Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методическое пособие по теме «Предлоги» для школьников 1-7 класса

Методическое пособие по теме «Предлоги», 1-7 классы
Язык не может обойтись без предлогов. Предлоги влияют на значение слова, с которым употребляется. Поэтому важно знать предлоги и правильно употреблять их в речи.
У детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения. Предлоги детьми или пропускаются, или заменяются другими предлогами. В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги из-за, из-под.
Цель данного методического пособия: систематизировать и обобщить имеющийся опыт работы над темой «Предлоги» в 1-7 классах специальной (коррекционной) школы.
Задачи:
- дать представление о методике выявления понимания значения предлогов, правильности употребления предлогов в экспрессивной речи у обучающихся;
- описать место темы «Предлоги» в календарно-тематическом планировании 1 – 7 классов специальной (коррекционной) школы;
- рассказать об употреблении предлогов с падежными формами, значении предлогов;
- познакомить с дидактическими играми, используемыми на занятиях в 1- 7 классах при изучении темы «Предлоги».
В процессе логопедической работы по формированию навыка правильного использования предлогов в падежных конструкциях учитываются следующие принципы:
- принцип комплексности;
- принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы;
- принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому);
- принцип постепенного усложнения заданий речевого материала;
- принцип системности;
- принцип учета симптоматики и степени выраженности дефекта.
У детей с ОВЗ преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать практический, наглядный и словесный методы обучения. Необходимо обязательное закрепление пройденного материала на уроках, режимных моментах, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда, учителей и воспитателей школы -интерната.
Выявление понимания значения предлогов, правильности употребления предлогов в экспрессивной речи происходит во время обследования обучающихся. Все данные фиксируются в речевой карте ребенка и журнале обследования.
Можно проводить обследование в форме игры. Ребенку предлагается, например, посадить в кресло Нюшу, или спрятать под, (в) коробку волшебный ключик и т. д. Для этого используются мягкие игрушки, импровизированные декорации: волшебная коробка; дерево и куст сделанные из картона, которые можно поставить на поверхность стола; макет дома; вязанные объемные цветы, грибы.

Детям предлагается ответить на вопросы, с опорой на сюжетные картинки.
-В: Куда идут девочки?
-Из: Откуда выйдут девочки?
-На: Где лежит книжка?
-С: Откуда прилетели птицы?
-За: Куда прячутся ребята?
-Из-за: Откуда выбегают ребята?
-Под: Где сидит ёжик?
-Из-под? Откуда выполз еж?
-Над: Где висит люстра?
-Между: Где находится собака?

Тема «Предлоги» в календарно-тематическом планировании, составленном на основе авторской программы Шевченко Л.Е. «Планирование работы учителя-логопеда специальной (коррекционной) школы» - Армавир: АФГОУ ККИДППО, 2011г., занимает свое место. Шевченко Л. Е. выделяет следующие задачи занятий на данную тему:
- учить воспринимать предлоги, как отдельное слово;
- правильно употреблять предлоги в речи и писать отдельно от слова, к которому они относятся;
- упражнять в правильном выборе слова существительного после предлога.
На изучение этой темы во 2 классе отводится 5 часов.
Предлог «в».
Предлог «из».
Предлог «на».
Предлог «у».
Предлог «с».
В 3 классе – 12 часов. На каждую тему отводится по 2 часа.
Дифференциация предлогов «в», «из».
Дифференциация предлогов «на», «у».
Предлог «с (со)».
Дифференциация предлогов «к», «от».
Дифференциация предлогов «под», «над».
Предлог «о(об )»
В 4 классе- 9 часов.
Предлоги «на», «у», «с(со»), «к», «от», «под», «над», «о(об)». – 2 часа.
Предлог «до».
Предлог «без».
Дифференциация предлогов «над», «под».
Предлог «около».
Предлог «перед».
Дифференциация предлогов.
В 5 классе- 3 часа.
Предлоги и приставки.
В 6, 7 классах – 2 часа.
Предлоги и приставки.
Подытоживая, заметим, что занятия направлены на изучение и дифференциацию предлогов: в, из, на, с (со), у, около, о(об), под, над, от, к, до, без, перед.
В своей работе этот печень предлогов, предлагаемых Шевченко Л.Е. в «Планирование работы учителя-логопеда специальной (коррекционной) школы», я расширила и ввела следующие предлоги: между, за, из-за, из-под. Изменила и темы изучения предлогов в 3, 4, 5 классах.
Скачать Методическое пособие по теме «Предлоги»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающего факультативного занятия в 6 классе «Одуванчик - солнечный цветок Занятие в начальных классах коррекционной школы на тему: Дом, квартира Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья Конспект для детей с ОВЗ по предмету «История и культура родного края»

Похожие статьи:

Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация

Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами

Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида

Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида

Дидактический материал по развитию и коррекции письменной речи. Карточки для индивидуальной работы | Технологическая карта логопедического занятия на тему «Электроприборы», 1 класс
Опубликовано: 2028 дней назад (18 апреля 2019)
Просмотров: 2372
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Елена Борисовна Жданова # 19 апреля 2019 в 06:40 0
Интересное методическое пособие, главное - полезное для тех, кто работает в специальных школах. Нам всегда не хватает качественных методических материалов, поэтому ваша публикация будет кстати, тем более, что материал разнообразный, использовать можно и на рабочих уроках и в формате открытого занятия.