Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду для развития творческих способностей дошкольников
Свое выступление я хочу начать со слов
Василия Александровича Сухомлинского
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем, умнее ребенок».
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для решения этой задачи - изобразительная деятельность детей в детском саду. Ещё Аристотель отмечал, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.
Что можем сделать мы, воспитатели, чтобы рисование явилось источником хорошего настроения ребенка, приносило детям только положительные эмоции?
Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение.
Я считаю, что не следует
навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло
непосредственности детского восприятия.
Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Когда я пришла работать в детский сад, наш педагог дополнительного образования провела для воспитателей мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Меня очень вдохновила идея с использованием этих приемов, и я решила попробовать использовать их своей работе.
Когда спросила своих коллег, что они понимают под значением слова
нетрадиционно? Они ответили, что
нетрадиционно – значит, не основываясь на традиции, не по заведенному обычаю, нестандартно, оригинально, неповторимо, по-своему, на новый лад. То есть можно рисовать не только кисточкой, карандашами, фломастерами или мелками на асфальте. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей больше, потому что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Лыковой И.А. «Развитие ребенка в изобразительной деятельности» я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
• развивать у детей интерес к изобразительной деятельности;
• научить создавать свой неповторимый образ в рисунках;
• развивать воображение и творческие способности детей;
• побуждать ребенка экспериментировать;
• развивать мелкую моторику рук;
• получать эстетическое удовольствие от работы.
Для каждого возраста я придерживаюсь разных приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. В начале учебного года составляю план работы в своей возрастной группе. Перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование начинаю с чтения, рассматривания, наблюдения явления или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования, обязательно провожу физминутки, анализирую в конце занятия работы детей.
Хочу познакомить вас с некоторыми техниками, которые я применяю в своей работе. С детьми младшего дошкольного возраста использовала интересные и доступные техники рисования, такие как:
•
Рисование пальчиками
Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Работу начинали с одного цвета, далее использовали 2-3 цвета.
•
Рисование ладошкой
Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки. Затем делает отпечаток ладошкой на бумаге. Дополняют свой отпечаток какими-то элементами, и рисунок готов. А как любят малыши окрашивать ладошку друг другу! Столько радости, удовольствия появляется на лице у обоих.
•
Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки. В этом нам помогают родители: делают печатки из картофеля, моркови.
• Одной из разновидностей печаток является
тампонирование.
Для этого увлекательного занятия мы используем поролоновые тампоны разных размеров на палочках. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску и рисуют мягким прикосновением к бумаге.
Детей среднего дошкольного возраста начинаю знакомить с более сложными техниками:
•
Тычок жесткой полусухой кистью.
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее.
• Очень необычным получается
оттиск листьями.
Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске, сушим их. Затем листья покрываем краской, окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.
• Нравится детям техника рисования
мятой бумагой.
Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется и мятая бумага.
• С удовольствием ребята освоили технику рисования
«Монотипия».
Складываем лист бумаги пополам и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. На второй половине листа отображается часть рисунка. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы.
• Рисование
точками (точечный рисунок) относится к необычным, в данном случае, приемам.
Ватную палочку окунаем в густую краску, ставим его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинаем изображать точками. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
•
Отпечатки пробками увлекают детей своей простотой и быстротой. Используем пробки разного размера и материала. Краску наливаем в штемпельную подушку, пробку опускаем в краску и наносим отпечаток на бумагу, получился кружок, а дальше ребенок начинает фантазировать и придумывать, что из этого кружка может получиться.
• Использую в своей работе технику
восковые мелки + акварель
Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Рисунок закрашивает мелками нужного цвета, затем тонируют лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
• В средней группе попробовала использовать
ниткографию.
Вначале сделала экран. Делается он очень просто: на картон я наклеила бархатную бумагу. Подобрала набор шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. Дети прикрепляют их легкими движениями указательного пальца.
• Прием
"Кляксографии" кажется детям очень смешным.
В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Можно с помощью коктельной трубочки раздуть капли в разные стороны. Фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.
Важным условием успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми. В своей работе применяю
следующие методы:
1.
Словесные методы: объяснение, беседа, указание, напоминание, поощрение, анализ, проблемные вопросы и ситуации.
Хотелось бы на примере показать, как мы с детьми решили проблемную ситуацию. При инсценировании потешки нам необходима была корзинка с ягодами для лисички. Я спросила детей: « Как же нам быть, ведь у нас нет корзинки с ягодами, с чем же лиса пойдет к Ване?» Дети предлагали взять плетеную корзинку. «Но ведь у нас в ней нет ягод.» «А может нам нарисовать корзинку с ягодами» - предложила Вика. Используя технику рисования пальчиками, мы нарисовали несколько корзинок с ягодами. Вырезали, приклеили на картон. Таким образом, была решена проблемная ситуация.
2.
Наглядные методы: наблюдение (натуральных объектов в реальных условиях и в групповых условиях), иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плакаты), видеометод.
3.
Практические методы: упражнения, синхронное рисование, показ воспитателем новой техники рисования, прием пассивных движений с неуверенными детьми, экспериментирование с художественным материалом и техниками (смешивание красок, сочетание в рисунке разных техник, использование новых материалов).
Я считаю важным активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть
творческие игры.
"На что похожи наши ладошки?" "Три краски", "Волшебная ниточка", "О чем рассказала музыка?" "Сказочное животное (растение)", "Рисование по кругу", "Неоконченный рисунок", "Отгадай, что я задумал".
Для развития творчества в группе создана соответствующая предметно-развивающая среда. Уютно оформлен уголок
«Творческая мастерская», где находятся дымковские и филимоновские игрушки, бумага разного цвета и размера, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель), разного вида кисти - тонкие и толстые, мягкие и жесткие, экраны с бархатной бумагой, различного цвета нитки, пробки, клей, печатки и шаблоны, ватные палочки, непроливашки, салфетки, палитры.
В уголке для рисования хранятся также репродукции картин художников, предметные и сюжетные картинки, открытки, иллюстрации к сказкам, рассказам. Создана отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник. В группе имеется дивидиплеер для прослушивания музыки, мольберт, который ребенок может передвинуть в любое место, использую ноутбук для просмотра презентаций. Новый изобразительный материал ввожу постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане довожу до сведения родителей. Регулярно оформляю выставки детских работ, коллективных работ на стенде
«Полянка творчества» в приемной комнате».
Заранее на родительском собрании мы обсудили вопрос о нежелательности сравнивать работу своего ребенка с работами других детей. Ведь каждый ребенок хочет получить от самого любимого и близкого человека похвалу, восхищение, это для него очень важно, А такие высказывания как: «Смотри какой я у Саши красивый котенок, а у тебя он кривой, ротик размазанный, глаза огромные» не доставят детям ни радости, ни удовольствия, и навряд ли рисование может стать одним из любимых занятий ребенка. Или наоборот, мама хвалит своего ребенка за замечательный рисунок, и тут же говорит, что мальчик Максим, как всегда размазал краску, нарисовал неаккуратно. Ребенок начинает осознавать, что у него у одного лучше всех, а других детей все плохо. Нужно помнить о том, что даже совсем крошки способны понять, по-своему оценить прекрасное и думают, что они создали собственное произведение искусства.
Наши родители помогают нам в оснащении предметно-развивающей среды: это сбор материалов для нетрадиционных техник рисования – листочки, трубочки, ватные палочки, нитки разной толщины, изготавливают печатки из овощей, приносят разные по форме пробки, мастерят дымковские игрушки. Им пришлось вспомнить свои таланты при реализации проекта «Друзья Мойдодыра». Какое творчество и фантазию проявили наши мамочки, чтобы «Сказочно модные зубные феи» появились в нашей группе?
Дети с удовольствием и интересом представляли рисунки к своей любимой книжке, нарисованные мамами и папами при работе над проектом «Читаем всей семьей».
А какие необычные, интересные и непохожие друг на друга получились книжки – малышки. Это результат творческой работы всей семьи: детей, мам, пап даже бабушки не остались в стороне и тоже принимали участие в их создании.
Когда работаешь с детьми над развитием творческих способностей в рисовании, конечно же, нужно помнить о том, что все, что окружает ребенка в группе должно быть эстетически красиво оформлено. В приемной комнате наших детей и родителей встречает веселая зеленая гусеница, добрый и ласковый дельфинчик со своей подружкой – красной рыбкой, домик здоровья «Нехворайка».
В дальнейшем планирую продолжить работу над нетрадиционными техниками рисования. Так как на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Я убеждена, что нельзя останавливаться на достигнутых результатах, ведь только творческий педагог может сформировать творческую личность
В своей работе я пользуюсь, и буду продолжать пользоваться простым правилом –
бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Нетрадиционная техника рисования пуантилизм
Урок рисования в средней группе детского сада
Рисование свечой в детском саду
Рисование на наждачной бумаге
Похожие статьи:
Занятие по ИЗО в старшей группе
Монотипия в детском саду
Нетрадиционные техники рисования в ДОУ
Нетрадиционная техника рисование в детском саду. Паспарту
Рисование воском в детском саду