Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе
У детей с системным нарушением речи часто наблюдается нарушение письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография), недоразвитие устной речи, несформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи, нарушение оптико-пространственной организации деятельности письма.
Без специально организованной, систематической помощи специалистов эти нарушения не могут быть скомпенсированы. Коррекционно-развивающую программа должна иметь комплексный подход и включать в себя различные виды коррекционно-развивающей педагогической деятельности по устранению недостатков устной и письменной речи.
Основная цель коррекционной логопедической работы – коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция дислексий, дисграфий, дизорфографий и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по всем предметам.
Задачи.
Образовательные:
- развитие восприятия метрического анализа и синтеза;
- развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
- формирование способности к анализу и принятию автономного решения;
- формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;
- формирование оптико-конструктивной деятельности.
Коррекционно-развивающие:
- развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;
- развитие зрительной памяти;
- развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;
- расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;
- развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;
- развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;
- развитие избирательности слухоречевой памяти;
- развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).
Здоровьесберегающие:
- подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.
- чередование статических и динамических игр и упражнений.
Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода, а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.
Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
1) Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса.
2) Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма.
3) Принцип учета поэтапности формирования речевых умений.
4) Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
5) Принцип деятельностного подхода.
6) Принцип дифференцированного подхода.
7)Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
8) Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций. Кроме того, в коррекционной работе по преодолению нарушений письменной речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и другие.
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.
Основные методы:
• специфические (двигательно-кинестетический, слухо-зрительный - кинестетический);
• дидактические:
- наглядные;
- словесные методы с опорой на наглядность;
- словесные методы без опоры на наглядность;
- практические методы, которые должны носить игровой характер.
Коррекционный курс состоит несколько блоков
Диагностический блок. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. В течение учебного года проводится три диагностики: первичная диагностика (по результатам обследования планируется дальнейшая коррекционная работа), промежуточная диагностика (проводится по окончании первой половины курса коррекции) и итоговая диагностика (по итогам обследования состояния письменной и устной речи даются рекомендации школьнику и родителям, решается вопрос о целесообразности дальнейшей коррекционной работы).
Подготовительный блок. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками, органами артикуляции, звукообразованием.
Коррекционный блок. Коррекционный блок включает в себя несколько разделов..
I раздел. Коррекционная работа на фонетическом уровне.
Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
-развитие звукового анализа слов (от простых форм – к сложным);
-развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем имеющих сходные характеристики.
Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов ( л-м, п-т, и-ш, ц-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч, г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ). При этом главная задача логопеда – научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы.
Кроме того, ведётся работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционные сходства, и в первую очередь эта дифференциация гласных I и II ряда.
Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь логопед даёт понятия о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и различие.
II раздел. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне.
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов,
Работа не лексическом уровне включает следующие направления:
-количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов , относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования);
-уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;
-качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
-очищение словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.
На лексическом уровене проводится работа по уточнению и расширению словарного запаса учащегося. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов. Проводится знакомство с понятием «родственное слово». Отрабатывается умение подбирать родственные слова. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.
На этом уровне проводится знакомство с морфемным составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; сложные слова. Ученики обучаются образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, сложении двух корней.
Уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).
III раздел. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.
Логопедическая работа на синтаксическом уровне включает в себя следующие направления:
-преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений;
-обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.
На данном уровне проводится работа по знакомству учеников со словами-предметами, обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. Знакомство с падежными формами имён существительных.
Знакомство со словами-признаками. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования имён-прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.
Знакомство со словами-действиями. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования глаголов с существительными в числе, роде.
Проводится коррекционная работа и на уровне предложений. Ученики учатся соотносить предложения с графической схемой. Проводится работа по построению предложений различного типа. Установление в сложных предложений причинно-следственной связи. Проводится дифференциация понятий: словосочетание-предложение-текст. Ведётся работа с деформированными предложениями, текстами.
При работе над предложением необходимо:
-учить выделять предложения из сплошного текста;
-учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
-формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.
В процессе планирования учебных занятий необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности, уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого блока программы сугубо индивидуально. Тематическое планирование и количество часов может варьироваться в зависимости от возраста детей, структуры дефекта и степени его выраженности. Для установления количества коррекционных часов на одного ребенка, из таблицы «Тематическое планирование логопедических занятий» выбираются темы занятий, необходимых для коррекции тех или иных нарушений в каждом конкретном случае.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическая работа по развитию памяти школьников
Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ
Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ
Развитие познавательного интереса младших школьников с ОВЗ при помощи ИКТ