Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Занятие в начальных классах коррекционной школы на тему: Дом, квартира

Конспект занятия: Дом, квартира
Автор: Еремеева Инна Владимировна, учитель начальных классов, Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Отрадный.

Описание работы: Материалы разработки будут полезны для проведения уроков развития устной речи (окружающий мир) в начальных классах, а так же могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений и родителями в целях обогащения представления детей дошкольного и младшего школьного возраста об окружающей действительности. Разработка содержим материалы познавательного и развивающего характера, позволяющие детям не только черпать информации, но и играть, что немало важно для ребят указанного возраста, развивать связную речь, обогащать словарный запас. Конспект содержит разнообразные виды детских работ: отгадывание загадок, пение, сопоставление, классификацию картинок и многое другое.

Цели:
1. Обогащать и расширять представления об окружающем мире.
2. Развивать познавательный интерес.
3. Обогащать словарь предметов и признаков. Развивать фразовую речь.
4. Воспитывать доброту, порядочность.

Оборудование: Мультимедийная презентация, минусовка с песней Л. Лещенко «Родительский дом», жетоны в виде частей дома, коробочки, тесты для детей «Соедини стрелками», карточки к игре «Виды домов», карточки для индивидуальной работы «Части дома», иллюстрации различных домов в мире: пещеры, вигвам, иглу, юрта, яранга, бамбуковая хижина.
Ход занятия
1. Организационный момент
Проверка готовности к проведению занятия.
– Здравствуйте, ребята!

2. Сообщение темы
– Ответьте на мой вопрос, и вы узнаете, о чем сегодня на занятии пойдет речь?
Медведь живёт в берлоге,
Лиса, барсук – в норе,
Бобёр построил хатку,
А белка живёт в дупле,
Крот под землёй ютится –
Там он с семьёю всей.
А где живём мы с вами,
Кто скажет мне скорей?

– Правильно, мы с вами живем в домах (квартирах).
– Тема нашего занятия: «Дом, квартира».
– Сегодня мы поговорим о домах, в которых мы живем, о том, какие разные они бывают.
- Сегодня на занятии работать вы будете за жетоны. Но жетоны эти необычные – это части от аппликации домика. После нашего занятия вы сможете из этих частей составить дом своей мечты, в котором вы бы хотели жить. Мы составим выставку наших работ в коридоре, где все дети и взрослые нашей школы смогут полюбоваться на ваши работы. Поэтому сегодня на занятии вы должны работать как можно лучше, чем больше деталей вы соберете, тем красивее будет ваш домик. Посмотрите, какой домик получился у меня.

3. Учебный полилог.
А) – Дома бывают разные и называют их по-разному. Ребята, посмотрите внимательно на картинки домов и скажите, какие бывают дома. (Деревянные, кирпичные, панельные).
– Как вы понимаете эти названия? (Деревянные дома – это дома построенные из дерева, кирпичные – из кирпича, панельные – из блоков).
– Сегодня панельные дома возводят довольно быстро из готовых железобетонных частей — блоков. Кирпичные дома по-прежнему считаются наиболее надежными. Их стены толще, чем у панельных, поэтому они лучше сохраняют тепло.

Практическая работа детей.
– У вас на парте лежат картинки с изображением различных домов и листочек с надписями: деревянный дом, кирпичный дом и панельный дом. Вы должны рассмотреть эти картинки и наложить картинку к соответствующей ей надписи.
Проверка.
Раздаю жетоны детям, справившимся с заданием.

- А из какого материала построен ваш родительский дом?
- Ребята, дом, который вы любите и будите помнить всегда, дом, в которым вы родились, где выросли – это родительский дом. Даже песня есть про родительский дом, давайте мы исполним куплет из этой песни (дети встают и исполняют отрывок из песни)

Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас встретит с любовью и нежностью
Наша пристань - родительский дом.

Родительский дом, начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.

- Но еще всегда нужно помнить тот дом, в котором ты учился и вырос. А это наш дом-школа. Взрослые в нашем доме заботятся о вас: учат, организую ваш досуг, устраивают всевозможные праздники, карнавалы; обустраивают классы, спальни, игровые комнаты. Поэтому мы все должны беречь свой дом, с любовью относиться к нему.
- Ребята, а из какого материала построен наш дом? (из кирпича).

Б) – А какие бывают еще дома? Посмотрите внимательно на эти дома, на их высоту. Как можно назвать эти дома?
- Дома бывают: одноэтажные и многоэтажные.
- Многоэтажным называют дом, который состоит из 2 и более этажей.

Практическая работа детей.
- Наложите картинки с изображением домов на лист с надписями: одноэтажный дом и многоэтажный дом.
Раздаю жетоны детям, справившимся с заданием.
- А наш дом-школа скольки этажный?

4. Рассказ учителя и детей «Этот удивительный мир».
- В очень далекие времена, дом, прежде всего, должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей. И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево — из дерева. Были камни — из камней. Ребята нашего класса приготовили небольшие сообщения о домах разных народов мира

Дома-пещеры. Некоторые старые дома этого селения в Каппадокии (Турция) просто выдолблены в скалах и напоминают своим видом муравейник.

Каменные дома в Африке. Необычные каменные дома круглой формы строят жители африканского государства Лесото. Дома покрыты соломенной крышей. Такой дом хорошо сохраняет прохладу, в нем можно спрятаться от жаркого африканского солнца.

Хижины из бамбука и тростника. В Таиланде тепло, свои легкие хижины местные жители и сегодня строят из бамбука и тростника.

Юрта. А если вокруг — песчаная азиатская пустыня? Многие живущие там народы — например, казахи, киргизы, — с древних времен передвигались вместе со своими стадами с одного пастбища на другое, не имея постоянного места жительства. И сейчас кочующие скотоводы дома свои по старинке возят с собой, как туристы — свои палатки. Такая палатка называется «юрта», и она круглая. Расставят кочевники длинные палки-жерди, свяжут их между собой на манер клетки, покроют со всех сторон войлоком (очень плотный шерстяной материал, из него еще делают валенки) — и дом готов всего за несколько часов.

Яранга. На далеком Севере, где деревья если и есть, то очень маленькие (они так и называются — карликовые) строить тоже особенно не из чего. Но без дома нельзя — ведь там страшные морозы! Жилище северян — чукчей — называется «яранга». Она похожа на юрту, но островерхая, стены там – из оленьих шкур. Это жилище в случае переезда можно было легко разобрать, перевезти, а потом собрать заново.

Вигвам. На ярангу похож индейский вигвам, и неудивительно — у этих народов когда-то очень давно были общие предки. Индейские дома — вигвамы— строились в форме купола из тонких стволов деревьев и покрывались сверху ветками, корой, шкурами или разноцветными ткаными ковриками (циновками).

Иглу — дом из снега. А канадские эскимосы строят из того, что само падает с неба! Иглу — их снежный дом, он защищает от ветра и непогоды, а изнутри для тепла выстилают звериными шкурами. Вот, наверное, какие мастера строили дворец Снежной Королеве!

- Человечество на протяжении веков стремится создать себе покой и уют. И продолжает придумывать все новые удобства. Кто знает, как будет выглядеть дом человека через сто-двести лет? Возможно, ваши дети будут жить в таких необычных для нас домах…

5. Игра «Построим дом».
- Назовите, части дома (на картинках).

6. Практическая работа.
- Ребята, сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете, из каких частей состоит дом. У вас на столах лежат листочки с домами, вы должны внимательно слушать мою загадку, найти отгадку на картинке и подписать ее.
Стоит свеча из кирпича.
Всех выше, рот разинула,
А дымом дышит.
(Труба)
Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь – я рада стуку.
Но одного я не прощу –
Коль не подашь мне руку.
(Дверь)
Дом как дом,
Сто карманов на нем,
В каждом кармане
Грядки с цветами.
(Балкон)
Поля стеклянные,
Межи деревянные.
(Окно)

- Остальные части запишите сами.
Раздаю жетоны детям, справившимся с заданием.

7. Игра «Противоположное слово»
- Назовите противоположное слово данному:
Старый –
Высокий –
Одноэтажный –
Тесный –
Чистый –
Уютный –
Маленький –

8. Описание дома.
- Опишите наш дом-школу. Пользуясь данными словами, но можно использовать и свои слова.
(Наш дом просторный, трехэтажный, чистый, уютный, светлый, высокий…)
- Посмотрите, какой у нас хороший дом. Чтобы он оставался таким, его нужно беречь, заботиться о нем…

Физминутка
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Юли,
Этот дом — для Нины,
Этот — для Егорки,
Этот — для Дениски,
Этот дом – для Леши,
Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Илюши.
Все соседи, все друзья.
Жить без дружбы нам нельзя.

9. Части дома.
- Ребята, а внутри дома тоже есть части – разные комнаты, которые называются по-разному. Некоторые ребята приготовили для вас загадки о комнатах, попробуйте отгадать их.

Эта комната встречает
Всех кто к нам приходит в дом. (Прихожая)

В этой комнате вся вместе
Собирается семья,
Иногда повеселиться,
Иногда и поиграть,
Посмотреть всем телевизор
Или книжки почитать. (Общая комната)

Сладкий сон –
Мне снится ночью
В этой комнате всегда.
А под утро
Лучик солнца
Меня будет иногда. (Спальня)

В этой комнате бывает
Чаще мама наша,
Иногда здесь убегает
Из кастрюли каша. (Кухня)


Чистим зубы, моем руки,
Вечером купаемся.
Каждым утром мы без скуки,
Просто умываемся. (Ванная комната)

- А в наше доме, тоже есть разные комнаты, назовите их по подсказкам-картинкам.

10. Тест.
- У каждой комнаты свое предназначение, а сейчас проверю, как вы знаете назначение комнат. Выполните тест. Перед вами лист, на котором в первом столбике записаны названия комнат нашего дома, а во втором столбике – основное действие, которое производится в этой комнате. Соедините стрелками комнату с ее назначением.

Раздаю жетоны детям, справившимся с заданием.
11. Пословицы.
- Ребята, а от чего зависит красота, чистота в доме? (От заботливого хозяина. Не даром говорят: всякий дом хозяином держится.
- А какие пословицы о доме вы знаете?
Без хозяина дом - сирота.
Порядок в доме есть - хозяину честь.
Дом невелик, да лежать не велит.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
Мой дом - моя крепость.
В гостях хорошо, а дома лучше.
- Чистота и красота нашего дома зависит от нас с вами.

12. Итог занятия.
- Дети, за время работы на занятии вы получали жетоны в виде элементов аппликации «Дом, квартира», на занятии по труду вы сможете из этих элементов составить общую композицию.
- Ребята, дом, в котором мы живет – это наша малая родина, а еще есть наша большая родина – Россия – это тоже наш дом. А самый большой наш дом – это наша планета Земля. Даже есть такое четверостишье:
Дом, хоть в десять этажей,
Это - малый дом.
А земля - большой.
На ней мы с тобой живём!
- Спасибо за занятие!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающего факультативного занятия в 6 классе «Одуванчик - солнечный цветок Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья Конспект занятия для учащихся 12-14 лет, обучающихся в коррекционных школах 2 вида по теме: Чайные т Конспект для детей с ОВЗ по предмету «История и культура родного края»

Похожие статьи:

Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация

Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами

Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида

Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 3808 дней назад (15 ноября 2013)
Просмотров: 16154
+2
Голосов: 2
Светлана Викторовна Тарасенкова # 2 ноября 2015 в 16:04 0
Огромнейшее спасибо за интересный материал! Уже порекомендовала его своим коллегам. Сама буду использовать частично в своей работе. Главное, что Вы дали базу. Всего самого светлого и доброго!
Анна Александровна Винникова # 10 марта 2016 в 19:16 0
Я в коррекционной школе 6 лет работала, очень немного материала для нас. Вы - большая молодец, что делитесь своим опытом в обучении особых деток. Успехов!