Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения-слушания в подготовительной к школе группе
Автор: Быкова Наталья Ивановна, воспитатель МДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №110", г.Петрозаводск, Республика Карелия
Тема: Времена года (по произведению В.И. Даля «Старик- годовик»).
Цель: формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В. Даля «Старик-годовик»
Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
1) Социально- коммуникативное развитие. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. Развивать эмоциональную отзывчивость. Формировать положительное отношение к совместной деятельности.
2) Познавательное развитие. Развивать любознательность, воображение и творческую активность. Формировать первичные представления о природе.
3) Речевое развитие. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Обогащать активный словарь. Развивать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы: сказка, загадки.
3) Художественно- эстетическое развитие. Создавать условия для восприятия художественного произведения, для реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной).
4) Физическое развитие. Развивать координацию движения, крупную и мелкую моторику обеих рук.
Предварительная работа: Отгадывание загадок про времена года, чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»; беседы о временах года, работа в уголке природы: времена года, месяцы, дни недели, время суток
Материал: книги-сказки, книги с загадками, книга В.И. Даля «Старик- годовик», портрет В.И. Даля, иллюстрации к сказке.
Ход
1. Мотивационный этап.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашей библиотеке появились новые книги.
Дети с воспитателем рассматривают книги.
Воспитатель: Книг много, а свободных полочек у нас две. Как нам правильно разложить их, как вы думаете? (нужно разделить на две группы).
Воспитатель: Давайте посмотрим, на какие группы можно разделить эти книги.
Дети предлагают свои варианты. Воспитатель зачитывает начало книг, дети определяют, что это книги с загадками и сказками. Дети раскладывают литературу на 2-х полках: на одной полке сказки, на другой- книги с загадками. Воспитатель обращает внимание на книгу с произведением В.Даля «Старик- годовик».
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, эта книга называется «Старик- годовик». Я прочла эту книгу, но не могу понять, что это, сказка или загадка. Я не знаю, как быть и на какую полочку поставить эту книгу. Может, вы мне поможете?
Дети говорят о желании помочь, приходят к выводу, что нужно прочесть это произведение и определить, к какому жанру можно его отнести.
3. Исполнительский этап.
1) Чтение- слушание.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц.
(Откуда же вылетали птицы, как думаете?) Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
(Представили этих птиц?)
Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка
(значит, полетели еще три птицы). Снег стал таять, на полях показались цветы.
(Красиво стало вокруг).
Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь
(т.е. срезать серпом под корень стебли ржи).
Махнул старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
(А что значит «частый» дождь, как вы думаете?)
А птицы были не простые.
(Догадались, что за птицы?) У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?
(Вот сколько вопросов у старика-годовика!)
2) Обобщающая беседа.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, что это за книга: сказка или загадка?(ответы детей). Правильно, произведение можно назвать и сказкой, и загадкой. И не одна здесь загадка, а несколько. Можно объединить эти два слова: сказка- загадка. На какую полочку мы поставим книгу?
Дети приходят к выводу, что можно поставить на любую полку, т.к. это и сказка, и загадка.
Воспитатель: Давайте попробуем отгадать загадки Старика- годовика.
Воспитатель предлагает стать в круг и отвечать на вопросы.
Воспитатель: Когда тот из вас, кого я спрошу, отвечает правильно, как другим ребятам можно показать, что ответ правильный, и ребята согласны с ним? (например, можно всем похлопать в ладоши). А если ответ неправильный? (потопать ногами).
Воспитатель: Давайте подумаем, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? «Полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз». О чем это говорит? (Наступила зима). Что это за три птицы? ( Каждая птица - это один из зимних месяцев). Назовите по именам этих трех птиц (декабрь, январь, февраль).
Воспитатель: «Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка». Что произошло со снегом? (Снег стал таять). Что появилось на полях? (На полях показались цветы). Какое время года наступило? (весна) Мы уже поняли, что птицы- это месяцы. Назовите этих трёх птиц (март, апрель, май).
Воспитатель: «Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка». Вспомните, что происходило в это время, что говорит автор? (« Стало жарко, душно, знойно»).
Воспитатель: Почему «стало жарко, душно, знойно», объясните? (Летом жаркая погода, высокая температура воздуха, тяжело дышать, раскаленный горячий воздух от солнечных лучей).
Воспитатель: Жарко, душно, знойно- эти слова очень похожи по смыслу. Они говорят об очень жаркой летней погоде.
Воспитатель: Махнул старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Что произошло в природе, как это описывает автор? («Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы»).Когда это бывает? (осенью). Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: Ребята, сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик, давайте посчитаем. (Птицы- месяцы, всего двенадцать месяцев.) Это ответ на первую загадку Старика- годовика.
Воспитатель: У каждой птицы по четыре крыла. Что означают крылья у птиц? (В каждом месяце четыре недели). Почему в каждом крыле по семь перьев? (Семь дней в неделе.) Давайте вспомним все дни недели. (Дети называют).
Воспитатель: Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (это день и ночь).
Воспитатель: Ребята, мы все загадки разгадали? А кто такой Старик- годовик? (это год). Времена года следуют друг за другом и образуют год.
Воспитатель: Что ж в этом произведении сказочного? В чем состоит волшебство этой сказки? (Сам герой - старик-годовик, волшебные птицы с крыльями и необычными перьями).
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Ребята, что больше всего вам понравилось? О чем хотел сказать нам автор? Что вы поняли, когда познакомились с этой сказкой? Чему научила нас сказка? (Меняются времена года- зима, весна, лето, осень, месяцы, дни недели, время суток- день и ночь, мы ничего не можем изменить, это закон природы).
Воспитатель: Кому бы вы рассказали эту сказку?
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Автор этого произведения- Владимир Иванович Даль. Он жил давным-давно, в старые далекие времена. Даль сначала был моряком, потом военным врачом. Он писал повести, рассказы и сказки, составлял учебники и книжки для детей. Но главным делом своей жизни он считал изучение языка русского народа. Он написал «Словарь живого великорусского языка».
Воспитатель: Закройте глаза, представьте автора. Каким вы его видите?
Воспитатель показывает портрет В.Даля.
Воспитатель: Таким вы его представляли? Хотите почитать еще произведения этого автора, чтобы лучше его понять и узнать? Мы обязательно с вами прочтем еще сказки В. Даля.
Воспитатель: Ребята, а каким вы представляете старика- годовика? Как бы вы его изобразили? Посмотрите иллюстрации в этой книге, как изобразил художник героев сказки. Вы можете после занятия нарисовать старика- годовика и его волшебных птиц.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе ДОУ
Конспект НОД по восприятию художественной литературы в подготовительной группе
Конспект занятия подготовительной к школе группы. Творчество Анатолия Васильевича Митяева
Конспект по заучиванию стихотворения Серовой «Ландыш» с детьми подготовительной группы