Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока внеклассного чтения. Катаев "Цветик-Семицветик", 3 класс

Конспект урока внеклассного чтения по теме "Использование приёмов развития критического мышления при работе с текстом В. П. Катаева "Цветик-Семицветик".
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект урока внеклассного чтения в 3 классе по теме "Использование приёмов критического мышления при работе с текстом В. П. Катаева "Цветик - Семицветик"
Данный материал может заинтересовать учителей начальных классов.
Цель: способствовать развитию критического мышления учащихся 3 класса.
Задачи:
1. Устанавливать отношения между учащимися, поощряющие открытое и ответственное взаимообогащение.
2. Развивать навык работы с художественным текстом и с большим объёмом информации.
3. Формировать умение выражать свои мысли ясно и корректно.
4. Развивать читательскую компетентность учащихся.
Демонстрационный материал: "Кубик Блума", Толковый словарь С. Ожегова, модель цветика-семицветика с отрывными лепесточками, карточки с названиями положительных и отрицательных черт характера человека, изображения грустного и весёлого смайликов, карточки со словами.
Раздаточный материал: круги из белой бумаги, фломастеры, 7 бумажных лепестков.
Ход урока:
Дети получили задание к уроку самостоятельно прочитать произведение В.П. Катаева "Цветик-Семицветик". С биографией писателя дети уже познакомились на предыдущем занятии.
"Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь."
Класс разбит на 4 группы по 6 человек в каждой группе.
Учитель: Доброе утро, ребята! Предлагаю начать урок! 28 января 2017 г исполнилось 120 лет со дня рождения Валентина Петровича Катаева. У вас на столах лежат круги из белой бумаги (5-6 в каждой группе). Работая в группах, вспомните и зафиксируйте факты из биографии В.П. Катаева. 3 минуты на шум!
Приём "Кластер" (гроздь). Это графический приём систематизации материала.
В центре доски находится запись "Валентин Петрович Катаев". Через 3 минуты вокруг неё появляются белые круги с записями, которые сделали дети, работая в группах. Эти смысловые единицы соединяются прямой линией с центром модели.
В руке учителя появляется модель цветка цветик-семицветик с отрывными лепесточками. На листочках задания:
1. Словотоки.
2. Синквейн.
3. Главный герой.
4. Лепесток.
5. Числа.
6. Сюрприз.
7. Сюрприз.
Каждая команда отрывает лепесток с заданием (лепесток сюрприз позволяет взять ещё один лепесток с заданием)
Учитель: Через несколько мгновений вы приступите к выполнению полученных заданий. А в конце урока вас ждёт сюрприз. 10 минут на шум. Всем удачи!
Словотоки. На карточках написаны слова. Детям надо дать расшифровку, определение, значение этих слов. Можно пользоваться толковым словарём.
Слова на карточках:
1) "всамделишный"
2) "папанинцы"
3) "тмин"
4) "тяпа-растяпа"
Синквейн - быстрый инструмент для рефлексирования. Стихотворение из 5 строк. Дети получают задание составить синквейн к сказке "Цветик - Семицветик"
1 строка - тема синквейна, чаще это одно слово. "Сказка"
2 строка - 2 слова (чаще прилагательные) дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне объекта."Авторская, поучительная"
3 строка - 3 слова (глаголы) описывающие характерные действия объекта. "Учит, воспитывает, удивляет"

4 строка - фраза из 4 слов, выражающая личное отношение автора синквейна к объекту, афоризм. "Помогая другим, учимся сами"
5 строка - слово, с помощью которого читатель выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием (синоним)."Мудрость"
Главный герой. На доске изображения двух смайликов - грустного и весёлого. По классу разложены карточки с названиями черт характера людей. Перемещаясь по классу, следует отобрать положительные черты характера главного героя и расположить их под весёлым смайликом, отрицательные - под грустным.
laugh
милосердная
ответственная
воспитанная
мудрая
добрая
скромная
общительная
sad
трусливая
гордая
избалованная
обидчивая
ленивая
грубая
Лепесток. Если бы у тебя был 1 лепесток, какое желание ты бы попросил исполнить? Каждый член команды записывает своё желание.
Числа. В сказке встречаются несколько числительных. Назовите их вместе с существительными.
7 или 8 ворон
100 градусов мороз
7 белых медведей
5 млн кукол
7 лепестков
Каждая команда знакомит всех с результатами выполнения заданий на лепестках. Идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
Рефлексия Итоги и выводы делают при помощи "Кубика Блума".
"Кубик Блума". На гранях кубика записаны слова: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись. Выбрасывается кубик, учащийся формулирует вопрос (задание) начинающийся со слова на выпавшей грани.
Кубик выбрасывает каждая команда по одному разу.
В заключении урока ребят ждёт обещанный сюрприз - баранки на связке!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока кубановедения, 3 класс Конспект открытого урока по познанию мира в 3 классе Конспект интегрированного урока рисования и ручного труда для 3 класса специальной (коррекционной) ш Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Школа России». Экологическая безопасность

Похожие статьи:

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока по русскому языку, 3 класс

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Суффиксы

Конспект интегрированного урока в 3 классе по познанию мира, русскому языку и математике

Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»

Самостоятельная работа по математике в 1 классе (решение задач) | Конспект открытого занятия для старших дошкольников: Развитие культуры мышления будущего первоклассника
Опубликовано: 1617 дней назад (20 августа 2017)
Просмотров: 2042
+2
Голосов: 2
Лариса Нестеровна Марченко # 21 августа 2017 в 14:45 0
Спасибо большое, Наталья Валерьевна за такой необыкновенный по форме урок. Современно, продуманно, обучающе и весело. Урок похож на игру, но при этом какая познавательная, развивающая нагрузка. Очень много нового и интересного узнала для себя. Дальнейших вам успехов!
Наталия Валерьевна Юданова # 21 августа 2017 в 14:47 +1
Спасибо за внимание к моей работе.
Елена Николаева # 21 августа 2017 в 14:45 0
Интересно, познавательно, продуктивно.
Наталия Валерьевна Юданова # 21 августа 2017 в 14:48 +1
Спасибо на добром слове!
Елена Владимировна Латина # 21 августа 2017 в 17:08 0
Очень современно и познавательно.Я так поняла, что команда, выполняющая задание ЛЕПЕСТОК, не произносит не звука, потому, что не озвучивает (и это я считаю правильно, свои желания нельзя заставлять проговаривать).Как вариант, можно предложить озвучить от команды пожелание для какого-либо персонажа произведения ( здесь проявится умение договариваться и составлять резюме). И еще одно предложение по заданию ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ:предложить изобразить черту характера, это поможет установить открытое и ответственное взаимообогащение, так как тренировка выражения эмоций разными способами развивает произвольность эмоциональной регуляции.Благодарю, Вас, за интересную разработку!
Наталия Валерьевна Юданова # 22 августа 2017 в 12:33 +1
Добрый день, Елена Владимировна! На самом деле после выполнения задания ЛЕПЕСТОК желающие (а это все члены группы) захотели своё желание озвучить. И сделали это с превеликим удовольствием! Ваш вариант мне понравился. А на выполнение задания ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ команда затратила больше всего времени. Но на развитие произвольности эмоциональной регуляции, уверена, есть смысл обратить внимание. Спасибо Вам за столь серьёзный интерес к моей работе.
Иванова Наталья Николаевна # 22 августа 2017 в 09:24 0
Наталья Валерьевна! Спасибо Вам за эту разработку. В одном уроке Вы смогли разместить все самые современные виды упражнений на развитие критического мышления. Для меня Ваша разработка стала находкой. На таком уроке никто из детей не захочет отсиживаться в стороне. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Наталия Валерьевна Юданова # 22 августа 2017 в 12:36 +1
Это правда. Детям групповая форма работы очень нравится, тем более никто не остаётся в стороне. Спасибо за ваш комментарий.