Конспект НОД по восприятию художественной литературы в подготовительной к школе группе. Знакомство с рассказом Ю. Коваля «Осеннее котяро».
Автор: Быкова Наталья Ивановна, воспитатель МДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №110", г.Петрозаводск, Республика КарелияТема: «Знакомство с рассказом Ю.Коваля «Осеннее котяро».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Знакомство с рассказом Ю.Коваля «Осеннее котяро».
Задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие. Развивать общение и взаимодействие детей с взрослыми и сверстниками. Развивать эмоциональную отзывчивость.
2. Познавательные развитие. Стимулировать познавательную мотивацию. Развивать воображение и творческую активность.
3. Речевое развитие. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Создать условия для восприятия текста, его эмоциональной составляющей. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову. Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты.
4.
Художественно-эстетическое развитие. Создавать условия для восприятия художественной литературы. Воспитывать интерес и любовь к животным.
Материал и оборудование: Книги с иллюстрациями о животных, иллюстрации Татьяной Мавриной к произведению Ю.Коваля «Осеннее котяро»; портрет Ю.Коваля.
Применяемая технология: технология продуктивного чтения (слушания)
Ход
I. Работа с текстом до чтения
Воспитатель приглашает детей на выставку книг о животных в «Книжном уголке». Дети рассматривают книги.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня познакомимся с новой книгой. Как вы думаете, о ком она будет? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, о животном. Как вы догадались? О каком именно животном вам поможет узнать загадка.
Тигр полосатый идет на охоту,
Будет беда, коль не спрятался кто-то.
Здесь он пригнется, а там притаится,
Его, кроме мышек, никто не боится.
Воспитатель: Верно, героем этого произведения является кот. А как иначе можно назвать кота, подберите другие слова (ответы детей)
Воспитатель: Автор произведения Ю. Коваль назвал своего героя «котяро». А рассказ называется «Осеннее котяро». Каким вы представляете этого кота? Как вы думаете, грустный рассказ будет или веселый?
II. Комментированное чтение.
Воспитатель: Послушайте рассказ Ю.Коваля «Осеннее котяро». И вы узнаете, какой рассказ по настроению, угадали ли вы или нет.
Воспитатель читает произведение.
Падают листья на землю и на кота. А кот караулит, подстерегает и вдруг бросается на падающий лист, прихлопывает его лапой и грозно грызёт. Ему кажется, что это такие воробьи разноцветные.
(Что говорит о том, что события происходят осенью?)
«Глупое осеннее котяро, – думаю я. – Листья с воробьями путает».
А кот заметил, что я про него думаю, и затаился.
Падают листья, заваливают кота.
«Эх, и сам-то я как опавший листок, – грустит кот. – Печально на душе, тоскливо».
«Какой листок? – думаю я. – Вон какая морда толстая да усатая».
«При чём здесь морда? На душе тяжело. Лежу вот под листьями, грущу».
«Чего ты грустишь-то, котяро осеннее?»
(Почему автор решил, что кот грустит?)
«Жалко как-то... Вот и птички улетают... Вам этого не понять».
(Наверное, нравилось коту на птичек охотиться).
До вечера лежал кот в подсолнухах, печалился. Похолодало. Вскочил кот, выгнул дугою спину, фыркнул и помчался в дом.
(Что будет дальше, как вы думаете?). Сразу полез на печку. «Хватит мне быть осенним котом, – ворчал он. – Стану теперь зимним».
В эту ночь и выпал первый снег.
Воспитатель: Вы предположили, что рассказ будет веселым (грустным), так ли это? Каким оказался этот рассказ по настроению?
Воспитатель: Подумайте, почему автор озаглавил текст именно так и не иначе? Почему автор назвал кота «котяро»?
III. Работа с текстом после чтения.
Воспитатель: С чем сравнивает себя кот, почему? (с осенними листьями, потому что сам лежит среди опавших листьев).
Воспитатель: Найдите в тексте слова, близкие по смыслу (караулит, подстерегает; печально, тоскливо)
Воспитатель: Опишите внешний вид кота.
Воспитатель: Как вы понимаете выражение: «На душе тяжело?»
Воспитатель: Какие слова и выражения использует автор для описания состояния кота?
Воспитатель показывает детям портрет автора произведения.
Воспитатель: Посмотрите на фотографию – это Юрий Иосифович Коваль, детский писатель и поэт, о котором знают все: и взрослые, и дети. Он написал много сказок и рассказов для детей. Он писал о людях, о животных, о природе. Кроме того, по мотивам его книг снимают мультфильмы и кинокартины.
Воспитатель обращает внимание на иллюстрации к рассказу.
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию, похож ли этот кот на героя произведения? Посмотрите, какие еще удивительные иллюстрации к этому рассказу сделаны художником Татьяной Мавриной. Таким ли вы себе представляли этого кота, каким его изобразил художник?
Воспитатель: Как бы вы сейчас назвали рассказ?
Повторное чтение
Повторное чтение проводится с установкой на запоминание и пересказ.
Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз, постарайтесь его запомнить.
Дети пересказывают рассказ, если затрудняются, воспитатель помогает дополнительными вопросами. Рассказывают 2-3 ребенка, дети помогают.
Воспитатель: Какое настроение у вас после прочтения рассказа?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, автору нравится его герой? Как он относится к «котяре»: с любовью, или раздражением, недовольством? Почему вы так думаете? А вам нравится этот герой? Почему? Как думаете, что произошло, когда кот вышел на следующий день во двор и увидел снег?
Воспитатель: Юрий Коваль написал еще маленькие рассказы, героем которых является кот: «Весенний кот» и «Летний кот». Мы обязательно с вами их прочтем.
После занятия воспитатель предлагает детям нарисовать героя произведения - «осеннего котяру», как они его представляют.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе ДОУ
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе. Тема: В
Конспект занятия подготовительной к школе группы. Творчество Анатолия Васильевича Митяева
Похожие статьи:
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе