Тема урока «Главные площади города Рязани».
Автор: Игнатьева Светлана Валерьевна, ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат «Вера» г. Рязани», олигофренопедагог.
Описание материала: Конспект урока разработан в рамках образовательного предмета «История и культура родного края» и рассчитан на обучающихся 10 класса (16 – 20 лет) с особыми возможностями здоровья (умеренная умственная отсталость). Данный материал может быть полезен учителям истории, родителям детей, имеющих выраженные нарушения интеллекта.
Цель: Закрепление знаний о главных площадях города Рязани.
Вид урока: закрепление
Задачи:
образовательные:
1. Закрепление знаний о городе Рязани (местоположение, герб);
2. Закрепление знаний о главных площадях Рязани: площади Победы, площади Ленина, площади Театральной, площади Соборной (название, исторические объекты, назначение);
коррекционные:
1. Коррекция мышления через Д/и «Найди лишний объект», «Чего не хватает», «Дополни предложение»
2. Коррекция речи через проговаривание полных ответов на вопросы, составления рассказа.
3. Коррекция двигательной сферы через физкультминутки, предметно-практическую деятельность.
воспитательные:
1. Воспитание интереса к предмету «История и культура родного края».
2. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в команде
3. Воспитание уважительного отношения к городу Рязани.
Демонстрационный материал: волшебный цветок (на лепестках написаны правила работы на уроке), альбом «Рязань – мой город», иллюстративный материал: площади города Рязани.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Сейчас у Вас урок «История и культура родного края». Прежде чем его начать, предлагаю вспомнить правила поведения на уроке.
1. Внимательно слушать учителя.
2. Не разговаривать на уроке.
3. При ответе поднимать руку.
4. Соблюдать порядок на рабочем месте.
5. Использовать предметы с учетом правил безопасной работы.
6. Хорошее настроение.
- При соблюдении этих правил наш урок пройдет в атмосфере плодотворной работы.
2. Просмотр клипа про Рязань.
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть клип, после чего приготовьтесь ответить на вопрос: «О каком городе идет речь в клипе?»
Просмотр клипа.
- О каком городе снят этот клип? (О Рязани).
- Что это? (Это карта Рязанской области)
- Покажите на карте город Рязань.
- Сколько городу лет? (918 лет)
- Покажите герб города Рязань.
3. Деление класса на команды.
- Сегодня мы проведем урок в виде викторины. Для этого я разделю вас на группы. Посмотрите на экран. Найдите свое имя и фамилию и займите соответствующий стол. Чья фотография находится под цифрой №1, займите 1 стол, а под цифрой 2 – второй стол.
4. Сообщение темы урока. (Д/и «Собери картинку из разрезных частей»)
- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, возьмите конверты, достаньте их содержимое и соберите картинку.
- Скажите, как можно назвать эти понятия одним словом. (Площади)
- В каком городе находятся эти площади? (В Рязани)
- Что такое площадь? (Незастроенное большое и ровное место, от которого в разные стороны расходятся улицы).
- Тема сегодняшнего урока – площади города Рязани.
5. Работа с альбомом «Мой город - Рязань»
- Сегодня в нашем альбоме появятся еще страницы, посвященные этому городу.
- Для чего делаем этот альбом? (Чтобы те, кто хочет поподробнее познакомиться с городом, сделали это; как иллюстративный материал для других классов).
6. Работа с картой площадей.
- В нашем сегодняшнем путешествии по площадям нам поможет карта.
- Давайте на нее посмотрим.
- Первая остановка – Площадь Победы.
7. Беседа о площади Победы.
- Перед вами лежат страницы из нашего альбома. Найдите страницу, на которой написана надпись - площадь Победы.
- Теперь положите перед собой конверт № 1, где находятся картинный материал площадей. Выберете картинку с площадью Победы.
- Почему эта площадь так называется? (На ней установлен монумент Победы)
- Теперь ее приклеим под надписью.
- Но перед тем как работать, вспомним правила работы с клеем.
Физминутка для рук
Чтоб альбом продолжить наш
Нам поможет клей-карандаш.
Между рук его сожмем,
И тихонечко потрем.
- Какие на площади Победы располагаются объекты? Кто помнит?
- Достаньте из конверта № 2 объекты, находящиеся на площади Победы.
- Назовите их. (Муниципальный культурный центр, Монумент Победы, Светомузыкальный фонтан)
- Теперь давайте проверим, правильно ли вы назвали?
- Приклейте их под картинку с изображением площади Победы.
- Кто помнит, какие мероприятия проводятся на площади? (Парад, концерты, праздники, устанавливают новогоднюю ель)
- Теперь я предлагаю составить рассказ о площади Победы.
Это площадь Победы. На площади Победы расположены: Муниципальный культурный центр, светомузыкальный фонтан, монумент Победы. На площади Победы проводятся: парады, концерты, праздники, устанавливают новогоднюю ель.
8. Беседа о площади Ленина.
Следующая остановка - площадь Ленина.
- Найдите лист с этой надписью и приклейте картинку с изображением площади Ленина.
- Почему эта площадь так называется? (На ней установлен памятник Ленину)
- Кто такой Ленин? (Революционер).
- Посмотрите на доску и выберите лишний объект.
- Да, это Монумент Победы (он расположен на площади Победы).
- Выберите и приклейте объекты, расположенные на площади Ленина.
- Давайте проверим. (Торговый комплекс «Городские ряды», Памятник В. И. Ленину, Фонтан на Ленина)
- Какие мероприятия проводятся на площади Ленина? (Демонстрации и парады, праздники и концерты, устанавливают новогоднюю ель)
- Теперь я предлагаю составить рассказ о площади Ленина.
Это площадь Ленина. На площади Ленина расположены: торговый комплекс «Городские ряды», памятник В. И. Ленину, фонтан на Ленина. На площади Ленина проводятся: демонстрации и парады, праздники и концерты, устанавливают новогоднюю ель.
9. Физминутка (общая)
- Да, на площади Ленина проводятся концерты, приезжают различные певцы. И сегодня один из этих певцов к нам приехал.
- Давайте его поприветствуем. Давайте попробуем движения, которые можно использовать в танце.
10. Беседа о площади Соборной.
Следующая остановка - площадь Соборная.
- Найдите лист с этой надписью и приклейте картинку с изображением площади Соборной.
- Почему эта площадь так называется? (С площади виден Успенский собор Рязанского кремля)
- Сейчас я буду читать текст. Там пропущены слова. Вы должны их вставить.
Это площадь Соборная. В центре площади Соборной установлен памятник Олегу Рязанскому. Напротив памятника здание – театр на Соборной. За памятником расположен парк. Через него можно пройти к Рязанскому Кремлю.
- Так какие же объекты расположены на площади Соборной: Театр на Соборной; Памятник Олегу Рязанскому
Приклейте их.
- Кто такой Олег Рязанский? (Князь, во время правления которого Рязань достигла расцвета).
- Какие мероприятия проводятся на площади Соборной? (Праздники и концерты, устанавливают новогоднюю ель)
- Теперь я предлагаю составить рассказ о площади Соборной.
Это площадь Соборная. На площади Соборной расположены: театр на Соборной, памятник Олегу Рязанскому. На площади Соборной проводятся праздники и концерты, устанавливают новогоднюю ель.
11. Беседа о площади Театральной.
И последняя наша остановка – площадь Театральная.
- Найдите лист с названием этой площади и приклейте картинку.
- Кто помнит, почему эта площадь так называется? (На этой площади находится Рязанский театр драмы).
- Сейчас перед вами объекты, расположенные на площади Театральной. Но они не все. Посмотрите и назовите, какого объекта не хватает. (Рязанский театр драмы)
- Какие объекты расположены на площади Театральной? (Рязанский театр драмы, Памятник К. Э. Циолковскому, Фонтан «Маски»)
- Приклейте их на страницу.
- Теперь я предлагаю составить рассказ о площади Театральной.
Это площадь Театральная. На площади Театральной расположены: Рязанский театр драмы, памятник К. Э. Циолковскому,
фонтан «Маски». На площади Театральной проводятся праздники и концерты, ярмарки, устанавливают новогоднюю ель.
12. Д/и «Установи соответствие»
- Очень хорошо! Все площади мы повторили, а теперь я вас попрошу выполнить последнее задание. Установите соответствие между площадь и объектами, расположенными на ней.
13. Подведение итога урока.
- О чем сегодня говорили на уроке?
- Какие площади находятся в городе Рязани?
- За хорошую работу на уроке, я хочу подарить календари на 2014 год с изображением площадей города Рязани.
Самоанализ урока
Урок связан с предыдущими уроками и опирается на знания детей о площадях Рязани. На изучение данного раздела отведено 5 уроков – это 5-й урок. При планировании мной были учтены психофизические и моторные возможности обучающихся. Это проявилось: в дифференцированных заданиях («Собери изображение площади», «Установление соответствия между изображением площади и объектами, расположенными на ней»), ответах на вопросы, степень оказания помощи обучающимся. Деление на группы.
Главный акцент на уроке делался на закрепление знаний о площадях Рязани.
На уроке использовались методы:
- словесный (фронтальная беседа);
- наглядный (картинный материал, демонстрация аудио и видео ресурсов);
- практический (практическая работа обучающихся).
На уроке использовались формы организации работы:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная;
Выбранная структура урока была рациональна для поставленных мною задач. Рационально выделено время для закрепления знаний о Рязани, о площадях Рязани, практической работы, физкультминуток.
Между различными этапами урока существовала логическая связь. Каждый этап урока опирался на предыдущий. Главный акцент делался на закрепление знаний о главных площадях Рязани. Контроль за усвоением ЗУН осуществлялся через вопросно-ответную форму, практическую работу. Учебный кабинет был использован в полном объеме. На уроке использовалось ИКТ.
В течение всего урока оптимальная работоспособность обучающихся поддерживалась за счет рационального распределения времени, физпауз, смены видов учебной деятельности и динамических поз. На уроке старался поддерживать благоприятную психологическую атмосферу.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект коррекционно-развивающего факультативного занятия в 6 классе «Одуванчик - солнечный цветок
Занятие в начальных классах коррекционной школы на тему: Дом, квартира
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Конспект занятия для учащихся 12-14 лет, обучающихся в коррекционных школах 2 вида по теме: Чайные т
Похожие статьи:
Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация
Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами
Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра
Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида
Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида