашнего задания.
(Работа в группах по составлению образов-спасателей животных). Каждая группа обсуждает подготовленный материал, из представленных картин и собственных рисунков выбирают эмблему. (В итоге получилось три группы: зайчонок, оленёнок, собака – друг человека. Эмблемы выбрали из картинок).
Выступление группы «Зайчонок». Ученик 1. Мы представляем образ деда Мазая, который любит до страсти свой низменный край. Попавшие в беду зайцы находят в Мазае спасителя и защитника. Есть тут и рационализаторский расчёт деда. Вот послушайте:
...Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили;
Зайцы вот тоже,- их жалко до слёз!
Ученик 2. Казалось бы, полная лодка зайцев – богатая добыча , охотничья удача… Но сильнее горячее человеческое чувство:
…Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут,-
Нет! Ещё мало! Бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?..
Ученик 3. Дед Мазай не только является спасителем зайцев, он ещё и проявил заботу о них, как о собственных детях или внуках.
… За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул - и дали стречка!..
Выступление группы «Собаки – наши друзья».
Ученик 1. Мы представляем образ мальчика Тёмы – спасителя Жучки.
…Трусы только боятся. Кто делает дурное — боится, а я дурного не делаю: я Жучку вытаскиваю, меня и папа и мама за это похвалят. Папа на войне был, там страшно, а здесь разве страшно? Здесь ни капельки не страшно.
Ученик 2. Тёме было очень тяжело.
… Вот отдохну и полезу дальше, потом опять, опять отдохну и опять полезу, так и вылезу, потом и Жучку вытащу. Жучка рада будет, все будут удивляться, как я ее вытащил.
Ученик 3.
… Тёма говорит громко, у него голос крепнет, звучит энергичнее, тверже, и, наконец успокоенный, он продолжает взбираться дальше.
Когда он снова чувствует, что начинает уставать, он опять громко говорит себе:
— Теперь опять отдохну и потом опять полезу. А когда я вылезу и расскажу, как я смешно кричал сам на себя, все будут смеяться, и я тоже.
Тёма улыбается и снова спокойно ждет прилива сил.
Таким образом, незаметно его голова высовывается над верхним срубом колодца. Он делает последнее усилие, вылезает сам и вытаскивает Жучку.
Выступление группы «Оленёнок»
Ученик 1. Мы представляем образ пограничников, они стали спасителями маленького оленёнка по рассказу Г. В. Параскевич. Мы прочитали об этом в интернете.
… Однажды пограничники шли из наряда на заставу. Светало. Вдруг под густыми ветками огромного дерева что-то мелькнуло. Пограничники осторожно подошли к дереву и увидали маленького олененка. Малыш смотрел на людей доверчиво и с любопытством. Следов оленихи пограничники не обнаружили и взяли олененка с собой.
Ученик 2. Пограничники очень занятые на военной службе люди, но они стали заботиться о маленьком оленёнке.
… На заставе сначала решили покормить детеныша. Малыш ничего не брал в рот. Один пограничник предложил купить соску. Олененок стал сразу начал жадно сосать молоко. Всеобщий любимец быстро рос и набирал силу. Пограничники давали олененку печенье и конфеты. Он охотно их съедал. Олененок избегает людей в гражданской одежде и очень любит военных. Пограничники часто навещают его.
V. Работа по теме урока:
Учитель. Рассмотрите обложки книг, которые сегодня представлены на выставке в нашей литературной гостиной (на выставке представлены книги В. Чаплиной, В. Бианки, Е. Чарушина, Б. Житкова, М. Пришвина, Н. Сладкова, В. Чаплиной, С. Томпсона.)
Как вы думаете, о чём или о ком эти книги?
Дети: о природе, о птицах, о животных.
Учитель. Фамилии каких писателей вам знакомы?
Сегодня на уроке внеклассного чтения мы читаем интересные с вашей точки зрения отрывки из произведений о животных. А выступления будем строить на основе телепередачи «Диалоги о животных». Вам известно имя писательницы Веры Васильевны Чаплиной. Она с 16лет работала в Московском зоопарке. А там ей часто приходилось ухаживать за детёнышами зверей, которые осиротели. Многие детёныши зверей могли погибнуть, если бы не заботливый характер и огромная любовь к животным Веры Васильевны. Постоянно наблюдая за малышами, Вера Васильевна предложила организовать площадку молодняка – поместить в одну большую вольеру лисят, львят, волчат, ягнят, медвежат, козлят. Многие были против; они не верили, что такие разные звери уживутся. Но В. Чаплина была уверена: уживутся, ведь они ещё детёныши. И как все малыши весёлые, добрые, игривые и доверчивые.
- Мы открываем рубрику «Их нравы». Кто из вас продолжит выступление о нравах животных? (выступления детей)
Учитель. Вот перед вами книги Е. Чарушина. Рассмотрите иллюстрации в них. Кто создавал иллюстрации для книг? (художник сам автор Евгений Иванович или его сын Никита Евгеньевич Чарушин)
- Что характерно для иллюстраций Чарушина? (изображает животных в их среде обитания). Открываем рубрику «Есть мнение». (Рассказы детей).
Учитель. Кстати говоря, у меня для вас сюрприз. Я принесла клетку со своим любимцем. Открываю рубрику «Кстати говоря». Вы приготовили рассказы о своих питомцах, с которыми живёте вместе. Расскажите о них. (Рассказы детей)
Учитель. И последняя рубрика «Это должен знать каждый».
Всё в нашем мире связано тесно между собой. В наши дни, особенно подрастающему поколению, т.е. вам, следует стремиться к тому, чтобы всё живое на Земле меньше страдало от вмешательства человека. А для этого что нужно? Давайте повторим основные правила для нас. (Дети рассказывают, как важно знать животных, которые живут рядом с нами, их повадки, привычки, образ жизни.)
VI. Задание на дом.
Представьте себе, что вы вдруг очутились на лесной полянке. И вдруг… (попробуйте рассказать сами)
VII. Оценивание.
- У вас на партах лучики, напишите на них свою фамилию и поставьте отметку о своей работе на уроке. (Выборочно прошу дать комментарий)
VIII. Рефлексия деятельности на уроке.
- Что понравилось на уроке и хотелось бы повторить? (Свободные высказывания детей)
Набранные лучики прикрепляем на доске: получается огромный солнечный круг.
Учитель: У нас получилось солнце с множеством лучиков, пусть оно с любовью светит всем животным на Земле. Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Урок окончен.
Рекомендуем посмотреть:
Урок-отчёт в 3 классе по книге Носова «Приключения Незнайки в Солнечном городе»
Конспект урока внеклассного чтения. Катаев "Цветик-Семицветик", 3 класс
Похожие статьи:
Былины для 3 класса
Мифы Древней Греции для детей 3 класса
Русские народные сказки для 3 класса
Стихи о природе для детей 3 класса
Рассказы о детях, 3 класс. Внеклассное чтение