Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактический материал по развитию и коррекции письменной речи. Карточки для индивидуальной работы

Дидактический материал по развитию и коррекции письменной речи. Карточки для индивидуальной работы
Логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе направлены на эффективное решение проблемы коррекции речевых нарушений у школьников с интеллектуальной недостаточностью и проводятся с первого по седьмой классы.
Программа коррекции нарушения письма состоит из следующих разделов: «Развитие общеречевых навыков», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Их содержание соотносится с программным материалом по письму и развитию речи в зависимости от года обучения.
Согласные твердые и мягкие, обозначение мягкости согласных гласными второго ряда изучаются учащимися с 1 по 7 классы в разделе «Звуки и буквы».
При разработке карточек были реализованы следующие принципы:
- принцип системного подхода к коррекции письменной речи;
- принцип развивающего и дифференцированного обучения;
- принцип доступности обучения;
- принцип индивидуализации обучения;
- принцип игровой стратегии обучения и введения ребенка в игровую ситуацию.
Данные карточки позволяют повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, создают условия развития положительной мотивации ребенка к логопедическим занятиям. Они могут быть использованы учителями-логопедами массовых и коррекционных школ, учителями начальной школы и русского языка коррекционных школ и учителями начальной школы общеобразовательных школ для индивидуальной работы во время уроков русского языка, дополнительных занятий, внеурочной деятельности (олимпиады и викторины по русскому языку).

Карточки для индивидуальной работы
«Смягчение согласных гласными второго ряда. Дифференциация гласных: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е»
Согласные твердые и мягкие, обозначение мягкости согласных гласными второго ряда изучаются учащимися с 1 по 7 классы в разделе «Звуки и буквы».
Целью занятий является:
дифференциация на слух и в произношении твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласных гласными второго ряда.
Использование карточек для индивидуальной работы «Смягчение согласных гласными второго ряда. Дифференциация гласных: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е» направлено на реализацию данной цели и решение следующих задач:
- развитие фонематического слуха;
- развитие навыка звукового анализа;
- развитие грамматического строя речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
- воспитание интереса к занятиям.

В карточки включены задания по следующим направлениям:
- фонетические;
- орфографические.
Материал по работе с твердыми и мягкими согласными, обозначение мягких согласных гласными второго ряда расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения:
- формирование фонематического анализа (задания на отработку звуковой структуры слова);
- дописывание недостающих букв.
В карточках представлен материал на дифференциацию согласных твердых и мягких, дифференциацию гласных букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.
Параллельно закрепляются обобщающие понятия, понятие единственного и множественного числа, многозначные слова.
Слова в карточках иллюстрируются предметными картинками-раскрасками, которые после успешного выполнения задания ребёнок может раскрасить цветными карандашами (развивается мелкая моторика, воспитывается интерес к занятиям).
Выполняя задания по карточкам, учащиеся упражняются в согласовании слов в предложении, развитии связной речи.
Работа с карточками предполагает проведение предварительной или параллельной работы по обогащению словаря учащихся.
К карточкам прилагается словарь. В словаре дается краткое толкование значений отдельных слов, которые иллюстрируется цветными картинками. Таким образом, решается задача по расширению, уточнению, закреплению и активизации словарного запаса детей.

Карточки № 1. «Найди схему слова»
Ребенку необходимо соединить линией предметную картинку со схемой слова. В карточках представлены задания двух уровней.
1 уровень.
Ученику предлагается слово, предметная картинка иллюстрирующая слово и две схемы. Необходимо произвести фонематический анализ слова и выбрать нужную схему.
2 уровень.
Ребенку предлагаются 3 слова, предметные картинки, их иллюстрирующие и две схемы. Необходимо произвести фонематический анализ слов и выбрать нужную схему.
Параллельно закрепляются обобщающие понятия (продукты, игрушки), многозначные слова (шар, лук, ключ, лист). Можно предложить ребенку составить предложение с одним из данных слов (работа над построением предложения, развитием связной речи).

Карточки №2. «Буква потерялась»
Ребёнку необходимо соотнести предметную картинку с буквой. Для этого необходимо произвести анализ слова, называющего картинку и определить в котором из них есть заданная буква.
Параллельно закрепляются обобщающие понятия: дикие животные, одежда, деревья; единственное и множественное число имен существительных. Дети знакомятся с понятием «бахчевая культура» (дыня, тыква).

Карточки №3. «Найди лишний предмет»
Ребенку необходимо не раскрашивать лишний предмет. Для этого ему нужно произвести анализ слов и определить наличие или отсутствие в нем твердых и мягких согласных, гласных букв второго ряда; определить общую гласную букву второго ряда в двух словах, третье слово будет лишнее.

Карточки №4. «Слова потерялись»
Ребёнку необходимо соотнести картинку со словами, отличающимися одной буквой (А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е).

Карточки № 5. «Вставь нужную букву или слово»
В карточках представлены задания двух уровней.
1 уровень.
Ребёнку необходимо из двух предложенных гласных букв выбрать нужную и вписать ее в слово. Каждое слово иллюстрируется картинкой- раскраской.
2 уровень.
Даны два задания. В первом задании необходимо из двух предложенных гласных букв выбрать нужную и вписать ее в слово. Во втором задании, опираясь на картинку, подобрать нужное слово и вставить его в предложение.

Словарь.
В словаре представлены слова, которые могут вызвать затруднение у детей с интеллектуальной недостаточностью (бахчевые культуры, Дэв, мера, мэр, рэп, серна, тэк, ТЭС, ТЭЦ, тюк), но они могут встречаться, например, в телепередачах про животных, восточных сказках, новостных выпусках, уроках математики, повседневной жизни.
Скачать Дидактический материал по развитию и коррекции письменной речи. Карточки для индивидуальной работы


Рекомендуем посмотреть:

Материал для речевого развития дошкольников Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию дошкольников Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет Речевые игры для детей 5 - 9 лет

Похожие статьи:

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС | Методическое пособие по теме «Предлоги» для школьников 1-7 класса
Опубликовано: 2044 дня назад (18 апреля 2019)
Просмотров: 5052
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!