Конспект НОД по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса» с помощью карт «Проппа».
Цель: формировать умение пересказывать сказку с использованием инновационной технологии « Карты Проппа»
Задачи:
1. Формировать умение пересказывать сказку «Кот, петух и лиса» с помощью карт «Проппа».
2. Формировать умение выделять структуру сказки (зачин, повторы, герои, концовка)
3. Развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки героев.
4. Вызывать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь к художественной литературе.
Подготовительная работа: чтение сказок «Волк и семеро козлят», « Гуси- лебеди», «Крошечка - Хаврошечка», беседа по содержанию, анализ сказок, как жанра литературы; знакомство с героями сказок, знакомство с картами Проппа.
Оборудование: карты Проппа, Кукла би-ба-бо: сказочница , ширма – сказочный домик, деревянная книжка для дидактической игры «Собери героев сказки» (разрезные картинки), Сл. игра «Продолжи предложение», книжка и раскраски «Кот, петух и лиса».
Ход.
Организационный момент
Воспитатель: Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
И подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь.
Ребята, а у нас в гостях сегодня гостья. Вы хотите узнать кто это?
(Да). Ну, тогда присаживайтесь.
Сказочница: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Вы меня узнали?
(Ответы детей) Да, я сказочница. К вам в гости пришла, снова сказку принесла.
Я знаю, что вы очень любите сказки. Вы знаете, кто пишет сказки?
(писатели, сказочники).
Сказочница: Ребята, а скажите:
- Что такое сказка?
(Сказка-это волшебство, чудо. Это то, чего не бывает на самом деле, превращения).
- Какие части есть в любой сказке?
(зачин, приключения героев, волшебные предметы, превращения и концовка)
-Совершенно, верно, в каждой сказке есть три части. Зачин, сюжет и концовка.
Я хочу проверить, так ли вы любите сказки, как говорите. Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение», я начну, а вы продолжайте по цепочке…..
- С каких слов может начинаться сказка?
(педагог начинает говорить, а дети заканчивают предложение)
Зачин:
«Жили-….были»,
«В некотором царстве,…….в некотором государстве»,
«За тридевять земель,…….. в тридевятом царстве».
«Однажды…..в далекие времена».
- А какими словами может заканчиваться сказка?
Концовка:
«Жили они долго ……………. и счастливо»
«И стали они жить-поживать, ………..да добра наживать»,
«И я там был, мед, пиво пил,………. да усы лишь обмочил».
«Вот вам сказка …………..а мне баранок связка».
«Вот и сказочки конец, ………. а кто слушал молодец».
- Какое главное условие сказки?
( там добро всегда побеждает зло)
(Обращаю внимание детей на книжный уголок)
- А где в вашей группе живут сказки?
(«Книжкином теремке»)
Посмотрите в вашем «Книжкином теремке» поселились новая сказка. Читайте её с удовольствием. А мне пора.
Воспитатель: Как интересно.
(берет книгу с полки)
Давайте посмотрим, какая сказка к нам пришла в этот раз
(открывает книгу, а из неё выпадают персонажи сказки «разрезные картинки).
-Ой, ребята из книжки выпали герои и разбились. Как же мы теперь узнаем, какая сказка пришла к нам в гости?
(предположения детей)
- А давайте разделимся на пары, соберем героев и узнаем, что это за сказка?
(Дети собирают в парах героев сказки).
Д\игра « Собери героя сказки»
«Кот, петух и лиса»: после того, как собраны и названы герои, разрезная картинка заменяется целой. Картинки выставляются на доске.
- Ребята вы узнали, из какой сказки пришли к нам герои?
(дети отвечают полным предложением : Сказка называется «Кот, петух и лиса»).
- Скажите, а вы хотели бы попробовать себя в роли сказочников?
(Ответы детей)
- Ну, тогда устраивайтесь по удобней и слушайте сказку. Я буду вам рассказывать сказку и выкладывать карты, которые помогут вам эту сказку запомнить. А вы слушайте и запоминайте.
Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса» и сопровождение рассказывания выкладыванием карт Проппа по сюжету. (Карты: Жили-были, запрет, нарушение запрета, герой покидает дом, счастливый конец).
Выберите пожалуйста картинку, где говорится что кот и петух где-то жили
(карта "домик").
Выберите картинку, которая напомнит, что был какой- то запрет
(карта "запрет").
Выберите картинку, которая напомнит, что герой нарушил запрет
(карта "нарушение запрета").
Какая картинка поможет нам рассказать, что появился другой герой и помог?
(карта "герой покидает дом").
Давайте найдем картинку, которая нам поможет рассказать, что было с героями, когда они вернулись домой.
(карта "счастливый конец").
Вот что у нас получилось:
Начало сказки
Герою что – то запретили делать, чтобы не было беды.
Герой нарушает запрет и случается беда.
Появляется другой герой, который помогает.
Добро побеждает зло.
Кто хочет попробовать рассказать сказку?
Дети пробуют пересказать сказку, используя карты Проппа.
Воспитатель: Как вы считаете, мы стали сказочниками? Что нам помогло запомнить и рассказать эту сказку?
(Карты)
Предлагаю новую книжку «Кот, петух и лиса» поселить в нашем «Книжкином теремке».
Сказочнице очень нравится, когда вы читаете и рассказываете ее сказки.
Она вам передала в подарок эти раскраски. И я думаю, что она еще не раз к нам придет с новой интересной сказкой.
До свидания, до скорых встреч.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада
Конспект НОД в старшей группе детского сада. Стихи о животных
Конспект НОД в старшей группе. Заучивание стихотворения Барто «Елка»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по
Похожие статьи:
Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы
Конспекты занятий по математике в старшей группе
Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе