Применение проблемно-диалогической технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Конспект НОД в старшей группе.
Автор: Быкова Наталья Ивановна, воспитатель.
Место работы: МДОУ "Центр развития ребенка-детский сад№110", г.Петрозаводск, Республика КарелияТема НОД: «Путешествие на Северный полюс».
Цель: Знакомство детей с животными и особенностями природных условий Крайнего Севера;
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
1. Познавательное развитие. Формировать у детей первичные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
2. Речевое развитие. Расширять объём словаря, развивать диалогическую речь.
3. Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать интерес к живой природе. Развивать умение объединяться в пары, договариваться между собой,учитывать мнение партнера.
Материалы: карточки с изображением животных Арктики (тюлень, белый медведь, морж), природы Арктики, большие карточки с изображением леса и скотного двора, аудиозапись с голосами диких и домашних животных, оборудование для опыта (таз с водой, салфетки, жир или растительное масло).
Ход:
I. Ролевая игра, создающая мотивацию к занятию. «Дикие, домашние животные» (или «Помоги животным»).
Звучит аудиозапись: голоса диких и домашних животных.
Воспитатель: Ребята, что- то случилось! Как вы думаете, что произошло, почему такой шум? (на скотном дворе забыли запереть ворота, животные разбежались и встретились с дикими зверями; произошло какое-то чрезвычайное происшествие - все звери оказались вместе и т.д.).
Воспитатель: Что делать, ребята? ( нужно помочь животным). А как это сделать? (дикие животные могут съесть домашних, поэтому нужно отвести диких животных в лес, а домашних на скотный двор).
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, где у нас будет размещаться лес, а где скотный двор? (дети предлагают свои варианты, определяются, где что будет находиться)
Воспитатель: Кто следит за порядком в лесу? (лесник). А на скотном дворе? (хозяин). Чтобы был порядок, и опять животные не перепутались, давайте выберем “лесника” и “хозяина” домашних животных, которые будут пропускать "животных".
Воспитатель с детьми выбирает “хозяина» и «лесника».
Воспитатель: Ну, теперь все будет в порядке! Чтобы быстрее помочь животным, давайте объединимся в пары. Найдите каждый себе друга, у которого есть такой же цвет в одежде, как у вас (дети объединяются в пары по цвету в одежде).
Воспитатель: (сообщает правило). Теперь в своей паре договоритесь, какое животное вы будете представлять: дикое или домашнее, и кто это будет: волк, или корова, или лиса или кто-то другой. Затем вдвоем нужно подойти к “хозяину” или “леснику” и рассказать все о своем животном. “Хозяин” и “лесник” будут внимательны и пропустят только тех "животных", которые всё о себе рассказали.
Дети подходят к «пограничникам» (“хозяину” или “леснику”), называют свое животное, рассказывают о нем. Одному из детей (незаметно для остальных) воспитатель в это время сообщает, что ребенок будет представлять тюленя. Ребенок («тюлень») подходит к «пограничнику» и рассказывает всё про тюленя (большое животное, он не боится холода). «Пограничники» не пускают его ни в лес, ни на скотный двор.
II. Затруднение в игровой ситуации. Дети в затруднении - куда определить тюленя? Воспитатель показывает картинку с изображением тюленя.
Воспитатель: Куда же деться нашему тюленю? Почему “хозяин” не пропустил его на скотный двор? (не домашнее животное, а дикое). Почему “лесник” не пустил его в лес? (тюлень не живет в лесу). Как вы думаете, где может жить тюлень? (предположения детей).
III. Поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний и умений.
Воспитатель: Давайте получше познакомимся с тюленем.
Воспитатель: Посмотрите, какой он упитанный.Почему, как вы думаете? (слой жира предохраняет его от переохлаждения). А зачем ему ласты? (Ласты помогают тюленю двигаться в воде, чтобы охотиться за рыбой).
Воспитатель: Да, это животное- тюлень. Он живёт в холодных водах Северного Ледовитого океана. По-другому это место называется Арктика, или Северный полюс. Ребята, получилось у нас с вами помочь всем диким и домашним животным разойтись по своим местам? Теперь мы можем спокойно отправиться в путешествие на Северный полюс, в Арктику.
Воспитатель: Рассмотрите арктический пейзаж (картинка).
Воспитатель: Как вы думаете, тюлень- хищник или травоядное животное? (хищник, в Арктике нет растений). Чем питается тюлень? (рыбой).
Воспитатель: Кто охотится на тюленя? (белый медведь).
Воспитатель: Чем ещё питается белый медведь? (рыбой, может напасть на моржа).
Воспитатель: Кто ещё любит рыбу? (птицы) Значит, в Арктике много птиц? Птицы селятся по скалистым берегам, устраивают "птичьи базары" (дети рассматривают картинку).
Затем воспитатель предлагает детям провести опыт, чтобы выяснить, почему медведь не мерзнет в холодной воде.
Воспитатель: В емкость с водой опустите руку и сразу выньте ее. Посмотрите на руку внимательно. Она мокрая? (да, покрыта тонким слоем воды). Если бы сейчас ударил мороз, что произошло? (вода превратилась в корку льда). Теперь вытрите руки и смажьте жиром. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что заметили? (вода собралась капельками). Встряхните руку. Что произошло? (капли упали с руки, на руке нет воды, в мороз нечему превращаться в лёд).
Дети делают вывод, почему медведь не мёрзнет в воде и, когда выходит из воды.
Воспитатель: А кто еще из животных использует эту хитрость? (водоплавающие птицы).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему медвежьи лапы не примерзают ко льду? (ответы детей). У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах. Чтобы легче держаться на льду, подошвы лап покрыты водонепроницаемым мехом.
IV. Самостоятельное применение нового в других игровых ситуациях.
Дидактическая игра «Кто кем питается?» Предложить детям расположить картинки животных Севера на большом листе бумаги.
Воспитатель: Покажите стрелками, кто кем питается из этих животных.
Дидактическая игра «Отгадай загадку».
1.У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Спит на льдине целый день
Толстый маленький ............(тюлень)
2. Сильное животное, живет в холодном крае,
Огромными клыками сражается с врагами,
Мороза не боится, он гладок, толстокож,
На льдине обожает спать неуклюжий ...(морж)
3. Шубок белых не снимают,
В шубках спят, едят, играют,
Даже в шубках рыбу ловят.
Где вы видели такое?
Если знаешь, то ответь:
Это белый ..........(медведь)
V. Подведение итога:
Воспитатель: Ребята, что вам сегодня понравилось делать? Что сегодня узнали? Что было трудно?
Рекомендуем посмотреть:
НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима
НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели
Модель программы ознакомления старших дошкольников а с творчеством Конашевича