Урок письма с презентацией в 4 классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на тему «Слоги и слова с буквой Щ. Составление и написание предложений»
Конспект урока письма с презентацией в 4 классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на тему «Слоги и слова с буквой Щ. Составление и написание предложений»
Данная разработка будет полезна дефектологам, учителям коррекционных школ, студентам педагогических учебных заведений.
Данный материал предназначен для обучающихся 4 класса, имеющих интеллектуальные нарушения (вариант 2).
Урок составлен с использованием героев сказки Николая Носова «Незнайка и его друзья». Использование сказочных героев позволяет разнообразить формы работы на уроке, активизирует внимание, познавательный интерес учащихся. Герои сказки детям знакомы и это снимает напряжение, оказывает благоприятное эмоциональное воздействие на учащихся. Благодаря этому у учащихся формируются более прочные, глубокие знания.
Автор: Куприянова Наталия Викторовна, учитель начальных классов
Место работы: ГБОУ СО «Школа-интернат АОП г. Маркса»
Конспект урока письма с презентацией в 4 классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на тему «Слоги и слова с буквой Щ. Составление и написание предложений»
Цель: закрепить умение писать букву Щ., соединять ее с другими буквами в слогах и словах. Задачи:
Образовательная: учить применять навык написания слогов и слов с буквой Щ, развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа слов, расширять словарный запас.
Коррекционно-развивающая: корригировать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук, корригировать и развивать связную речь учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы.
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес, интерес к урокам письма.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, лужайка с цветами (для слогов), рыбки со словами, д/игра «Разрезные картинки», карточки с заданием «Поймай звук».
У каждого ребенка : тетрадь, ручка, цветные карандаши.
Ход урока
I Организационный этап.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинаем наш урок!
Встали прямо, улыбнулись,
Все немножко подтянулись.
А теперь тихонько сели
На меня все посмотрели.
Учитель: Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, к кому мы отправимся в гости.
Он не знает ничего!
Вы все знаете его…
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его?
Дети: Незнайка.(Слайд 2)
II. Мотивационный этап Сюрпризный момент
Учитель: Правильно, Незнайка. Незнайка пропустил занятия в школе и его друзья приготовили ему задания. Он, ребята, просит вас помочь ему выполнить задания. (Слайд 3)
- Поможем ему?
- В Цветочном городе … на берегу Огурцовой реки живут коротышки: малыши и малышки ! (Слайд 4)
- Давайте отправимся к ним в гости!(Слайд 5)
- Но сначала проверим домашнее задание.
III. Проверочный этап. Проверка домашнего задания.
Учитель: Что было задано на дом?
Ученик: Дописать предложения. (Слайд 6)
Учитель: Какая буква встречается во всех дописанных словах?
Ученик: буква Щ
IV. Подготовительный этап. Сообщение темы и цели урока (Слайд 7)
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Слоги и слова с буквой Щ. Составление и написание предложений».
-На уроке мы закрепим умение писать букву Щ, слогов, соединять ее с другими буквами в слогах и словах.
- Сегодня на уроке будем работать по плану: работа со звуками и буквами, работа со слогами и словами, работа с предложениями.
V. Основной этап. 1. Дидактическая игра «Поймай звук Щ» Учащимся раздаются карточки с заданием, Артем выполняет индивидуальное задание по карточке.
Учитель: К нам на урок заглянуло солнышко, но его лучи закрыли тучки.
- Давайте поможем освободиться солнышку от тучек. Тучки уйдут в том случае, если вы правильно выполните задание. (Слайд 8)
- Ваша помощь заключается в следующем: на каждой тучке нарисована картинка. (Слайд 9)
У вас на карточках картинка и схема (Слайд 10)
- Определите место звука Щ.
ЯЩИК, ПЛАЩ, ЩУКА. (Учащиеся выполняют задания в карточках)
- Молодцы ребята!
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 11)
- Солнышко засияло улыбкой и оно дарит вам свои лучики. Пусть они помогут вам сохранить настроение до конца урока и на весь день! (Слайд 12)
2. Физминутка для мелкой моторики «Солнышко»
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик. Пальцы сгибать и разгибать
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи Машут руками
Летом нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки Трут щёчки
А весной на носик ставит
Точки, точки, точки Постукивают пальцами по носу
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это. Хлопки
3[u]. Запись числа в тетради.[/u]
Учитель: Откройте тетради.
-Напомните, сколько строчек нужно отступить от последней работы?
Ученик: Две
-Какое сегодня число? Запишем число, классная работа.
4. Чистописание. Первое задание от Знайки. (Слайд 13)
Учитель: Перед вами на доске образец. (Слайд 14)
- Пишите красиво строчку буквы Щ.
- Сравните написанные буквы с образцом, возьмите простой карандаш, найдите буквы, которые написаны так же как на образце и подчеркните букву.
- Поднимите руки у кого такие буквы есть?
5. Найди слово на букву «Щ». (Слайд 15)
Учитель: Карандаш нарисовал картинки, назовите мне слова, которые начинаются с буквы Щ.
Ученики: Щит, щетка, щенок, щука.
6. Дидактическая игра «Разрезная картинка»
Учитель: Следующие задание от Чиполлино. (Слайд 16)
Учащимся раздаются конверты с заданием.
- Что у вас получилось? Назовите предметы которые у вас получились? (Учащиеся по очереди называют предметы)
7. Словарная работа (Слайд 17).
Учитель: Как называют эти предметы одним словом?
Ученик: Овощи. (Слайд 18)
Учитель: Овощи - сочные части травянистых растений, которые используют в пище. (это съедобные плоды и зелень растений) В овощах много витаминов, которые полезны для нашего организма.
- Где растут овощи? (ответы учеников)
- Когда принесли овощи с огорода или магазина, их обязательно нужно помыть.
- Сколько букв в слове? Сколько слогов? (ответы учеников)(Слайд 19)
Учитель: Повторим слово по слогам все вместе.
Учитель записывает слово на доске.
-Запишите слово в тетради.
ПОВАР (Слайд 20)
Я начищу овощей,
Наварю кастрюлю щей,
А еще люблю борщи
И щавелевые щи.
- Что еще можно приготовить из овощей?
Ученик: салат.
Учитель: Давайте составим предложение со словом овощи. (учащиеся устно составляют 2-3 предложения)
8. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Учитель: Винтик и Шпунтик приготовили задание «Четвертый лишний» (Слайд 22)
Щ М О С
Учитель: Какая буква лишняя? И почему?
Ученик: Буква О, потому что гласная.
9. Физминутка «Рыбалка»(Слайд 23)
Учитель: А сейчас мы вместе с Незнайкой отправимся на рыбалку.
Физминутка «Рыбалка»
На рыбалку мы идем (Шагаем на месте)
И ведро с собой берем, (Имитируем размах ведром)
А придя на бережок (Указываем руками под ноги)
Сяду, съем я пирожок. (Садимся на колени, жуем)
Когда сил прибавится — (Показываем мышцы рук)
Рыбалка начинается! (Потираем ладони)
Я закину удочку, (Замах руки)
Потяну чуток! (Двумя руками тянем на себя)
Наловлю ведерко — (Указываем двумя руками на ведерко)
Ссыплю в кузовок. (Пересыпаем)
Удалась рыбалка, (Руки ставим на пояс, улыбаемся, покачиваем головой)
Настроение — класс! (Показываем большой палец)
Жалко, что мне снится (Поднимаем плечи)
Это в сотый раз! (Трясем руками)
10. Написание слогов под диктовку.
- Рыбалка у нас будет не обычная: ловить рыбу будем не удочками, а руками…
- Сейчас каждый из вас будет выходить к доске, «ловить» рыбку и читать слог и записывать в тетради. (На магнитной доске расположены разноцветные рыбки, вырезанные из картона. Учащиеся по очереди выходят к доске, берут рыбку и читают слоги)
Ученики: ща, щу, щи, ащ, ощ, ущ.
11. Написание слов с образца учителя.
Учитель: Еще одно задание – посмотрите на лужок, на нем красивые цветочки.(Слайд 24) Эти цветы вырастила Дюймовочка. (на доске расположены цветы) Но они необычные. Вы по очереди будете брать цветок, читать слово. Затем я буду записывать слово на доске, а вы в тетрадях
Ученик: роща, пища, щёки.
Учитель: Сколько букв в этом слове? (Ответы учеников)
Учитель: Какая буква первая? (Ответы учеников)
Учитель: А какая – последняя? (Ответы учеников)
12. Физминутка для глаз. (На стенах класса слева и справа от детей размещены стрекозы и бабочки)
Учитель: Над лужайкой летают бабочки и стрекозы. Давайте сосчитаем их.
- Посмотрите направо. Сколько бабочек? (Учащиеся считают)
- Посмотрите на лево. Сколько стрекоз? (Учащиеся считают)
13. Работа с предложением.
Задание от Буратино. (Слайд 25)
Учитель: Составьте предложение по картинке. (Если ученики затрудняются в составлении предложения, учитель задает наводящие вопросы: Кто изображен на картинке? Что он делает?) (Слайд 26)
Учитель: Выберите схему предложения. (После того как учащиеся составят предложение, они к этому предложению подбирают схему)(Слайд 27)
Учитель: Давайте повторим правило написания предложения.
-С какой буквы начинается предложение? Что ставиться в конце предложения? (Ответы учащихся)
- Слова в предложении пишутся отдельно.
- Спешите предложение в тетрадь письменными буквами.
14. Закрепление знаний о гласных и согласных буквах.
Учитель: Красным и синим карандашом поставьте точки под буквами в предложении, в своих тетрадях.
15. Игра «Один – много» Слайд 28)
Учитель: Второе задание от Знайки. (Учащиеся называют, изображенные предметы)
Ученики: Щетка – щетки, щенок – щенки, прищепка – прищепки.
VI. Заключительный этап. 1. Подведение итогов урока.
Учитель: Чему сегодня учились?
Ученики: На уроке мы закрепили умение писать букву Щ, соединять ее с другими буквами в слога и словах.
Учитель: Какие задания выполняли? Со словами, слогами, с предложением? (Ответы учащихся)
Учитель: Какое задание было для вас самым интересным?
Учитель: Помогли Незнайке справиться с заданиями?
Учитель: Все сегодня молодцы!
2. Домашнее задание. (Слайд 29)
Учитель: Прочитайте предложения.
Учитель: Дома вы должны выписать слова с буквой Щ.
3. Схематическое рисование своего настроения в конце урока
Учитель: Какое настроение у вас в конце урока? (игра «Солнышко и тучка»: спрашиваю у каждого ребёнка, какую картинку он выбирает).
Выставление оценок.
- Незнайка вас благодарит и говорит «СПАСИБО». (Слайд 30)
Учитель: Урок окончен.
Презентация на тему: Слоги и слова с буквой Щ. Составление и написание предложений
Здравствуйте, Наталья Викторовна! Ознакомилась с разработкой Вашего урока. Разработка составлена грамотно, выдержаны все этапы урока, не забыли про физминутку. Хотелось увидеть слайды презентации.
Пока осталось время для редактирования, можно копировать и вставить слайды как картинки.
Допишите еще назначение работы.
С дебютом Вас, примите мой голос№1