Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола" по учебнику Рамзаевой, 4 класс
Конспект урока русского языка по учебнику Т.Г.Рамзаевой 4 класс (урок разработан для учащихся с нарушениями речи). Неопределенная форма глагола
Цель: - формирование представлений о неопределенной форме глагола;
Задачи: Образовательные:
- познакомить учащихся с неопределенной формой глагола;
- формировать умение определять глаголы в неопределенной форме по вопросам; Развивающие:
- развивать умение определять начальную форму глаголов по морфемному признаку;
- развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы; Воспитательные:
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при взаимопроверке;
- формировать у детей интереса к уроку и потребности в самостоятельном поиске информации.
Оборудование:
- карточки для словарной работы;
- карточки со словами для составления пословицы;
- оценочный лист (+ правильно выполнил, - допустил ошибки, ! пока не получается)
Номер задания Отметка о выполнении
1. (+, -, !)
2. (+, -, !)
…
- таблица с вопросами Что делает? Что делать? Что сделать? (получает каждый ученик);
- Т.Г. Рамзаева Русский язык. Ч. 2: учебник для 4 кл.
- карточки для рефлексии
Ход урока
1. Оргмомент.
Сегодня будем мы трудиться,
Заданья наши нелегки.
Но не будем мы лениться,
Потому что МОЛОДЦЫ (хором)!
2. Словарная работа. (Индивидуальная работа по карточкам. Взаимопроверка и оценивание работ одноклассников. Учитель контролирует деятельность детей).
3. Актуализация знаний.
Составим пословицу и узнаем девиз урока. (Дети получают карточки со словами. Составляют пословицу, затем сравнивают с эталоном. В оценочном листе отмечают результат своей работы)
Знаешь – г…вори, а не знаешь – слушай.
- Прочитаем девиз нашего урока на выдохе. Прочитаем пословицу, соблюдая знаки препинания.
- Как вы понимаете пословицу?
- Назовите орфограмму. Подберите проверочное слово.
- Спишите пословицу, подчеркните глаголы и определите время глаголов. (Один ученик работает у доски).
- Какую часть речи мы продолжим изучать?
- Что вы знаете о глаголе? Как изменяются глаголы?
- Какую роль выполняет глагол в предложении?
- Можете ли вы отличить глагол от других частей речи? Чему вы еще научились? (находить глаголы в предложении, тексте, определять время глагола)
4. Объявление темы и цели урока.
Сегодня мы продолжим говорить о глаголе, узнаем, что такое неопределенная форма глагола и научимся ее определять.
5. Постановка проблемы.
Работа над предложением. (Дети записывают предложение под диктовку. Один ученик работает у доски).
На лесной проталинке цветет и голубеет подснежник.
- А вы знаете, как по-другому называется подснежник? (пролеска)
- Назовите орфограммы.
- Выполните синтаксический разбор предложения. (Дети выполняют синтаксический разбор предложения, составляют схему, дают характеристику предложению. В оценочном листе отмечают результат своей работы).
- У каждого на столе лежит таблица.
Что делает? Что делать? Что сделать?
цветет цвести зацвести (отцвести)
голубеет голубеть заголубеть
- Выпишите из предложения глаголы в первый столбик. Измените форму глаголов и запишите их в таблицу.
- Придумайте еще два глагола и заполните таблицу. (После коллективной проверке, дети отмечают результат своей работы в оценочном листе).
- Что можете сказать о глаголах из второго и третьего столбиков? В чем вы затрудняетесь?
- Что мы узнаем на уроке? (что это за форма глагола)
- Как мы узнаем? мы будем наблюдать сравнивать, делать выводы).
6. Выход из проблемной ситуации.
- Попробуйте определить форму глагола.
- Как называется такая форма глагола? (неопределенная форма)
- Что нового узнали о глаголе?
- По-другому неопределенная форма глагола называется начальной.
- Как можно определить начальную форму глагола? (по вопросам).
- Выполним морфемный разбор глаголов цвести и голубеть. (Дети работают самостоятельно. Один ученик у доски. Коллективная проверка. В оценочном листе дети отмечают результат работы).
- Какой частью слов являются – ти и –ть?
- Правы ребята, которые выделили – ти и –ть как окончание и правы ребята, которые выделили – ти и –ть как суффикс.
- Мы с вами договоримся: будем обозначать – ти и –ть как суффиксы неопределенной формы.
7. Формулирование правила.
- Попробуйте сформулировать правило (дети формулируют правило по его началу):
Глаголы, отвечающие на вопросы …
- Сможем теперь определить начальную форму глаголов? Как? (по вопросам что делать?, что сделать? и по суффиксам – ти и –ть). (Чтение правила в учебнике с. 69)
8. Физминутка.
А теперь поиграем. (Учитель называет фразеологизмы, дети объясняют их значение и показывают действие).
Унести ноги, водить за нос, строить глазки, прикусить язык, клевать носом, развешивать уши.
- Скажите, в какой форме употреблены эти глаголы? (дети отмечают результат своей работы в оценочном листе).
9. Закрепление материала.
- Проверим, как вы поняли, что такое неопределенная форма глагола.
Выполним упражнения 413 с. 69, 419 с. 72 (Учитель контролирует деятельность детей, оказывает помощь, исправляет ошибки). (Дети отмечают в оценочном листе результаты своей работы).
10. Итог урока. Рефлексия.
- Вспомните тему нашего урока.
- Чему мы научились на уроке? (определять начальную форму глагола)
- Как можно определить начальную форму глагола? (по вопросам и суффиксам).
- В оценочном листе поставьте себе оценку за урок и улыбнитесь друг другу.
11. Домашнее задание.
с.69 учить правило, упр. 415 с. 70.
Скачать Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола" по учебнику Рамзаевой, 4 класс
Здравствуйте Мария Юрьевна. Хочется отметить доброжелательный тон урока, с помощью которого преподноситься учебный материал. Ведь с детьми, имеющими нарушения речи нужно именно так и работать, чтобы добиваться результата. Весь ход урока построен на вопросах, общении которые не дают отвлекаться. Очень хорошо. Спасибо. Голос.
Мария Юрьевна, конспект интересный. Понравилось, что материал детям дается не информативно, а создается проблемная ситуация, решение которой позволяет познакомить детей с новым материалом - неопределенной формой глагола. Дети не только слушают, а говорят, рассуждают. Единственное, может быть физминутку провести несколько раньше? Спасибо!
Мария Юрьевна, конспект интересный. Понравилось, что создается проблемная ситуация и дети пробуют найти выход из неё.Учащиеся рассуждают, делают выводы. Разработка понравилась.Но думаю, что физминутку поздно запланировали.А так всё хорошо.