Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения-слушания в подготовительной к школе группе. Чтение рассказа В.Бианки «Первая охота».
Автор: Быкова Наталья Ивановна, воспитатель МДОУ "Центр развития ребенка- детский сад №110", г.Петрозаводск, Республика КарелияТема: Чтение рассказа В.Бианки «Первая охота».
Цель: Познакомить детей с творчеством русского писателя В.Бианки на примере отрывка из рассказа «Первая охота».
Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
1) Социально- коммуникативное развитие. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. Развивать эмоциональную отзывчивость.
2) Познавательное развитие. Развивать любознательность, воображение и творческую активность. Формировать первичные представления о природе. Формировать интерес детей к миру природы.
3) Речевое развитие. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Обогащать активный словарь.
3) Художественно- эстетическое развитие. Создавать условия для восприятия художественного произведения.
4) Физическое развитие. Развивать координацию движения, моторику обеих рук.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением насекомых, отгадывание загадок про насекомых, чтение рассказов В. Бианки
Материал: портрет В.В. Бианки, выставка книг: «Чей нос лучше?», «Мышонок Пик», «Кто чем поет?», «Лесная газета».
Ход:
1. Мотивационный этап.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашей библиотеке появились новые книги.
Дети рассматривают обложки книг, иллюстрации.
Воспитатель: Все эти книги написал один автор- Виталий Бианки. Обратите внимание на иллюстрации. Как вы думаете, о чем писал В. Бианки в своих произведениях? (о животных, птицах, насекомых)
Воспитатель: Верно, В.Бианки писал о природе. Героями произведений этого автора стали самые разные животные. В одном рассказе автор написал о жуке- бомбардире. А вы знаете, кто такой бомбардир? (ответы детей). Бомбардиром очень давно называли солдата артиллерии в русской армии. Бомбардир- это член экипажа самолета- бомбардировщика, отвечающий за сброс бомб. Бомбардир есть в футболе- нападающий игрок. Вот сколько значений этого слова.
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: И вот бомбардиром назвали мелкого жучка из семейства жужелиц. Почему же этот жук- бомбардир, как вы думаете? (ответы детей). Как мы можем узнать, правильные ли ваши предположения? (надо прочесть рассказ В.Бианки). Хорошо, давайте прочтем рассказ, который называется «Первая охота».
3. Исполнительский этап.
1) Чтение- слушание.
(Ребята. что такое луг, вы знаете? Участок земли, густо заросший травой и цветами). Выбежал щенок на луг посмотрел вокруг, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают, по веткам гусеницы ползают, по воздуху бабочки летают
(Сколько насекомых на лугу!) Бросился щенок ловить их. И вдруг – спрятались все
(Интересно, куда это все спрятались?!).
Зелёные кузнечики в зелёной траве притаились. Гусеницы на веточках замерли, их от сучков не отличишь. Бабочки сели на деревья, крылья сложили, - не разберёшь, где кора, где листья, где бабочки
(Какие хитрые насекомые, так ловко спрятались).
Один крошечный Жук – бомбардир идёт себе по земле, никуда не прячется
(Крошечный жук – и не испугался). Догнал его щенок, хотел схватить,
(Что же дальше произошло?), а Жук – бомбардир остановился, да как пальнёт в него
(в щенка) летучей едкой струйкой
(наверное, очень жгучая струйка, и щиплет больно) – прямо в нос попал!
Взвизгнул щенок
(больно щенку стало), хвост поджал. Да в свою конуру убежал и спрятался.
2) Обобщающая беседа.
Воспитатель: Ребята, так почему же назвали жука бомбардиром, вы поняли из рассказа? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте вспомним содержание рассказа.
Воспитатель предлагает стать в круг и отвечать на вопросы.
Воспитатель: Когда тот из вас, кого я спрошу, отвечает правильно, как можно показать, что ответ верный , и все согласны с ним? (все хлопают в ладоши). А если ответ неправильный? (топают ногами).
Воспитатель: Куда выбежал щенок? (на луг).
Воспитатель: Кого увидел щенок на лугу? (насекомых: жуков, кузнечиков, бабочек). Что делали насекомые? (жуки по земле бегали, кузнечики в траве прыгали, гусеницы по веткам ползали, бабочки по воздуху летали)
Воспитатель: Что случилось, когда щенок бросился ловить кузнечиков, гусениц, бабочек? (все насекомые спрятались).
Воспитатель: Куда спрятались кузнечики? (зеленые кузнечики спрятались в зеленой траве, чтобы стать незаметными)
Воспитатель: Где замерли гусеницы? (гусеницы на веточках замерли, их от сучков не отличишь).
Воспитатель: Как спрятались бабочки? (бабочки сели на деревья, крылья сложили, не разберешь, где кора, где листья, где бабочки).
Воспитатель: Кто не испугался щенка? (крошечный жук- бомбардир шел по земле и никуда не прятался).
Воспитатель: Как защищался жук-бомбардир? (жук остановился и пальнул в щенка летучей едкой струйкой – прям в нос попал).
Воспитатель: Что произошло потом? (Взвизгнул щенок, хвост поджал, да в свою конуру убежал и спрятался).
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Ребята, что больше всего вам понравилось в рассказе? Что вас удивило? О чем хотел сказать нам автор? (Какой удивительный мир природы!). Что вы поняли, когда познакомились с этим рассказом? Кому бы вы рассказали это произведение?
Воспитатель предлагает 2-3 детям пересказать текст рассказа, помогает при необходимости.
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Автор этого произведения- Виталий Валентинович Бианки, знаменитый русский писатель. Виталий Бианки родился в Петербурге. Отец у него был ученый—орнитолог, занимался изучением жизни птиц. У В.Бианки с детства был интерес к природе, ко всему, «что дышит, цветет и растет».
Отец работал в Зоологическом музее. Летом семья Бианки уезжала в деревню. Здесь мальчик впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять- шесть, как вам сейчас. С тех пор лес стал для него волшебной страной. Слово «лес» часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». В. Бианки писал увлекательные рассказы и сказки. Он всю жизнь путешествовал, преподавал в школе, работал в музее. Бианки рассказывал в своих книгах обо всех секретах природы. Его произведения с большим интересом читают и дети, и взрослые.
Воспитатель: Представьте себе автора. Каким вы его видите? (ответы детей).
Воспитатель показывает портрет В.Бианки.
Воспитатель: Таким вы представляли автора? Хотите послушать еще произведения В.Бианки, чтобы лучше его понять и узнать? Мы обязательно с вами прочтем его рассказы и сказки о природе. Свои рассказы писатель называл «сказки- несказки». Как вы думаете, почему? (Герои Бианки живут своей обычной природной жизнью, но при этом говорят человеческим языком).
Воспитатель: Я предлагаю вам, если хотите, после занятия нарисовать щенка из этого рассказа и всех насекомых, кого он встретил на лугу.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в подготовительной группе по творчеству Есенина
Конспект занятия с презентацией в детском саду по творчеству Есенина для старших дошкольников
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием мнемотаблиц. Бунин «Февраль»