Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе детского сада
Автор: Быкова Наталья Ивановна, воспитатель МДОУ "Центр развития ребенка- детский сад №110" г.Петрозаводск Республика Карелия
Описание материала: Конспект занятия разработан для детей старшей группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста детьми.
Тема: «Чтение рассказа Е Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц»
Цель: Познакомить детей с творчеством русского писателя Евгения Чарушина, вызвать интерес к его произведениям.
Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
1) Социально - коммуникативное развитие. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям. Воспитывать бережное отношение к животным, доброту, интерес к живому миру.
2) Познавательное развитие. Познакомить с творчеством Е.Чарушина. Вызвать желание (мотивацию) к чтению художественного произведения. Развивать любознательность, воображение и творческую активность.
3) Речевое развитие. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Обогащать активный словарь.
4) Художественно- эстетическое развитие. Создавать условия для восприятия художественного произведения.
5) Физическое развитие. Развивать координацию движения.
Предварительная работа: Чтение рассказа Е. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой», рассматривание картинок с изображением животных и птиц.
Материал: портрет Е. Чарушина, книга Е.Чарушина «Тюпа, Томка и сорока».
Ход занятия
1. Мотивоционный этап.
Воспитатель обращает внимание детей на новую книгу.

Воспитатель: Ребята, вы заметили, что сегодня в нашей библиотеке появилась новая книга?
Дети рассматривают обложку книги, иллюстрации. Дети задают вопросы, высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.


Воспитатель: Эта книга называется «Тюпа, Томка и Сорока». Мы с вами уже знакомы с Тюпой. Вспомните, кто такой Тюпа? (ответы детей). Да, Тюпа- это котенок. Почему автор назвал котенка Тюпой ? (котенок смешно двигал губами, как будто разговаривал: «тюп-тюп»).

2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Рассказ про Тюпу называется «Почему Тюпа не ловит птиц». Как вы думаете, почему же Тюпа не ловит птиц? (ответы детей). Как мы можем узнать, правильно ли ваши догадки или нет? (нужно прочесть рассказ).Я сейчас прочту это произведение, и мы узнаем, верны ли ваши предположения.

3. Исполнительский этап.
1) Чтение-слушание.
Евгений Чарушин. «Почему Тюпа не ловит птиц»
Видит Тюпа, недалеко от него сидит воробей и песни поёт-чирикает:
«Чив-чив!
Чив-чив!» (Весело поют воробьи, задорно).
«Тюп-тюп-тюп-тюп, — заговорил Тюпа. — Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» — и пополз к воробью. (Представьте себе, как он ползет. Представили? Думает, его никто не заметит).
Но его воробей сразу приметил — крикнул по-воробьиному:
«Чив! Чив! Разбойник ползёт! Вот он где прячется! Вот он где!»
И тут, откуда ни возьмись, со всех сторон налетели воробьи, расселись кто по кустам, кто и прямо на дорожке перед Тюпой.
И начали на Тюпу кричать:
«Чив-чив!
Чив-чив!»
Кричат, галдят, чирикают, ну, никакого терпенья нет. (Такой шум устроили, интересно, испугается ли Тюпа?)
Испугался Тюпа — такого крику он ни разу не слыхал — и ушёл от них поскорее.
А воробьи вдогонку ещё долго кричали.
Наверно, рассказывали друг другу, как Тюпа полз-прятался, хотел их словить и съесть. И какие они, воробьи, храбрые, и как они Тюпку испугали.

Некого Тюпе ловить. Никто в лапы не даётся. Влез Тюпа на деревцо, спрятался в ветках и поглядывает. (Думает, что хорошо спрятался, и его никто не заметит).
Но не охотник добычу увидел, а добыча охотника разыскала.
Видит Тюпа: он не один, на него какие-то птицы смотрят, не пенки-малышки (пенки- это такие маленькие певчие птички), не крикуны-воробьишки, вот какие — самого Тюпы чуть поменьше. Это, наверно, дрозды искали местечко, где вить гнездо, и увидали какую-то непонятную зверюшку — Тюпку.
Тюпа обрадовался:
«Вот интересно-то! Тюп-тюп-тюп-тюп! Кто это такие? Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Тюп-тюп-тюп-тюп! Словлю! Тюп-тюп-тюп-тюп! Поймаю! Поиграю!» (Наверное, Тюпа еще не знаком с дроздам и раньше их никогда не видел).

Только не знает Тюпа, кого первого ловить.
Один дрозд сзади Тюпки сидит, другой перед Тюпкой — вот тут, совсем близко.
Тюпа то сюда, то туда повернётся — тюпает-тюпает. То на одного, то на другого посмотрит. (Что же сейчас произойдет?).
Отвернулся от одного, кто был сзади, а другой, передний, как налетит на Тюпку да как клюнет его клювом! (Пока Тюпа раздумывал, на кого напасть, дрозд не растерялся).
Тюпа сразу перестал тюпать.
Он понять не может, что это такое.
Обидели его! Клюнули! (возмущается Тюпа).
Спрыгнул Тюпа в кусты — и ходу, где бы только спрятаться.
И если теперь Тюпа видит птицу, он никакого внимания на неё не обращает.
Вот почему Тюпа не ловит птиц. (Догадались, почему?)

2) Обобщающая беседа.
Воспитатель: Ребята,вам понятно из рассказа, почему Тюпа не ловит птиц? Подтвердились ли ваши предположения? (Птицы напугали Тюпу: воробьи кричали, а дрозд налетел на него и клюнул его клювом)..
Воспитатель: Как вы себе представили Тюпу? Нравится он вам или нет? Почему?
Воспитатель: Какими словами можно сказать о Тюпе? (Тюпа- маленький котенок, малыш, любопытный, любознательный, озорной, шаловливый, попадает в забавные ситуации, неловкий, боязливый. Считает себя взрослым, но ведет себя по- детски.)
Воспитатель: Почему воробьи не испугались его? (Они поняли, что Тюпа всего лишь маленький безобидный котенок).
Воспитатель: Почему Тюпа испугался воробьев, ведь они такие маленькие? (Воробьев было много, и они громко кричали, вот котенок и испугался)
Воспитатель: Какими вы представляете воробьев, напавших на Тюпу?
Воспитатель: Для чего Тюпа ловил птиц? Какие слова это подтверждают? (Он хотел поиграть с птицами. « Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»)
Воспитатель: Как напугали Тюпу дрозды? (Дрозды окружили Тюпу, один дрозд клюнул котенка, «обидели, клюнули»)
Воспитатель: Почему Тюпе не удалось поиграть с птицами? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, нравится автору Тюпа? Как рассказывает о Тюпе и о птицах автор? (Автор изображает животных трогательно, интересно, по-доброму, с любовью).

3) Воспроизведение прочитанного с помощью заданий.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Правда – неправда». Напоминаю правило: если я правильно скажу- вы хлопаете в ладоши, если нет- топаете ногами.

Игра «Правда- неправда»
- Правда, что котенок сначала увидел воробья и пополз к нему?
- Правда, что воробей стал играть с Тюпой?
- Правда, что воробей сразу заметил котенка и позвал других воробьев ?
- Правда, что котенок хотел съесть птиц?
- Правда, что котенок хотел поиграть с птицами?
- Правда, что воробьи клюнули Тюпу?
- Правда, что дрозды испугались котенка?
- Правда, что дрозд клюнул Тюпу?
- Правда, что котенок подружился с птицами?
- Правда, что Тюпа убежал от птиц?

Игра «Заколдованные дети»
Воспитатель предлагает детям изобразить мимикой и жестами героев рассказа, показать, как котенок подкрадывается к птицам, как вели себя воробьи и дрозды, передать звуки животных. Обратить внимание на особенности поведения котенка и птиц, помочь показать их повадки.

4. Рефлексивный этап
Воспитатель: Ребята, что больше всего вам понравилось в рассказе? Что вас удивило? О чем хотел сказать нам автор, чему учит автор? (Автор учит наблюдательности, доброте и пониманию животных, быть внимательными к животным, которые находятся рядом с нами. Они тоже хотят любви и заботы).
Воспитатель: Что вы поняли, когда познакомились с этим рассказом? Кому бы вы рассказали это произведение?

5. Перспективный этап
Воспитатель: Автор этого произведения- Евгений Чарушин. Представьте себе автора. Каким вы его видите? (ответы детей).
Воспитатель показывает портрет Е.Чарушина.

Воспитатель: Таким вы представляли автора? (ответы детей)
Воспитатель: Евгений Чарушин- художник и детский писатель. Родился в городе Вятка. Отец у него был известным архитектором. Благодаря отцу, мальчик с детства любил рисование, любил читать книги о животных. Одна из его любимых книг так и называлась- «Жизнь животных».С мамой мальчик много ходил в лес, наблюдая природу родного края. Став постарше, рисовал животных. Учился на художника, иллюстрировал книги известных авторов: С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В. Бианки. Начал писать свои рассказы маленьким детям о жизни животных, писал не только рассказы, но и стихи. Чарушин создал много иллюстраций к своим книгам.
Воспитатель: Хотите послушать еще произведения Евгения Чарушина? Мы обязательно с вами прочтем другие его рассказы о животных
Воспитатель: Предлагаю вам после занятия рассмотреть иллюстрации в книге Е.Чарушина. В свободное время вы можете объединиться в пары и нарисовать общую картинку, одни- воробьев, другие- котенка. Я уверена, что у вас получатся большие и интересные картины, поскольку вы будете работать вместе.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе детского сада. Стихи о животных Конспект занятия в старшей группе. Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса" Конспект НОД в старшей группе. Заучивание стихотворения Барто «Елка» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по
Участник №8 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2022 года
Конспект занятия по аппликации тему «Открытка к 23 февраля» в детском саду в старшей группе | Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Родной город
Опубликовано: 971 день назад (26 марта 2022)
Просмотров: 3033
+3
Голосов: 3
Виктория Александровна Останина # 17 апреля 2022 в 09:37 0
Наталья Ивановна, добрый день.
Мне очень понравился Ваш материал.
Возьму на заметку игру "Правда-неправда".
Интересно. Доступно. Подробно.
Спасибо!!!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 24 апреля 2022 в 12:10 0
Здравствуйте, Наталья Ивановна!
Интересно простроено занятие: информация об авторе даётся в конце.
Отлично подан материал произведения, замечательная игра "Правда-неправда".
Голос!!!
Наталья Ивановна Быкова # 30 апреля 2022 в 12:55 0
Спасибо большое за оценку моей работы!