Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему «Город, в котором мы живем»
Автор: Быкова Наталья Ивановна, воспитатель МДОУ "Центр развития ребенка- детский сад №110", г. Петрозаводск, Республика Карелия
Описание материала: Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста, адресован воспитателям ДОУ. Вместо фотографий и картинок к занятию можно подготовить презентацию о городе.
Тема НОД: «Город, в котором мы живем».
Цель: Воспитывать любовь и интерес к родному городу, его истории.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
1. Познавательное развитие. Расширять и закреплять знания детей о городе Петрозаводске. Познакомить с историей возникновения города, с его достопримечательностями. Формировать интерес к прошлому и настоящему Петрозаводска.
2. Речевое развитие. Расширять объём словаря, развивать связную и диалогическую речь.
3. Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать интерес и любовь к родному городу, уважение к культурно- историческому наследию.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о Петрозаводске, разучивание стихотворений, рассматривание флага, герба Петрозаводска, рисование «Мой город», «Интересные здания Петрозаводска» (музыкальный театр, железнодорожный вокзал); экскурсия по улицам города.
Материалы: картинки с изображением достопримечательностей Петрозаводска; альбомные листы, цветные карандаши.
Ход
I. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята мы с вами путешествовали по разным местам России: были на Северном полюсе, в тайге, гуляли по смешанному лесу, побывали в степях. Наконец после дальнего путешествия мы с вами вернулись домой. А вам нравится возвращаться домой. Почему?
(мы любим свой дом, дома нас ждут, дома нам все знакомо).
Воспитатель: А действительно ли мы все знаем о нашем доме? Как называется город, в котором мы с вами живем?
(Петрозаводск) Что вы знаете о Петрозаводске?
(ответы детей)
Затруднение: дети если и знают, то совсем немного.
Воспитатель: Что же нужно сделать, чтобы лучше узнать о Петрозаводске?
Дети приходят к выводу, что нужно почитать книги, поискать материал в интернете, посмотреть фотографии, сходить в музей, погулять по городу, побывать в прошлом.
II. Основная часть
Воспитатель: Чтобы лучше понять свой город, нужно в первую очередь узнать его историю, узнать, как появился наш город.
Воспитатель: Давным-давно правил на Руси царь Пётр 1. В то время были трудные времена для России: шла Северная война, война России со Швецией. Для защиты своей земли и для успешных военных действий России в то время нужны были пушки, снаряды, ружья. Что нужно было для их изготовления?
(железо).
Воспитатель: Приехал Петр 1 в Карелию, узнал, что здесь много руды. И издал он указ «О горной свободе», чтобы «во всех местах искать, копать, плавить, варить и чистить всякие металлы».
Воспитатель: Чтобы изготовит пушки и другое оружие, нужно было построить…?
(завод) В России были такие заводы, но находились они далеко от мест военных действий. Значит, нужен новый военный завод, поближе к сражениям.
Воспитатель: И приказал Петр 1 построить новый завод на берегах быстрой и порожистой реки. Какой реки, как вы думаете?
(Лососинки) Завод сначала называли Шуйским, а потом переименовали в Петровский.
Воспитатель: Около завода раскинулся поселок Петровская слобода, где жили рабочие завода со своими семьями. Со временем слобода была переименована в город Петрозаводск.
Не испугала дикая природа
Дремучий лес и серый вид воды.
Ты начал путь с Петровского завода,
Ты начал путь с Петровской слободы.
(А.Дрокин)
Воспитатель: Петрозаводск расширялся, строились новые дома, дороги, предприятия. Сейчас Петрозаводск- столица республики Карелии. Что такое «столица»?
(главный город Карелии).
Воспитатель: Если вы живете в городе, значит вы -…
(горожане). Вы живете в городе Петрозаводске, значит вы -…
(петрозаводчане).
Воспитатель: Петру 1, основателю нашего города, был поставлен памятник. Первоначально он находился в центре старого города на Круглой площади, а затем его перенесли на Набережную.
Воспитатель показывает фотографию с изображением памятника Петру 1.
Воспитатель: Петр изображен в военном мундире, при шпаге, с обнаженной головой. На груди - Андреевская звезда, через плечо перекинута орденская лента. На ногах - сапоги со шпорами - ботфорты. В опущенной левой руке царь держит свиток- документ, где написаны его указы. Вскинутая вперед рука обращена к реке Лососинка, где волей царя был сооружен пушечно- линейный завод.
Воспитатель: На берегу какого озера находится памятник Петру 1?
(на берегу Онежского озера). Онежское озеро - одно из самых больших озер России.
Воспитатель: Сначала на набережной были вода, песок, да кое-где огромные валуны (валун- это большой камень). А затем набережную благоустроили, и теперь там настоящий музей под открытым небом. На набережной стоят скульптуры, подаренные Петрозаводску городами- побратимами из других стран.
Физминутка
Воспитатель: Предлагаю попробовать изобразить эти скульптуры. Я показываю фотографию скульптуры, вспоминаем название и с помощью пантомимы повторяем скульптуру.
-«Рыбаки»
(дети объединяются парами).
-«Место встречи"
(показывают девочки, объединившись по 6 человек)
- «Тюбингенское панно»
- «Дерево желаний»
- «Волна дружбы»
Воспитатель: На набережной проводятся народные гуляния, праздники, фестивали, конкурсы. Какой ежегодный праздник проводится на набережной зимой?
(«Гиперборея» - конкурс ледовых и снежных скульптур)
Воспитатель: Петрозаводчане и гости города любят гулять на набережной. Где еще отдыхают горожане?
(в парках, скверах) Один из них -Парк Культуры и отдыха. Для семейного отдыха в парке имеются аттракционы, небольшие кафе, прогулочные тропинки. Сейчас там находится контактный зоопарк, где можно понаблюдать за животными, покормить их.
Воспитатель: Куда ходят петрозаводчане на концерты и спектакли?
(в театр). Какие театры в нашем городе вы знаете?
(Музыкальный театр, Национальный театр, Театр кукол).
Воспитатель: Городу Петрозаводску более 300 лет. Где можно узнать подробно об истории, о природе, культуре нашего края?
(в музеях, картинных галереях, выставках).
Воспитатель: Национальный музей Республики Карелия- самый большой музей города Петрозаводска, в котором собраны материалы об истории и природе Карельского края.
Воспитатель: Где работают люди в нашем городе?
(в поликлиниках, школах, магазинах, парикмахерских и т.д.) Где учатся школьники? Студенты? Какой транспорт ходит в городе?
Воспитатель: Как называется центральная улица нашего города?
(проспект Ленина) На проспекте находится университет, напротив которого- фонтан «Молекула фуллерена».
Воспитатель: Красивая гостиница «Северная», где останавливается много гостей, приезжающие в Петрозаводск.
Воспитатель: Ребята, а вы сможете объяснить, почему улицам дали такие названия: Зеленая? На улице Зеленая находится наш детский сад. Парковая? Станционная? Березовая аллея? Загородная? Железнодорожная? Лесная? Ключевая? Заводская? Лыжный переулок? Кольцевая? Прибрежная? Приозерная? Спортивная? Пушкинская?
Воспитатель: Все названные улицы находятся в нашем городе. Назовите свою улицу, на которой живете вы
(ответы детей).
Воспитатель: Ребята, если мы пригласим гостей, на каком виде транспорта они смогут к нам добраться?
(на самолете, поезде, автобусе, теплоходе, комете).
Воспитатель: Куда приземлится самолёт?
(в аэропорт Бесовец)
Воспитатель: Куда прибудет поезд?
(на железнодорожный вокзал).Здание железнодорожного вокзала – один из наиболее важных и красивых символов города Петрозаводска и его главные ворота. Отсюда для гостей города и республики начинается знакомство с Карелией.
Воспитатель: Куда причаливает теплоход
(к пристани на речном вокзале).
Воспитатель: Куда приедет автобус?
(на автовокзал).
III. Заключительная часть. Выход на самостоятельную деятельность.
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и познакомились с историей и достопримечательностями нашего города. Что было вам интересно сегодня? Что было трудно?
Воспитатель: Что нужно делать для того, чтобы наш город был красивым и чистым?
Воспитатель: Если бы к вам сегодня приехали гости, куда бы вы пошли с ними, какие бы интересные места Петрозаводска показали?
Воспитатель: Предлагаю нарисовать город Петрозаводск в будущем. Может, вы изобразите какие- то интересные здания, необычные фонтаны, дороги, транспорт.
Дети рисуют, после выполнения работы рассматривают рисунки, объединяют их в одну картину, делятся впечатлениями.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе. История Санкт-Петербурга
Патриотическая беседа в старшей группе об Алтайском крае
Конспект НОД по краеведению в старшей группе
НОД в старшей группе: Наши знаменитые земляки!